ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-22192/2022 от 06.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 сентября 2022 года

Дело № А26-10037/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,

судей И.В. Масенковой, М.А. Ракчеевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько,

рассмотрев в судебном заседании при участии:

от Общества представителя ФИО1 (доверенность от 14.12.2021),

от Министерства представитель не явился,

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2022 по делу № А26-10037/2021 (судья Н.Г. Буга), принятое по иску:

Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» (186757, Республика Карелия, г. Сортавала, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>),

о взыскании платы по договору аренды лесного участка,  

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия (далее – суд первой инстанции) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» (далее – Общество) о взыскании 3 626 819 руб. задолженности по арендной платы по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 № 163-з, 2 526 руб. 88 коп. пеней.

Определением суда первой инстанции от 05.11.2020 исковое заявление принято к производству, делу присвоен № А26-9169/2020.

Определением от 20.12.2021 суд первой инстанции выделил в отдельное производство требование Министерства о взыскании с Общества 94 387руб.платежей за объем древесины, заготовленной при создании лесной инфраструктуры, делу присвоен № А26-10037/2021.

Решением от 30.05.2022 с Общества в пользу Министерства взыскано 94 387руб.платы за объем древесины, заготовленной при создании лесной инфраструктуры, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 3 775 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, чтоначисление платы за древесину, полученную при создании объектов лесной инфраструктуры не соответствует условиям договора аренды и положениям лесного законодательства, объем использования лесов согласован сторонами в рамках мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.2018 по делу № А26-115/2018, не включает объем рубки лесных насаждений для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры и не изменялся в установленном порядке; полагает, что регулируемая арендная плата не применятся к спорному договору, заключенному на торгах, заявленное Министерством требование противоречит условиям спорного договора о порядке и сроках внесения арендной платы

В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу, указал, что мировым соглашением из объема использования лесов исключен объем рубки лесных насаждений, согласно позиции Минлесхоза плата за указанный объем не должна взиматься.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

По результатам аукциона Министерство по природопользованию иэкологии Республики Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью «Грин Лайн» (арендатор) заключили договор от 24.12.2014 № 163-з (далее - Договор) аренды лесного участка площадью 49 330га, расположенного в Святозерском, Кинелахтинском, Паннильском участковом лесничествах Пряжинского лесничества, и являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:86 (далее - Участок), для заготовки древесины.

На основании дополнительного соглашения от 18.04.2018 к Договору права и обязанности арендатора по Договору переданы Обществу.

Ежегодный объем использования лесов определен в приложении № 3 к Договору. В рамках мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.2018 по делу № А26-115/2018, стороны согласовали новую редакцию приложения № 3 к Договору, согласно которой ежегодный объем заготовки древесины не включает объем использования лесов при рубке лесных насаждений для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры.

Согласно пункту 2.1.1 Договора размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим Договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов сучетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25.

Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год. Форма уведомления (извещения) аналогична форме, указанной в приложении № 4 к Договору, нонетребует подписания со стороны арендатора (пункт 2.1.3 Договора).

Пунктом 2.1.4 Договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объёма использования лесов, действующих ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.

Уведомлением от03.08.2020 года №2426 Министерство сообщило Обществу о начислении 101 718 руб. платыза объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры за 2020 год.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства повнесению предусмотренных Договором платежей, Министерство 25.08.2020 направило Обществу претензию от 21.08.2020110 с требованием об оплате задолженности и неустойки, а впоследствии обратилось в арбитражный суд ссоответствующим иском.

В соответствии с условиями мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.12.2021 по делу № А26-9169/2020, спор о взыскании арендной платы за пользование спорным лесным участком за исключением спора о взыскании платы за объем древесины, заготовленной при создании лесной инфраструктуры, сторонами урегулирован.

В рамках выделенного требования о взыскании платежей за объем древесины, заготовленной при создании лесной инфраструктуры, суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнении Обществом условий Договора в части внесения арендной платы за пользование Участком с учетом объемов древесины, заготовленной при создании лесной инфраструктуры, в связи с чем удовлетворил соответствующее требование Министерства.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся вматериалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛКРФ), лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам, в том числе на основании договора аренды; к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы в соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка в отношении лесного участка, находящегося в федеральной собственности устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «Оставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы заединицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310).

В соответствии с частью 1 статьи 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.

Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 ЛК РФ, а допускается одновременно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.

Пунктом 4.3.2 Договора арендатору предоставлено право осуществлять на Участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в Проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений отерриториальном размещении проектируемых объектов.

Утвержденнымприказом Министерства от19.12.20192312 проектом освоения лесов Общество в период с 2019 года по 2021 год управомочено произвести рубку лесных насаждений на Участке при создании объектов лесной инфраструктуры в общем объеме 57,88тыс.м.куб.

В соответствии с лесными декларациями от 30.06.2020 № 94, 14.07.2020 № 102, 14.07.2020 № 105 Обществом произведена рубка лесных насаждений на Участкепри создании объектов лесной инфраструктуры в общем объеме 79 куб. м.

Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 ЛК РФ).

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имеет правового значения исключение из ежегодного объема использования леса на Участке объема рубки лесных насаждений для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры.

Минимальный размер арендной платы за использование Участка с изъятием лесных ресурсов с учетом ставки, определенной Постановлением № 310, в соответствии с расчетом Министерства составляет 7 330 руб. 77 коп.

Указанная сумма внесена Обществом в федеральный бюджет.

Вместе с тем, в соответствии с условиями пункта 2.1.1 Договора размер подлежащей внесению Обществом арендной платы рассчитывается сучетом коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 икоэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25.

С учетом изложенного, Министерством заявлено к взысканию 94 387 руб. платы за использование Участка с изъятием лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры, рассчитанной с применением соответствующих коэффициентов (7 330 руб. 77 коп. минимального размера арендной платы * 1,5 коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона * 9,25 коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона - 7 330 руб. 77 коп., внесенных Обществом в федеральный бюджет).

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Обществом обязательства по внесению арендной платы за пользование Участком с учетом рубки лесных насаждений при создании объектов лесной инфраструктуры, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.

Суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки названного вывода.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, вступившими в законную силу судебными актами по делу № А26-6769/2019 установлено, что применение повышающих коэффициентов при индексации размера арендной платы не противоречит положениям лесного законодательства и условиям Договора.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного акта.

Ссылка подателя жалобу на иную судебную практику является несостоятельной, поскольку приведенная практика основана на иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств, установленных в рамках настоящего спора.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции также не допущено, а потому у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы ответчика и отмены или изменения принятого по делу решения.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от30.05.2022 поделу №А26-10037/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.В. Изотова

Судьи

И.В. Масенкова

 М.А. Ракчеева