ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-22218/2022 от 22.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 августа 2022 года

Дело № А26-121/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.

судей  Денисюк М.И., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от  заявителя: ФИО2, по доверенности от 06.12.2021 (онланй);

от заинтересованного лица: ФИО3 , по доверенности от 01.03.2022 (онлайн); 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-22218/2022 )  Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от .06.2022 по делу № А26-121/2022 (судья Цыба И.С. ), принятое

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Соломенное"

к  Министерству экономического развития и промышленности Республики Карелия

о признании  незаконным распоряжения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Соломенное» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением  (далее – Министерство), которым  Обществу было отказано в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 19.10.2018 №10РПА0000848 и просило обязать Министерство продлить срок действия лицензии от 19.10.2018 №10РПА0000848.

Решением суда первой инстанции от 06.06.2022 заявленные требования Общества удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда от 06.06.2022 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом первой инстанции при вынесении судебного акта не учтено, что в соответствии с пп.1 пункта 9 статьи 19 Закона №171-ФЗ нарушение заявителем положений статьи 26 Закона №171-ФЗ также является основанием для отказа в продлении лицензии. При этом, Закон №171-ФЗ не содержит ограничений по сроку выявления допущенного нарушения при осуществлении лицензионного контроля, принимая во внимание, что до момента подачи заявлением Общества о продлении срока действия лицензии у Министерства отсутствовали основания для проведения проверки  соблюдения заявителем лицензионных требований. Кроме того Закон №171-ФЗ не содержит требования о количестве выявленных нарушений лицензионных требований, влекущих за собой отказ в продлении лицензии. Следовательно, однократность совершения заявителем нарушения лицензионных требований не может  являться основанием для отмены распоряжения.

ООО «Соломенное» представило отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.10.2018 Обществу была выдана лицензия № 10РПА0000848 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Общество 22.09.2021 подало в Министерство заявление (входящий номер 2702/МЭР) о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 19.10.2018 №10РПА0000848 на один год.

В ходе проведения документарной проверки на основании заявления ООО «Соломенное» о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 19.10.2018 №10РПА0000848 Министерством выявлено нарушение лицензионных требований, установленных пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ в части розничной продажи алкогольной продукции по ценам, ниже цен, установленных регулирующим органом, по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Прионежский муниципальный район, Нововилговское сельское поселение, <...>. Факт продажи отражен в «Отчете по реализации продукции ниже минимальной цены», согласно которому ООО «Соломенное» реализовало алкогольную продукцию Водка «Онежская мягкая», содержание спирта в продукции (%) 40,000%, емкость 0,5 л, код вида продукции - 200, с ценой продажи - 144 рубля 00 копеек, в количестве 1 (одной) бутылки и зафиксировало данный факт в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее ЕГАИС).

Нарушений  лицензионных требований, установленных подпунктом 7 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ в части наличия у Общества на дату, соответствующую рабочему дню, следующему за днем регистрации лицензирующим органом заявления о выдаче (продлении срока действия) лицензии, не уплаченного по данным ГИС ГМП административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не выявлено.

Министерством 21.10.2021 составлен акт проверки и заключение о результатах проведения экспертизы сведений в заявлении ООО «Соломенное» о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и в представленных документах на предмет соответствия лицензионным требованиям, а также издано распоряжение от 21.10.2021 № 464-РА, которым Обществу отказано в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в связи с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции с нарушением требований, установленных пунктом 5 статьи 11 Закона № 171-ФЗ в части розничной продажи алкогольной продукции по цене ниже цен, установленных регулирующим органом.

Не согласившись с распоряжением Министерства от 21.10.2021 № 464-РА, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд   с  настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда от 06.06.2022 в связи со следующим.

Правоотношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.

В пункте 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ определено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусмотрена выдача лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно пункту 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона.

Как следует из материалов дела, отказывая оспариваемым распоряжением Обществу в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, Министерство пришло к выводу, что Общество  осуществило   розничную продажу алкогольной продукции   с нарушением требований, установленных  пунктом 5 статьи 11 Закона № 171-ФЗ в части розничной продажи алкогольной продукции по ценам, ниже цен, установленных регулирующим органом.

В подтверждении факта продажи Обществом алкогольной продукции ниже цен, установленных регулирующим органом, Министерство представило «Отчет по реализации продукции ниже минимальной цены», согласно которому ООО «Соломенное» реализовало алкогольную продукцию Водка «Онежская мягкая», содержание спирта в продукции (%) 40,000%, емкость 0,5 л., код вида продукции - 200, с ценой продажи - 144 рубля 00 копеек, в количестве 1 (одной) бутылки и зафиксировало данный факт в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее ЕГАИС).

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации предоставлено право на утверждение перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию.

Данным нормативным актом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности и увеличения поступлений средств в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 года №131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности» (далее - Постановление №131) водка и ликероводочные изделия крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на территорию Российской Федерации включены в перечень продукции, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).

Приказом Минфина России от 11 декабря 2019 года №225н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, и о признании утратившим силу приказа Минфина России от 11 мая 2016 года №58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов», действующим на дату реализации алкогольной продукции (далее - Приказ №225н) цена на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка, бренди и другой алкогольной продукции, произведенной из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов) за 0,5 литра готовой продукции, не ниже которой осуществляются розничная продажа такой алкогольной продукции, установлена в размере согласно Приложению к Приказу №225н (подпункт «д» пункта 1 Приказа №225н).

Пунктом 12 приложения к Приказу №225н установлена минимальная цена в размере 230 руб. за 0,5 литра готовой продукции, не ниже которой осуществляется розничная продажа водки крепостью свыше 39% до 40% включительно.

В свою очередь Общество указало сведения фискального документа (кассового чека) № 626 от 31.12.2020, согласно которым в 12 час. 28 мин. по цене 144,00 рубля Обществом была реализована водка «Карельская Рыболовная» объемом 0,25л, а водка «Онежская Мягкая» объемом 0,5л была реализована по цене 329 рублей.

Также согласно имеющейся у Общества товарной накладной №00УТ-030215 от 08.12.2020 Обществом у ООО «Торговый дом «Согласие» (ИНН <***>) принята алкогольная продукция, в том числе водка «Карельская Рыболовная», объемом 0,25л, с наценкой Общества по цене 144,00 рубля за одну бутылку и водка «Онежская Мягкая» объемом 0,5л, с наценкой Общества по цене 329,00 рублей.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции были истребованы из  Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия копии всех кассовых чеков (фискальный документ) ООО «Соломенное» за 31.12.2020. Также  у Министерства была истребована распечатка информации из ЕГАИС в отношении всех операций ООО «Соломенное» по розничной продаже алкогольной продукции за 31.12.2020.

Как следует из представленных в материалы дела копий кассовых чеков, отраженная в представленном налоговым органом перечне информация по кассовому чеку № 626 от 31.12.2020 соответствует сведениям, указанным в кассовом чеке № 626 от 31.12.2020, представленном Обществом в материалы дела (л.д.16).

Согласно представленному Министерством журналу учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за 31.12.2020 (л.д. 87-89), в указанную дату в 12 час. 28 мин. Обществом была реализована водка «Онежская мягкая» 40% объемом 0,5 л одна бутылка по цене 144,00 руб. и водка «Онежская мягкая» 40% объемом 0,5 л одна бутылка по цене 329,00 руб.; в отношении каждой единицы товара указан номер федеральной специальной марки.

При этом как следует из представленных Министерством отчетов об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (л.д.76-86) по состоянию на начало дня 31.12.2020 в наличии у Общества имелось:

- водка «Карельская рыболовная» объемом 0,25 л – 31 бутылка;

- водка «Онежская мягкая» объемом 0,25 л – 29 бутылок;

- водка «Онежская мягкая» объемом 0,5 л – 4 бутылки.

По состоянию на окончание дня 31.12.2020 в наличии у Общества имелось:

- водка «Карельская рыболовная» объемом 0,25 л – 31 бутылка;

- водка «Онежская мягкая» объемом 0,25 л – 27 бутылок;

- водка «Онежская мягкая» объемом 0,5 л – 2 бутылки.

В силу пункта 2 статьи 12 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 12 Закона № 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС.

Сведения о маркируемой федеральной специальной маркой алкогольной продукции, которые она должна содержать, установлены в пункте 3.1 статьи 12 Закона № 171-ФЗ.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона № 171-ФЗ требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений, указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы.

На основании пункта 1 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 (действовали по состоянию на 31.12.2020) (далее – Правила маркировки) сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на федеральные специальные марки организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации (далее - организация), а также сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители).

Пунктом 2 Правил маркировки установлена последовательно нанесение сведений о маркируемой алкогольной продукции на федеральные специальные марки осуществляется с помощью технических средств единой государственной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - единая информационная система).

Исходя из содержания пунктов 2 и 3 Правил маркировки обязанность по приобретению и маркировке федеральными специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, возложена на организации, осуществляющие производство такой алкогольной продукции. Нанесение марок на продукцию должно производиться после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, в том числе о наименовании алкогольной продукции, содержании этилового спирта, объеме продукции в потребительской таре и получения подтверждения о фиксации таких сведений в ЕГАИС.

Согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ООО «Соломенное» производителем алкогольной продукции не является, однако в силу действующих правил несет  ответственность за правильность нанесения и подлинность федеральных специальных марок.

Вместе с тем, оценив допущенное единичное нарушение Обществом лицензионных требований, суд пришел к выводу о том, что отказ Обществу в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции  необоснованно ограничивает право Общества на осуществление предпринимательской деятельности.

Все перечисленные в пункте 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ основания аннулирования лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представляют собой определенные нарушения, допущенные лицензиатом. При этом, как указано в Пленуме ВАС РФ № 47 от 11.07.2014, при рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии; суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как аннулирование лицензии.

Лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, т.е. полностью прекращает его основную деятельность по розничной продаже алкогольной продукции. Данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.2009 № 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Министерства влечет за собой чрезмерное ограничение правоспособности ООО «Соломенное», в связи, с чем не отвечает требованиям законности, справедливости и соразмерности примененной меры ответственности в виде отказа в продлении срока действия лицензии.

Судом первой инстанции правомерно учтено, что сведения, отраженные в фискальном документе и в ЕГАИС, не соответствуют друг другу; Министерство не устанавливало и не могло установить факт, какой именно товар был реализован Обществом 31.12.2020 в 12 час. 28 мин.; вмененный Обществу в вину факт продажи алкогольной продукции по цене ниже установленной Правительством РФ был зафиксирован Министерством 21.10.2021, то есть через десять месяцев после даты реализации алкогольной продукции; иных нарушений Закона № 171-ФЗ Министерство Обществу не вменяло.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции.

При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права судом не нарушены, полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных частью  4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 06 июня 2022 года по делу №  А26-121/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

 Н.О. Третьякова