ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
17 октября 2022 года | Дело № А42-3097/2022 |
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-22259/2022 ) ГУ – ОПФ РФ по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2022 по делу № А42-3097/2022 (судья Воронцова Н.В.), принятое по заявлению МБДОУ «Детский сад №16» муниципального образования Кандалакшский район
к ГУ – ОПФ РФ по Мурманской области
о признании недействительным решения
встречное заявлению о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16» муниципального образования Кандалакшский район (далее – учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда по Мурманской области (далее – фонд, ответчик) от 15.03.2022 № 061S19220001341.
Фондом заявлено встречное заявление о взыскании с учреждения 1 000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за август 2021 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 07.06.2022 в виде резолютивной части суд признал недействительным решение фонда от 15.03.2022 № 061S19220001341 о привлечении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ), в удовлетворении встречных требований фонда отказал.
21.06.2022 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить встречное заявление, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 апелляционная жалоба фонда принята к производству в порядке упрощенного производства.
Распоряжением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда М. А. Ракчеевой от 31.08.2022 в связи с назначением судьи Трощенко Е.И. на должность судьи Арбитражного суда Северо-Западного округа в соответствии со статьей 18 АПК РФ дело № А42-3097/2022 передано в производство судьи М. Л. Згурской.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по дополняющей форме СЗВ-М за август 2021 года представлены учреждением с нарушением срока.
Указанные нарушения зафиксированы в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.11.2020 № 061S18220000504.
Решением от 15.03.2022 № 061S1920001341 учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закон № 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 1 000 руб.
Фондом в адрес организации выставлено требование от 11.04.2022 № 061S01220001993 об уплате финансовых санкций в сумме 1 000 руб. в срок до 16.05.2022.
Не согласившись с законностью вынесенного фондом решения, учреждение обратилось в суд с заявлением.
В свою очередь фондом заявлено встречное заявление о взыскании с учреждения 1 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за август 2021 года.
Суд, установив, что страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованных лиц до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и самостоятельно представил в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702 по делу № А04-5748/2017, удовлетворил требования учреждения и отказал фонду в удовлетворении встречного заявления.
Указанный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела.
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, 06.09.2021 учреждение представило в фонд исходную форму СЗВ-М за август 2021 год на 64 застрахованных лица.
25.10.2021 фонд направил в адрес учреждения уведомление №01-48/1333 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда.
Согласно извещению о доставке (лист дела 24) уведомление получено страхователем 11.11.2021 в 08 час. 05 мин.
Ссылка фонда на то, что уведомление направлено фондом 25.10.2021 и получено провайдером в этот же день не имеет правового значение.
В соответствии с пунктом 3.2.5 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2018 № 3п «Об утверждении формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении системой страхователя.
12.11.2021 (суд указал 16.11.2021), то есть на следующий день после получения уведомления фонда, учреждение представило дополняющую форму СЗВ-М за август 2021 года на двух работников.
Положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция), установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц в определенном Инструкцией порядке.
Согласно абзацу третьему пункта 40 Инструкции страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции). Выводы суда о самостоятельном выявлении учреждением ошибок в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-М за август 2021 года не соответствуют обстоятельствам дела. Дополняющие сведения на двух работников за указанный период, сведения о которых ранее в фонд не подавались, представлены учреждением на следующий день после получения уведомления фонда.
При таких обстоятельствах оснований для освобождения учреждения от ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ, не имеется (абзац 4 пункта 40 Инструкции).
Необоснованной является ссылка суда на положения пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, которая утратила действие 26.07.2020.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось. О снижении штрафных санкций учреждение не заявляло.
Фондом заявлено встречное заявление о взыскании с учреждения 1 000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за август 2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Статьей 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
Таким образом, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу части 18 статьи 17 Закона № 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (часть 19 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 237-ФЗ).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (часть 20 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 № 237-ФЗ).
Таким образом, с учетом положений специального законодательства и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных Законом № 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий:
страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям в течение 3 лет превысила 3 000 руб.;
страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям в течение 3 лет не превысила 3 000 руб.
При этом в первом случае срок обращения в суд - шесть месяцев со дня, когда сумма превысила 3 000 рублей; во втором случае срок обращения в суд - шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока с установленного в первом требовании срока на оплату.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречного заявления фонда подлежит отмене с прекращением производства по делу в указанной части применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В остальной части оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2022 по делу №А42-3097/2022 в части признания недействительным решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда по Мурманской области от 15.03.2022 № 061S19220001341 о привлечении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отменить.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2022 по делу №А42-3097/2022 в части отказа в удовлетворении встречного заявления Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области отменить.
Производство по встречному заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | М.Л. Згурская |