ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-22505/2022 от 15.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 сентября 2022 года

Дело № А56-7169/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Семеновой А.Б., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 04.05.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-22505/2022 )  жилищно-строительного кооператива «Центр долевого строительства» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2022 по делу № А56-7169/2022 (судья Гуляев С.Б.), принятое

по заявлению жилищно-строительного кооператива «Центр долевого строительства»

к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области

о признании недействительным предписания

установил:

Жилищно-строительный кооператив «ЦДС» (далее – Кооператив, ЖСК «ЦДС») обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее – Комитет) №1520 от 22.10.2021.

Решением суда от 09.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Кооператив направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что Комитет не полномочен проводить проверку внутрихозяйственной деятельности ЖСК и затребовать документы; Комитетом не подтверждено основание для проведения проверки. Ссылается на неисполнимость пунктов 8 и 9 предписания. Указывает, что закон не возлагает обязанность по предоставлению реестра членов ЖСК, а также не возлагает обязанность по соблюдению порядка созыва конференции ЖСК, в связи с чем пункт 5 и 9 предписания должны быть признаны недействительными.

В судебном заседании представитель Комитета просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.

Кооператив надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в целях рассмотрения обращений ФИО3, проживающего в многоквартирном доме по адресу: <...> (далее - МКД), Комитетом в отношении ЖСК «ЦДС» проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения от 20.01.2021 № 38, по результатам которой Комитетом выдано предписание от 26.02.2021 № 38 об обязании представить в комитет протокол конференции ЖСК «ЦДС» от 26.06.2017 № 10, 11 с приложениями, обеспечить подтверждение законности избрания делегатов конференции Кооператива.

В целях проверки ранее выданного предписания Комитетом на основании распоряжения от 05.07.2021 № 1039 проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой комитетом выдано повторное предписание от 16.07.2021 № 1039.

В целях проверки ранее выданного предписания Комитетом на основании распоряжения от 13.10.2021 № 1520 проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой комитетом выдано оспариваемое предписание от 22.10.2021 № 1520. Срок исполнения данного предписания – 01.12.2021.

Не согласившись с указанным предписанием Комитета от 22.10.2021 №1520, Кооператив оспорил его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем  в удовлетворении заявленных требований отказал.

Выслушав представителя Комитета, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с часть 1 статьи 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.

Конференция ЖСК вправе рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов ЖСК в соответствии со статьей 116 ЖК РФ, включая утверждение взносов на содержание общего имущества собственников в МКД, принятие решения об утверждении Устава ЖСК, о ликвидации или реорганизации ЖСК, избрании членов Правления ЖСК и др.

 Судом первой инстанции обоснованно установлено, что согласно пункту 8.17 Устава ЖСК делегаты Конференции ЖСК избираются общим собранием членов ЖСК из числа членов ЖСК по представлению Председателя Правления ЖСК до момента, когда число членов ЖСК превысит 50 членов.

Конференция ЖСК созывается Правлением ЖСК по собственной инициативе, по заявленному в Правление требованию Председателя Правления, Ревизора ЖСК, группы членов ЖСК численностью не менее 1/2 от общего числа членов ЖСК (пункт 8.9.1 Устава ЖСК).

В соответствии со статьей 20 ЖК РФ, Положением о комитете, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 10.01.2014 № 1, комитет имеет право в рамках осуществления полномочий по государственному региональному жилищному надзору осуществлять проверку соблюдения требований законодательства при проведении и

Указанная проверка проводится в виде документарной проверки путем исследования протокола общего собрания с обязательными приложениями.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в части распространения требований об оформлении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, на общие собрания членов (конференций) ЖСК, в соответствии с пунктом 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр и действовавших до 04.03.2019, пунктом 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр и действующих с 04.03.2019, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ;

г) списки присутствующих и приглашенных лиц;

д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;

е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;

ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Согласно пункту 2 Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр, действовавшего до 04.03.2019, правление жилищно-строительного кооператива обязано направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ, лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - копии решений, протокола), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание.

Согласно пункту 3 указанного Порядка, Передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения правлением жилищно-строительного кооператива от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий. Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронных образов решений, протокола в электронной форме.

По состоянию на дату принятия решений конференции ЖСК от 26.06.2017 в обязанности ЖСК входило направление копий решений и протокола общего собрания в    комитет    как    орган    жилищного    надзора,    в    том    числе    в    электронном    виде    путем размещения на специализированном электронном ресурсе. При этом подлинники указанных документов подлежали хранению ЖСК в определенном решением общего собрания (конференции).

С 11.01.2018 направлению в комитет подлежат подлинники таких решений и протоколов.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что  копии или оригиналы соответствующих документов ЖСК от 26.06.2017 № 10, 11 в комитет не представлены.

Доводы ЖСК о причинах непредставления указанных документов правомерно отклонены судом.

Специальных сроков хранения протоколов общих собраний (конференций) жилищно-­строительных кооперативов действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем при решении данного вопроса надлежит руководствоваться законодательством об архивном деле.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 и части 3 ст.6 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 утвержден Перечень управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (действовал до 17.02.2020), в соответствии с п. 18 которого протоколы общих собраний пайщиков, собраний, сходов граждан подлежат постоянному хранению.

Указанный приказ действовал в период проведения конференции ЖСК от 26.06.2017 и оформления ее результатов.

В   настоящее   время   сроки   хранения   таких   документов   также   определены   как постоянные на основании пунктом 18 Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня   типовых   управленческих   архивных   документов,   образующихся   в   процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».

Состав технической и иной документации на многоквартирный дом закреплен в пунктах 24, 26 Правил N 491, а также в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.

Из буквального прочтения подпункта д(3) пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, усматривается, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются также оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Истребование данных документов осуществляется в целях защиты прав и законных интересов собственников помещений в МКД, членов ЖСК.

ЖСК, являясь способом управления МКД, обязано хранить такую документацию (пункт 27 Правил № 491).

Учитывая приведенные нормы, а также значимость указанных документов для решения вопросов управления МКД, срок хранения истребованных комитетом у ЖСК на основании оспариваемого предписания документов не может быть ограничен 3 годами, следовательно, должен быть представлен комитету во исполнение данного предписания.

Кроме того, законность ранее выданных Комитетом предписаний от 26.02.2021 № 38, от 16.07.2021 № 1039 подтверждена арбитражными судами в рамках дел № А56-43709/2021, № А56-85954/2021.

В данном случае оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы ЖСК, не возлагает на ЖСК не предусмотренные действующим законодательством обязанности, а также не препятствует осуществлению его предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Кооперативом требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы и дополнений к ней доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 09 июня 2022 года по делу №  А56-7169/2022   оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива «ЦДС» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

А.Б. Семенова

 О.В. Фуркало