ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-22912/2014 от 27.01.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 февраля 2015 года

Дело № А42-1146/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      января 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Есиповой О.И.

судей  Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Медведевой В.В.

при участии в заседании:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика 1: ФИО1 – по доверенности от 02.10.2014;

от ответчика 2: ФИО2 – по доверенности от 23.09.2014 №5;

от 3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер АП-22912/2014, 13АП-22913/2014 )  ООО «Мурманское авиационное предприятие» и Администрации муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 24.07.2014 по делу № А42-1146/2014 (судья Кузнецова О.В.), принятое

по иску ОАО «Вологодское авиационное предприятие», место нахождения: 160530, Вологодская область, Вологодский район, п. Дорожный, Аэропорт, ОГРН <***>,

к ООО «Мурманское авиационное предприятие», место нахождения: 184355, Мурманская область, Кольский район, пгт Мурмаши, Аэропорт, ОГРН <***>,

к Администрации муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района, место нахождения: 184592, <...>, ОГРН <***>,

3-е лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области

о признании недействительным открытого конкурса на право заключения договора и признании недействительным договора

установил:

Открытое акционерное общество «Вологодское авиационное предприятие» (далее - истец, ОАО «ВАП») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Администрации муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района (далее – Администрация, ответчик 1) о признании недействительным открытого конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения воздушным транспортом на социально значимых муниципальных маршрутах регулярных пассажирских, грузовых авиаперевозок в отдаленные села муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района Мурманской области, проведенного Администрацией (извещение о проведении которого было опубликовано в газете «Ловозерская правда» № 48 (8695) от 29.11.2013), а также о признании недействительным договора от 13.01.2014 № 1 о транспортном обслуживании населения воздушным транспортом на социально значимых муниципальных маршрутах регулярных пассажирских, грузовых авиаперевозок в отдаленные села муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района Мурманской области, заключенного по результатам открытого конкурса между Администрацией и Обществом с ограниченной ответственностью «Мурманское авиационное предприятие» (далее - ООО «МАП», ответчик 2).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Управление, УФАС).

Решением суда  от 24.07.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись  с судебным актом ООО «Мурманское авиационное предприятие» и Администрации муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района  заявили апелляционные жалобы, в которых просят отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований. 

Апелляционные жалобы являются аналогичными по содержанию.

Податели жалобы указывают на то, что конкурсной документацией было предусмотрено предоставление информации без ее документального подтверждения; полагают, что нарушение порядка проведения торгов не может  являться основанием для признания торгов недействительными  по иску лица, чьи  имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены  при применении недействительности заключенной на торгах сделки.

18.11.2014, 16.12.2014 Тринадцатым арбитражным апелляционным судом рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось дважды в целях предоставления Администрацией дополнительных документов, а истцу  - отзыва по каждому доводу апелляционных жалоб Администрации и ООО «МАП».

27.01.2014 судебное разбирательство возобновлено в том же составе суда.

Представитель ООО «МАП» в судебном заседании  поддержала доводы апелляционной жалобы.

ОАО «ВАП», Администрация  и  УФАС, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием к рассмотрению дела.

Законность  и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации от 21.11.2013 № 122 определено провести открытый конкурс и разместить извещение, конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения воздушным транспортом на социально значимых муниципальных маршрутах регулярных пассажирских, грузовых авиаперевозок к отдалённые сёла муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района Мурманской области.

Сведения о проведении Конкурса опубликованы в газете «Ловозерская правда» № 48 от 29.11.2013.

Конкурсная документация для проведения открытого конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения воздушным транспортом на социально значимых муниципальных маршрутах регулярных пассажирских, грузовых авиаперевозок в отдалённые сёла муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района Мурманской области (далее – Конкурсная документация) утверждена 22.11.2013 главой Администрации ФИО3

Изменения в Конкурсную документацию внесены распоряжениями главы Администрации от 27.11.2013 № 126 и от 12.12.2013 № 137.

Конкурсная документация размещена на официальном сайте Администрации www.admsplovozero.ru.

Постановлением Администрации от 05.02.2013 № 18 утвержден порядок проведения открытого конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения воздушным транспортом на социально значимых муниципальных маршрутах регулярных пассажирских, грузовых авиаперевозок в отдалённые сёла муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района Мурманской области (далее – Постановление № 18).

Изменения в Постановление № 18 внесены Постановлением Администрации от 29.03.2013 № 60.

Согласно  протоколу № 3 от 10.01.2014 к участию в конкурсе допущены  и признаны участниками ОАО «Вологодское авиационное предприятие» и ООО «Мурманское авиационное предприятие».

По результатам оценки заявок победителем конкурса признано ООО «МАП» с 37 начисленными баллами, второй номер  присвоен заявке  ОАО «ВАП»  с суммарным количеством баллов 33 (том 1, л.д.93-98).

С ООО «МАП»  как с победителем конкурса 13.01.2014  заключен Договор № 1  о транспортном обслуживании населения воздушным транспортом  на социально значимых  муниципальных маршрутах регулярных пассажирских, грузовых авиаперевозок в отдаленные села  муниципального образования сельское поселение  Ловозеро Ловозерского района Мурманской области.

ОАО «ВАП» не согласилось с итогами проведенного конкурса по тем основаниям, что определенные конкурсной документацией критерии оценки  конкурсных заявок  ставят в неравное положение  хозяйствующих субъектов, имеющих собственные объекты недвижимости, и хозяйствующих субъектов, обладающих аналогичными объектами на праве владения и пользования.

Полагая, что  при подведении итогов конкурсной комиссией неверно оценены заявки участников открытого конкурса, необоснованно определено количество баллов участникам, чем нарушены  права истца, последний обратился с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что нарушения при подсчете баллов, которые имели место, существенно повлияли на результат торгов, чем были нарушены  его права и законные интересы.

Заслушав представителей ответчиков, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

По смыслу названной нормы права торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие существенные нарушения закона, которые могли повлиять на определение результата торгов.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент назначения и проведения конкурса) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

При формировании условий конкурса заказчик должен строго следовать целям проведения торгов, соблюдая публичность, открытость и прозрачность, не нарушая принципов добросовестной конкуренции, а также соблюдая требования статьи 17 Закона N 135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Пунктом 1.6.1 Конкурсной документации  определен круг претендентов, которые могут принимать участие в Конкурсе, помимо прочего, имеющие на правах собственности, аренды и других законных основаниях:

- исправные воздушные судна в достаточном количестве для осуществления регулярных пассажирских, грузовых авиаперевозок с возможностью единовременной перевозки с посадочной площадки Ловозеро по маршруту «Ловозеро-Краснощелье-Ловозеро», «Ловозеро – Каневка - Сосновка-Ловозеро» - не менее 20 пассажиров с багажом не менее 20 кг/человека (предельная коммерческая загрузка воздушного судна 2500 тонны);

- производственно-техническую базу, оснащенную специальным оборудованием и инструментами для обслуживания населения в пункте начала маршрута (с посадочной площадки Ловозеро, расположенной в 2 км. от с. Ловозеро), для проведения технического обслуживания и ремонта воздушных судов, или договора на выполнение указанных работ сторонней организацией;

- посадочную площадку в с. Ловозеро, расположенную в 2 км. от с. Ловозеро, с находящейся на ней зданием аэровокзала, оборудованным отапливаемым помещением для ожидания вылета пассажирам, помещения для приема, досмотра и хранения багажа, возможность взвешивания багажа, доставка багажа пассажиров от места хранения до воздушного судна, возможность организации пунктов продажи авиабилетов и наличие кассиров на посадочных площадках, асфальтированную подъездную дорогу и привокзальную территорию для подъезда транспорта;

- на посадочных площадках в селах Краснощелье, Каневка, Сосновка отапливаемые помещения для ожидания вылета пассажирами, помещения для приема, досмотра, взвешивания и хранения багажа, возможность организации пунктов продажи авиабилетов и оформления багажа, наличие кассиров на указанных посадочных площадках;

- топливозаправочные комплексы в селах Ловозеро, Краснощелье и Каневка для возможности обеспечения загрузки до 22 пассажиров на каждом участке полета.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Конкурсе установлены в пункте 3.1 Конкурсной документации.

Согласно подпунктам 10-13 пункта 3.1 Конкурсной документации, в составе конкурсной заявки участники должны представить:

- информацию о наличии на правах собственности, аренды и других законных основаниях производственно-технической базы, оснащённой специальным оборудованием и инструментами для обслуживания населения в пункте начала маршрута (с посадочной площадки Ловозеро, расположенной в 2 км. от с. Ловозеро), оборудованным залом ожидания, зоной досмотра, весовой, помещением кассы, комнаты для отдыха пассажиров с детьми, имеющей асфальтированную подъездную дорогу и привокзальную территорию для подъезда транспорта;

- информацию о наличии на правах собственности, аренды и других законных основаниях производственно-технической базы для проведения технического обслуживания и ремонта воздушных судов, или договора на выполнение указанных работ сторонней организацией;

- информацию о наличии на правах собственности, аренды и других законных основаниях в селах Краснощелье, Каневка, Сосновка отапливаемые помещения для ожидания вылета пассажирами, помещения для приёма, досмотра, взвешивания и хранения багажа, возможность организации пунктов продажи авиабилетов и оформления багажа, наличие кассиров на указанных посадочных площадках;

- список воздушных судов (состоящих на балансе предприятия или арендованных), соответствующих типу перевозок, с указанием государственного регистрационного номера, срока эксплуатации.

В силу подпункта 21 пункта 3.1 Конкурсной документации, в состав конкурсной заявки должны входить документы, подтверждающие соответствие претендента требованиям пункта 1.6.1 Конкурсной документации.

Как правильно установил суд первой инстанции, из содержания вышеприведенных норм следует, что в составе  конкурсной заявки претендентам необходимо представить  документы, подтверждающие наличие у них в собственности, аренде или на ином законном основании объектов недвижимости.

Согласно пункту 6.3 Конкурсной документации, для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, конкурсная комиссия производит оценку представленных претендентом документов на предмет их соответствия требованиям, установленным организатором конкурса, и применяется балльная система в соответствии с перечнем показателей.

В перечень показателей, по которым осуществляется выявление лучших условий исполнения договора  и присуждается  установленное количество баллов включены показатели, отражающие, по мнению  заказчика,  состояние безопасности авиаперевозок, а именно: наличие  

- воздушных судов;

- объектов транспортной инфраструктуры (аэропортов, вертолетных площадок и др.);

- топливо-заправочных комплексов в селах Ловозеро, Краснощелье, Каневка;

- на посадочных площадках Ловозеро, Краснощелье, Каневка отапливаемых помещений для ожидания вылета пассажирам, помещения для приема, досмотра, взвешивания и хранения багажа, возможность организации пунктов продажи авиабилетов и оформление багажа.

При этом наличие указанных объектов  недвижимости в собственности влечет присвоение участнику  большего количества баллов – 3;  за наличие объектов недвижимости на праве аренды участнику присваивается  1 балл; при наличии объектов и на праве собственности и на праве аренды – присваивается 4 балла.

Между тем суд апелляционной инстанции  полагает, что безопасность авиаперевозок не может быть поставлена в зависимость от правового режима имущества, используемого  при осуществлении деятельности,  указанное положение конкурсной документации создает преимущественное право собственнику, а сам критерий конкурсного отбора не отвечает принципам справедливой конкуренции, как того требуют часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ..

Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к  правомерному выводу о допущенных конкурсной комиссией  нарушениях при подсчете баллов, которые существенно повлияли на результаты торгов, и нарушили права истца  как участника со вторым номером.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение антимонопольных требований к торгам, в том числе нарушение порядка определения победителя торгов, является основанием для признания судом соответствующих торгов недействительными.

В силу статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Довод апелляционной жалобы  о том, что  признание недействительным заключенного по результатам торгов договора в настоящее время не может восстановить нарушенных прав истца,  отклоняется судебной коллегией, поскольку суд апелляционной инстанции проверяет законность  и обоснованность  решения суда первой инстанции, вынесенного  24.07.2014  в период действия оспариваемого договора.

На основании изложенного, поскольку порядок начисления баллов и формулировка критериев в открытом конкурсе не соответствовали требованиям действующего законодательства, то данный конкурс, а также контракт, заключенный по его итогам, правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.

Доводы ответчиков, указанные в апелляционных жалобах, повторяют их позиции, изложенные в отзывах на исковое заявление, которым судом первой инстанции дана полная оценка, оснований для переоценки у апелляционного суда не имеется.

При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения от 24.07.2014 судом первой инстанции также не допущено.

Таким образом, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены принятого по делу решения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Мурманской области от 24.07.2014 по делу № А42-1146/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО «Мурманское авиационное предприятие» и Администрации муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района- без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

          О. И. Есипова

Судьи

                  Л. В. Зотеева

                  Н. И. Протас