ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-23146/2022 от 11.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 октября 2022 года

Дело № А56-25784/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Протас Н.И., Серебровой А.Ю.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1 (до и после перерыва)

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом (до перерыва), ФИО2 по доверенности от 18.10.2021 (после перерыва)

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом (до перерыва), ФИО3 по доверенности от 08.08.2022 (после перерыва)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-23146/2022 ) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2022 по делу № А56-25784/2022 , принятое

по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"

к  УФАС по Ленинградской области

об оспаривании постановления

установил:

публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго» (ОГРН: <***>, адрес: 197227, Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 21, лит. А, далее – ПАО "Россети Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган)  от 01.03.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-53/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде 300 000 руб. штрафа.

Решением от 24.06.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что судом не учтено, что Правилами не урегулированы случаи единовременной подачи одним и тем же владельцем заявок на технологическое присоединение нескольких земельных участков, образованных из единого земельного массива путем намеренного дробления; суд не принял во внимание недобросовестность заявителя – АО «Индустриальный парк «ФИО4», фактической целью которого при направлении таких заявок является технологическое присоединение нескольких земельных участков по льготному тарифу.

Определением от 26.09.2022 апелляционный суд отложил судебное разбирательство в связи с рассмотрением кассационной жалобы Общества по делу № А56-109626/2021, в рамках которого рассматривалась правомерность привлечения ПАО "Россети Ленэнерго" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ по аналогичным обстоятельствам.

В судебном заседании 04.10.2022 произведена замена состава суда, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судья Фуркало О.В. заменена на судью Сереброву А.Ю.

В судебном заседании 11.10.2022, продолженном после перерыва, объявленного 04.10.2022, в том же составе суда, представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в адрес Ленинградского УФАС России поступили заявления АО «Индустриальный парк «ФИО4» (далее – АО «ИП «ФИО4»), в том числе вх. № 90 от 10.01.2022, с жалобами на действия (бездействие) ПАО «Россети Ленэнерго».

АО «ИП ФИО4» одновременно направило в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» 38 заявок (включая заявку № 21-0029922) на технологическое присоединение к электрическим сетям 38 объектов, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н., в том числе с кад. № 47:23:0259004:1727 (далее - Объект).

ПАО «Россети Ленэнерго» должно было разместить документы и сведения, указанные в пункте 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861) в срок до 02.06.2021.

ПАО «Россети Ленэнерго», объединив все заявки в одну, направило 20.08.2021 в адрес АО «ИП ФИО4» договор (оферту) № ОД-025473-21/029924-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к сетям (далее - Договор), подготовленный в отношении 38 объектов присоединения (складов).

Полагая, что действия сетевой организации, выразившееся в направлении Договора за сроком рассмотрения заявки, а также объединении всех поданных АО «ИП ФИО4» заявок в один Договор, не соответствуют Правилам № 861, Управление признало ПАО «Россети Ленэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. (постановление от 01.03.2022 № 047/04/9.21-53/2022).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ПАО «Россети Ленэнерго» состава вменяемого административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

За нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена административная ответственность по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила № 861).

В силу положений пункта 3 Правил № 861 сетевая организация независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройству таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 12(1) Правил № 861 в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны:

а) сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «в» и «и» - «л» пункта 9 настоящих Правил;

б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;

в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта);

г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое   присоединение   -   для   заявителей,   максимальная   мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно.

Согласно пункту 105 Правил № 861 сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с названными Правилами для соответствующей категории заявителей, счет, технические условия, проект договора, инструкцию.

Управление пришло к выводу о том, что заявка АО «ИП «ФИО4» № 21-029922 соответствовала требованиям пункта 12(1) Правил № 861, а также о нарушении Обществом срока размещения информации, предусмотренной пунктом 105 Правил № 861.

Определением от 26.09.2022 апелляционный суд отложил судебное разбирательство в связи с рассмотрением кассационной жалобы Общества по делу № А56-109626/2021, в рамках которого рассматривалась правомерность привлечения ПАО "Россети Ленэнерго" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ по аналогичным обстоятельствам.

Кассационным судом при рассмотрении дела № А56-109626/2021 установлено, что ПАО «Россети Ленэнерго», объединив все заявки в одну, направило 20.08.2021 в адрес АО «ИП ФИО4» договор (оферту) № ОД-025473- 21/029924-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к сетям (далее - Договор), подготовленный в отношении 38 объектов присоединения (складов) с нарушением срока, установленного пунктом 105 Правил № 861.

Вместе с тем, судом кассационной инстанции при рассмотрении дела № А56-109626/2021 установлено, что АО «ИП ФИО4» владело на праве собственности земельным участком категории сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», который впоследствии был разделен на 38 незначительных по площади земельных участков.

В адрес сетевой организации поступило одновременно 38 заявлений о технологическом присоединении каждого вновь образованного земельного участка; в качестве объекта присоединения по каждому участку заявлено здание склада с требуемой мощностью в размере 150 кВт по III категории надежности, что в общем объеме составило 5700 кВт.

ПАО «Россети Ленэнерго» восприняло указанные действия заявителя как искусственное дробление единого земельного участка с целью создания ситуации, при которой у АО «ИП ФИО4» возникает право на технологическое присоединение на льготных условиях каждого участка, а у сетевой организации – обязанность по заключению соответствующих договоров, что в итоге позволяет заявителю избежать несения расходов в виде платы за технологическое присоединение с запрашиваемой мощностью в размере 5700 кВт (суммарно).

С учетом изложенное, расходы по технологическому присоединению по навязанной АО «ИП ФИО4» схеме вынуждена будет взять на себя сетевая организация, а в последующем переложить их на потребителей, поскольку согласно абзацу восьмому пункта 2 статьи 23.2 Закона № 35-ФЗ в размер платы за технологическое присоединение не включаются расходы, связанные с подключением энергопринимающих устройств до 150 кВт; такие расходы составляют выпадающие доходы сетевой организации и подлежат компенсации за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункт 87 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178).

Придя к выводу о заведомо недобросовестном осуществлении АО «ИП ФИО4» гражданских прав (злоупотребление правом), ПАО «Россети Ленэнерго» с учетом положений статьи 10, абзаца седьмого статьи 12, статьи 14 Гражданского кодекса Российской Федерации сочло возможным объединить 38 объектов технологического присоединения в Договор, направив его сопроводительным письмом № ЛЭ/16-30/101, в котором просило уточнить наименование объекта присоединения ввиду того, что земельные участки, на которых планируется размещение складов, имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства».

Как указывает ПАО «Россети Ленэнерго», Правила № 861 не регулируют случаи, когда заявитель злоупотребляет своими правами; иные нормы законодательства об электроэнергетике также не определяют порядок действий сетевой компании в подобном случае и в такой ситуации, действуя разумно с учетом принципа обеспечения защиты потребителя от необоснованного повышения тарифов на электрическую энергию (пункт 1 статьи 20 Закона № 35-ФЗ), сетевая организация имела право на оформление одного Договора.

Указанные доводы ПАО «Россети Ленэнерго» приводило Управлению, однако они не были предметом исследования в ходе производства по делу об административном правонарушении, хотя и нашли частичное отражение в оспариваемом постановлении.

При вынесении постановления Управление указало только факт нарушения положений Правил №861 по заявке № 21-029922 и ограничилось выводом о необоснованном объединении 38 заявок в Договор, не конкретизируя нарушенные, по его мнению, нормы права.

Кроме того, Управлением при вынесении оспариваемого постановления не учтено, что при осуществлении мероприятий по каждому договору сетевая организация нарушит положения подпункта а(2) пункта 25 Правил № 861, так как будет вынуждена осуществлять мероприятия внутри каждого присоединяемого земельного участка, что противоречит требованиям, обязывающим заявителя самостоятельно выполнять работы в собственных границах.

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях Общества состава административного правонарушения в части объединении всех поданных АО «ИП ФИО4» заявок в один Договор (оферту) № ОД-025473- 21/029924-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к сетям.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. 

Вместе с тем, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях сетевой организации нарушения, выразившегося в направлении Договора, объединившего все заявки Общества, за сроком рассмотрения заявки, установленным пунктом 105 Правил № 861, что самим заявителем не оспаривается.

Однако, ни Управлением, ни судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 4.4 при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Апелляционным судом установлено, что поводом для возбуждения производства по делу об административном правонарушении послужили обращения одного и того же лица - АО «ИП «ФИО4», а основанием – направление Обществом с нарушением срока, установленного пунктом 105 Правил № 861, одного и того же проекта Договора (оферта) № ОД-025473-21/029924-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к сетям, в котором объединена мощность, запрошенная отдельными заявками.

Постановлением УФАС по Ленинградской области от 09.11.2021 № 05/137-2021 ПАО «Россети Ленэнерго» уже было привлечено к административной ответственности за нарушение срока направления Договора (оферта) № ОД-025473- 21/029924-Э-21.Указанное постановление оспорено Обществом в арбитражном суде в рамках дела №А56-109626/2021, направленным судом кассационной инстанции на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области постановлением от 04.10.2022.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о наличии на момент вынесения оспариваемого постановления об административном правонарушении обстоятельства, исключающего производство по делу, а именно, наличие в отношении ПАО «Россети Ленэнерго» постановления, вынесенного Управлением о назначении административного наказания, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении от 01.03.2022 по делу № 047/04/9.21-53/2022 подлежит отмене как вынесенное с нарушением процессуальных норм КоАП РФ и при неполном исследовании обстоятельств вмененного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 24 июня 2022 года по делу №  А56-25784/2022 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 01.03.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №047/04/9.21-53/2022. 

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.И. Протас

 А.Ю. Сереброва