ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-23366/18 от 17.10.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

110/2018-466167(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания  Е. А. Царегородцевым 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-23366/2018) ГУ-УПФ РФ в Василеостровском  районе Санкт-Петербурга 

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 31.07.2018 по делу № А56-11720/2018 (судья М. И. Денисюк), принятое 

по заявлению ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский геологический  институт им. А.П. Карпинского" 

к ГУ-УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга
о признании недействительными решений
при участии:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 16.01.2018)
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 09.01.2018)

установил:

 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский  научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского» (ОГРН  <***>, место нахождения: 199106, <...>; далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными  решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда  Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее -  фонд) от 08.12.2017 № 202S19170127568, от 07.12.2017 № 202S19170127429, от  14.12.2017 № 202S19170130195. 

Решением от 31.07.2018 суд удовлетворил заявление и взыскал с фонда в  пользу учреждения 9 000 руб. расходов по государственной пошлине. 

В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по  делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и  процессуального права. По мнению подателя жалобы, представление дополняющей  формы на застрахованных лиц, не упомянутых в первичном отчете, за пределами  установленных сроков является составом правонарушения в виде  несвоевременного предоставления сведений на застрахованных лиц. Кроме того,  ответчик указывает, что фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в 


соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –  НК РФ). 

В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы  апелляционной жалобы, представитель учреждения против удовлетворения  апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. 

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по  результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности  представления заявителем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11  Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  (далее - Закон № 27-ФЗ), фондом составлен акт об обнаружении фактов,  свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования от 01.11.2017 № 202S18170132057. В акте отражено, что  сведения, необходимые для осуществления индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в  части представления ежемесячной отчетности о работающих лицах, за июль 2016  года (по форме СЗВ-М дополняющая в отношении 60 застрахованных лиц)  представлены учреждением 31.03.2017. 

Решением фонда от 08.12.2017 № 202S19170127568 учреждение привлечено  к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде  штрафа в сумме 30 000 руб. 

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и  своевременности представления заявителем сведений, предусмотренных пунктом  2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, фондом составлен акт об обнаружении фактов,  свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования от 01.11.2017 № 202S18170131865. В акте отражено, что  сведения, необходимые для осуществления индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в  части представления ежемесячной отчетности о работающих лицах, за август 2016  года (по форме СЗВ-М дополняющая в отношении 50 застрахованных лиц)  представлены учреждением 31.03.2017. 

Решением фонда от 07.12.2017 № 202S19170127429 учреждение привлечено  к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде  штрафа в сумме 25 000 руб. 

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и  своевременности представления заявителем сведений, предусмотренных пунктом  2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, фондом составлен акт об обнаружении фактов,  свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования от 08.11.2017 № 202S18170133803. В акте отражено, что  сведения, необходимые для осуществления индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в  части представления ежемесячной отчетности о работающих лицах, за октябрь 2016  года (по форме СЗВ-М дополняющая в отношении 15 застрахованных лиц)  представлены учреждением 31.03.2017. 


Решением фонда от 14.12.2017 № 202S19170130195 учреждение привлечено  к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде  штрафа в сумме 7 500 руб. 

Не согласившись с законностью вынесенных фондом решений, учреждение  обратился в суд с настоящим заявлением. 

Суд удовлетворил заявление.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь  ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -  месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая  лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых  являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры  об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы,  искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о  предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в  том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с  организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие  сведения: 

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление  страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или)  недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего  Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в  размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. 

Установив, что дополнительно представленные учреждением по истечении  установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срока сведения о  застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль, август и октябрь 2016 года не были  отражены в первоначальных сведениях за указанный период, фонд пришел к выводу  о представлении обществом неполных сведений по форме СЗВ-М за июль, август и  октябрь 2016 года в установленный срок, в связи с чем, учреждение привлечено к  ответственности в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ. 

Вместе с тем, статья 15 Закона № 27-ФЗ предоставляет право страхователю  дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по  согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской  Федерации. 

В соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ и Инструкции «О порядке  ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о  застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной  защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, страхователь имеет право  дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд  сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не  установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить  ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их  обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные  сведения (уточненные/исправленные). 

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к  ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа  является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда 


принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания,  презумпции невиновности. 

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, общество  реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за  указанный период, откорректировав их путем представления в фонд  дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу  финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ. 

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать  заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном  устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений  индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда  Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и  интересов застрахованных лиц. 

При таких обстоятельствах, в данном случае отсутствую основания для  применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона   № 27-ФЗ. 

Указанный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской  Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73- 910/2017, и соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской  Федерации, согласно которым принципы справедливости и соразмерности  предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях  освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного,  причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не  исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях  (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6- П). 

Таким образом, страхователь реализовал свое право на исправление  представленных сведений, в связи с чем, у фонда отсутствовали законные  оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей  17 Закона № 27-ФЗ. 

Не принимаются апелляционной инстанцией доводы фонда о неправомерном  взыскании с него понесенных учреждением расходов по уплате государственной  пошлины в сумме 9 000 руб. 

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных  издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК  РФ). 

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные  органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам,  рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков  освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в  арбитражных судах. 

В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной  пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что в силу главы  25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее  плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством и исходя из положений  подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной  пошлины после ее уплаты прекращаются. 

Согласно пункту 19 названного постановления законодательством о  судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение  надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по 


уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями  самостоятельно совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права,  законные интересы, о защите которых он обратился в суд. 

Таким образом, в случае, если судебный акт принят не в пользу  государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины  подлежат возмещению соответствующим государственным органом в составе  судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ). 

Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов,  которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо  опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом  апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для  отмены обжалуемого судебного акта. 

При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены  все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи.  Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений  или неправильного применения норм процессуального права при вынесении  решения судом не допущено. 

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения  апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. 

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 31.07.2018 по делу № А56-11720/2018 оставить без изменения,  апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий М.Л. Згурская  Судьи И.А. Дмитриева 

 ФИО3