ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-23497/19 от 01.10.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 октября 2019 года

Дело № А21-4116/2019

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Сомовой Е.А.

судей  Протас Н.И., Трощенко Е.И.

при ведении протокола судебного заседания:  Царегородцевым Е.А.

при участии: 

от истца (заявителя): Полленский О.В. по доверенности от 22.04.2019

от ответчика (должника): не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-23497/2019 ) ООО "СавГрад" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.07.2019 по делу № А21-4116/2019 (судья Сергеева И.С.), принятое

по заявлению ООО "СавГрад"

к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «САВГРАД», ОГРН  1073917007922; ИНН 3915005659, место нахождения: Калининградская область, г. Ладушкин, ул. Юбилейная, д. 9, оф. 3 (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, ОГРН 1153926037165, место нахождения: 236022, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 7А (далее – Министерство, административный орган) от 15.03.2019 № 108/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной абзацем 2 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее – ККоАП), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000  рублей.

Решением суда от 15.07.2019 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что спорные контейнерные площадки являются самостоятельными объектами благоустройства и в предмет муниципального контракта от 06.02.2019 № 6460 не входят; общество не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, кроме того административным органом не соблюдена процедура привлечения заявителя к ответственности.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является  препятствием к рассмотрению жалобы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках мониторинга территории Мамоновского городского округа Министерством было установлено, что в период времени:

- с 12 ч. 15 мин. 11.02.2019 по 12 ч. 02 мин. 12.02.2019 на территории земельного участка по адресу: г. Мамоново, ул. Жабинского, 24 вблизи контейнера для накопления отходов,

-   с 12 ч. 24 мин. 11.02.2019 по 12 ч. 09 мин. 12.02.2019 на территории земельного участка по адресу: г. Мамоново, ул. Жупанова, 1 вблизи контейнера для накопления отходов,

-   с 12 ч. 51 мин. 11.02.2019 по 12 ч. 18 мин. 12.02.2019 на земельном участке по адресу: г. Мамоново, ул. Советская, 9 вблизи контейнера для накопления отходов,

-   с 14 ч. 03 мин. 11.02.2019 по 13 ч. 19 мин. 12.02.2019 по адресу: г. Мамоново, ул. Железнодорожная, 30 вблизи контейнера для накопления отходов,

- с 13 ч. 55 мин. 11.02.2019 по 13 ч. 24 мин. 12.02.2019 на территории земельного участка по адресу: г. Мамоново, ул. Спортивная, 17 вблизи контейнера для накопления отходов, Общество своевременно не обеспечило надлежащее санитарное состояние и чистоту указанных муниципальных территорий (земельные участки по вышеобозначенным адресам вблизи контейнеров по накоплению отходов захламлены твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), крупногабаритными отходами, обрезками зеленых насаждений, ветками и прочими отходами), чем нарушены требования пунктов 5.1, 5.1.4 Правил благоустройства территории муниципального образования «Мамоновский городской округ», утвержденных Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Мамоновский городской округ» от 24.01.2019 № 324 (далее – Правила).

Согласно муниципальному контракту от 06.02.2019 № 6460, заключенному с администрацией муниципального образования «Мамоновский городской округ» (далее – Контракт), заявитель является организацией, ответственной за осуществление работ по уборке муниципальных территорий муниципального образования «Мамоновский городской округ», в том числе вышеобозначенных земельных участков.

Выявленные факты послужили основанием для составления должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении от 27.02.2019 № 157/2019, согласно которому Обществу было вменено совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 2 части 1 статьи 73 ККоАП, а именно: нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ.

По результатам рассмотрения административного дела ведущим консультантом отдела административно-технического надзора Министерства вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 157/2019 от 15.03.2019, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по вышеназванной статье и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 73 ККоАП нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 5.1.4 Правил работы по содержанию объектов благоустройства включают:

- ежедневный осмотр всех элементов благоустройства (ограждений, зеленых насаждений, бордюров, пешеходных дорожек, малых архитектурных форм, устройств наружного освещения и подсветки и т.д.), расположенных на соответствующей территории, для своевременного выявления неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов;

- ежедневную уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте);

Представленными в материалы дела фотоматериалами от 11.02.2019 и 12.02.2019 (приложение к протоколу об АП от 27.02.2019 № 157/2019)   зафиксированы:

-   одни и те же ТКО (пищевые отходы, пакеты с мусором, черное пластиковое ведро, жестяные банки и пр.), находящиеся в период времени с 12 ч. 15 мин. 11.02.2019 по 12 ч. 02 мин. 12.02.2019 на территории земельного участка по адресу: г. Мамоново, ул. Жабинского, 24 на расстоянии около трех метров от контейнера для накопления отходов;

-   одни и те же ТКО (пакеты, элементы одежды, бутылки, мелкий сор и пр.), крупногабаритные отходы (картонная тара, унитаз, элементы мебели), находящиеся в период времени с 12 ч. 24 мин. 11.02.2019 по 12 ч. 09 мин. 12.02.2019 на территории земельного участка по адресу: г. Мамоново, ул. Жупанова, 1 вблизи контейнера для накопления отходов, а также вдоль забора в виде металлической сетки и вплотную к разрушенной кирпичной постройке за контейнером;

-   одни и те же ТКО (пакеты, бутылки, мелкий сор и пр.), крупногабаритные отходы (палки, доски), находящиеся в период времени с  12 ч.  51  мин. 11.02.2019 по 12 ч. 18 мин. 12.02.2019 на земельном участке по адресу: г. Мамоново, ул. Советская, 9 вблизи контейнера для накопления отходов и сзади него, а также обрезки зеленых насаждений, ветки в непосредственном примыкании к проезжей части дороги;

-     одни и те же ТКО (пакеты, бутылки, мелкий сор и пр.), крупногабаритные отходы (элементы мебели), обрезки зеленых насаждений, ветки находящиеся в период времени с 14 ч. 03 мин. 11.02.2019 по 13 ч. 19 мин. 12.02.2019 по адресу: г. Мамоново, ул. Железнодорожная, 30 вблизи контейнера для накопления отходов, сзади него, а также на расстоянии около 4 метров от контейнера вблизи забора;

-     одни и те же ТКО (пакеты, бутылки, мелкий сор и пр.), крупногабаритные отходы (палки, доски), находящиеся в период времени с 13 ч. 55 мин. 11.02.2019 по 13 ч. 24 мин. 12.02.2019 на территории земельного участка по адресу: г. Мамоново, ул. Спортивная, 17 вблизи контейнера для накопления отходов.

Все вышеприведенные земельные участки, захламленные отходами, являются муниципальными, расположены в границах г. Мамоново муниципального образования «Мамоновский городской округ» и переданы на обслуживание заявителю в соответствии с приложением к Контракту.

Согласно пункту 1.1 Контракта установлено, что Общество обязуется выполнить работы по текущему содержанию объектов благоустройства муниципального образования «Мамоновский городской округ» в 2019 году в соответствии с условиями настоящего контракта и технического задания (Приложение № 1, являющееся неотъемлемой частью настоящего контракта). При этом в пункте 2 технического задания к Контракту указано, что местом выполнения работ являются объекты внешнего благоустройства муниципального образования «Мамоновский городской округ», в том числе улицы Жабинского, Железнодорожная, Жупанова, Советская, Спортивная, на которых и были обнаружены вышеуказанные отходы.

Состав работ согласно пункту 4 технического задания включает в себя уборку улиц, сбор случайного мусора (ежедневно), вывоз и размещение на полигоне ТБО смета, мусора, листвы и т.д.; уход за зелеными насаждениями вдоль улиц и дорог: очистка кустарников от случайного мусора, сбор и вывоз веток и образовавшегося мусора; сбор случайного мусора, смета, посторонних предметов, упавших деревьев и веток и вывоз в места накопления ТКО и т.д.

Доводы заявителя о том, что контейнерные площадки являются самостоятельным объектом благоустройства и их уборка не входит в обязанности Общества, получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте и правомерно отклонены с учетом следующего.

Согласно материалам административного дела, местом совершения правонарушения являются земельные участки в пределах улиц, переданных на обслуживание заявителю, а не контейнерные площадки. Сам факт нахождения ТКО вблизи мусорных контейнеров на указанных выше улицах не свидетельствует с бесспорностью о том, что эти места являются контейнерными площадками, поскольку площадки не ограждены и не оборудованы надлежащим образом.

Доводы Общества о том, что уборку мест погрузки ТКО должен осуществлять региональный оператор по обращению с отходами, также получили надлежащую оценку и обоснованно не приняты судом во внимание.

Так, согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в регионах Российской Федерации с 01.01.2019 действует новая схема по обращению с твердыми коммунальными отходами: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утвержденным тарифам. Именно региональный оператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, правила которых закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641». 

В соответствии с пунктом 13 названного Постановления № 1156 ответственность за содержание контейнерной площадки несет собственник земельного участка, на котором она расположена. Региональный оператор по обращению с ТКО несет ответственность за вывоз и утилизацию отходов, размещаемых на контейнерной площадке, а также обязан подбирать отходы, просыпавшиеся при погрузке ТКО из контейнеров в мусоровозы.

Каких-либо доказательств того, что выявленные на обслуживаемых заявителем улицах ТКО просыпались при погрузке их в мусоровозы, в материалы дела не представлено. Напротив, фототаблицы свидетельствуют о том, что мусор находится на значительном расстоянии от контейнеров.  

Таким образом, материалами дела подтверждается факт того, что периодичность проведения работ по уборке спорных территорий заявителем не выполнялась. 

Фотографии сделаны в ходе мониторинга территории Мамоновского городского округа при непосредственном обнаружении Министерством правонарушения, в связи с чем правомерно отклонены судом и доводы заявителя о том, что фототаблицы не являются надлежащим доказательством по делу.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о доказанности наличия в действиях заявителя события административного правонарушения,  предусмотренного абзацем 2 части 1 статьи 73 ККоАП,.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенных Обществом нарушений с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.

Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Министерством процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. В соответствии с требованиями статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ Общество было извещено о времени и месте как составления протокола, так и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении; заявителю была предоставлена возможность в ходе производства по делу об административном правонарушении пользоваться процессуальными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в минимальном размере санкции абзаца 2 части 1 статьи 73 ККоАП.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы Общества, приведенные в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 15.07.2019 по делу №  А21-4116/2019   оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Сомова

Судьи

Н.И. Протас

 Е.И. Трощенко