ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-23643/2022 от 04.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 октября 2022 года

Дело № А56-23101/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Загараевой Л.П.,

судей  Горбачевой О.В., Третьяковой Н.О.,

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности т 11.02.2022,

от ответчика: 1) ФИО3 по доверенности от 04.02.2022,

2)ФИО4 по доверенности от 17.06.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-23643/2022 ) ООО «Северо-Западная строительная компания СПб» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2022 по делу № А56-23101/2022, принятое

по заявлению ООО «Северо-Западная строительная компания СПб»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу; Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу

о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западная строительная компания СПб» (далее – заявитель, Общество, ООО «СЗСК») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу № 11-03/1 от 29.10.2021.

Решением от 03.06.2022 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, при принятии обеспечительных мер налоговым органом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о направленности поведения налогоплательщика на создание препятствий с целью последующего неисполнения решения о привлечении его к налоговой ответственности.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Санкт-Петербургу и Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Санкт-Петербургу заявил ходатайство в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Санкт-Петербургу.

Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Поскольку при реорганизации в форме присоединения права и обязанности юридического лица переходят к вновь создаваемому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве в отношении ответчика  - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган).

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года Межрайонной инспекцией ФНС России № 10 по г. Санкт-Петербургу вынесено решение от 30.06.2021 № 11-03/2567 о привлечении ООО «СЗСК» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно получения необоснованной налоговой выгоды вследствие неправомерного, в нарушение положений ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ, применения вычетов по НДС вследствие заключения договора подряда от 02.09.2019 № СУБ//21- 2019 с контрагентом ООО «Кировская ПЗК» (ИНН <***>).

В соответствии указанным решением:

- налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), в виде штрафа в сумме 3 036 238,52 рублей;

- доначислен налог в сумме 7 590 596 рублей;

- начислены пени в сумме 1 138 104,45 руб. за несвоевременную уплату налога.

Для обеспечения исполнения указанного решения МИФНС № 10 по г. Санкт-Петербургу вынесено решение от 29.10.2021 № 11-03/1 о принятии обеспечительных мер, в соответствии с которым приостановлены операции по счетам в банках ООО «СЗСК СПб» в порядке, установленном статьей 76 НК РФ на сумму 11 764 938,45 рублей.

Не согласившись с указанным решением, ООО «СЗСК СПб» обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по г. Санкт-Петербургу с жалобой.

Решением УФНС по г. Санкт-Петербургу от 13.01.2022 № 16-15/01026 в удовлетворении жалобы отказано.

С учетом указанных обстоятельств заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

В силу вышеуказанной нормы решение о принятии обеспечительных мер может быть принято в любое время после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до дня исполнения указанного решения, либо до дня его отмены вышестоящим налоговым органом или судом.

Пунктом 10 статьи 101 Кодекса предусмотрено, что обеспечительными мерами могут быть:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества, в том числе, не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений; иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов;

2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 настоящего Кодекса.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что налоговым органом в целях обеспечения возможности взыскания начисленных в ходе проверки налогов, пени, штрафа в соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ в отношении ООО «СЗСК СПб» принято Решение №11-03/01 о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке на сумму 11 764 938,45 руб.

В обоснование применения обеспечительных мер налоговым органом в оспариваемом решении указано на наличие следующих обстоятельств:

1) Недобросовестность налогоплательщика. Минимизация налоговых обязательств. В нарушение п. 1 ст.54, 169, 171, 172 НК РФ, ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в результате неправомерного предъявления к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 7 590 596,30 руб. ООО «СЗСК СПб» допущена незаконная оптимизация налоговых обязательств, чем занижена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет.

Уклонение от контактов с налоговым органом, в т.ч. непредставление налогоплательщиком документов для проведения мероприятий налогового контроля.

2) Неисполнение своих обязательств по контрактам. К ООО «СЗСК СПБ» предъявлены иски от заказчика ГУП города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» ИНН <***> КПП 770245008 по неисполнению (ненадлежащему исполнению) контрактов:

Дело №А40-57446/2021-63-404 о взыскании 63 692 688,45 руб. в рамках ненадлежащего исполнения контракта.

Дело №А40-40370/2021-51-281 о взыскании 1 904 447,10 руб. в рамках ненадлежащего исполнения контракта.

Дело №А40-40207/2021-51-288 о взыскании 9 025 745,40 руб. в рамках ненадлежащего исполнения контракта.

Дело №А40-29031/2021-67-214 о взыскании 22 515 258,24 руб. в рамках ненадлежащего исполнения контракта.

Таким образом, общая сумма исковых требований от заказчика составляет 97 138 139,19 руб.

При условии расторжения контрактов с единственным заказчиком, являющимся основным источником поступления денежных средств, Общество не имеет возможности осуществить выплаты по данным исковым требованиям в случае их подтверждения в судебной инстанции.

Недостаточность денежных средств для исполнения налоговых обязательств. У Общества, согласно данным информационных ресурсов налоговых органов, открыто 10 расчетных счетов. В результате анализа, проведенного налоговым органом, установлено, что налогоплательщик не имеет на расчетном счете достаточных денежных средств, чтобы погасить обязательства по результатам камеральной налоговой проверки. Согласно выпискам банков по всем банковским счетам за период 2 кв. 2021г. сумма оборотов составила 83 256,5 тыс. руб. Общая сумма остатка на всех банковских счетах по состоянию на 26.07.2021 составляет 259 910,19 руб.

У Общества отсутствует переплата, позволяющая погасить обязательства налогоплательщика по результатам налоговой проверки.

5) Снижение финансовых показателей по данным отчетности. Согласно представленной Обществом бухгалтерской отчетности за 2020 год:

 - запасы за 2020 год составляли 58 721 тыс. руб., за 2019 год - 178 390 тыс. руб., снижение составило 303,79%;

- дебиторская задолженность за 2020 год составляла 184 322 тыс. руб., за 2019 год -304 026 тыс. руб., снижение составило 60,62%;

6) Размер доначисленных проверкой платежей составляет более 50% активов. При анализе бухгалтерской (финансовой) отчетности установлено: - сумма материальных внеоборотных активов составила 4 780 тыс. руб., - запасы - 58 721 тыс. руб., - финансовые и другие оборотные активы - 287 556 тыс. руб., - займы - 0 тыс. руб., - кредиторская задолженность - 160 182 тыс. руб., - выручка - 94 633 тыс. руб. - нематериальные активы - 0 руб. - чистые активы - -83 988 тыс. рублей.

 Размер доначисленной по результатам камеральной налоговой проверки суммы налогов, пени и штрафов составили 11 309 883,02 руб. + кредиторская задолженность в сумме 160 182 000 руб., итого задолженность в размере 171 491 883 руб.

Сумма доначисленных по Решению № 11-03/2567 недоимки, пеней и штрафов значительно превосходит величину чистых активов Общества.

7) Занижение выручки от реализации товаров (работ, услуг). В ходе анализа налоговых деклараций по НДС и выписки банков о движении денежных средств на расчетных счетах общества за 4 квартал 2020 года установлено превышение поступлений денежных средств над операциями по реализации товаров (работ/услуг) отраженными в разделе 9 (книга продаж):

Раздел 9 отражена реализация на общую сумму 248 578 тыс. руб.;

Поступление на расчетные счета <***> тыс. руб.

Таким образом, стоимость чистых активов налогоплательщика не только снизилась, но и размер долговых обязательств превышает стоимость всего имущества Общества, что может свидетельствовать об ухудшении финансового состояния Общества, которое в последствии может привести к невозможности исполнения решения. Налоговым органом установлено также снижение трудовых и финансовых ресурсов общества.

В случае, если совокупная стоимость имущества меньше общей суммы недоимки, сборов, пеней, штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности, обеспечительные меры применяются в виде приостановления операций по счетам в банках на основании пп.2 п.10 ст.101 НК РФ в порядке ст. 76 НК РФ.

При анализе собственности, которая находится во владении и пользовании ООО «СЗСК СПб», установлено отсутствие имущества, что свидетельствует о невозможности взыскания сумм недоимки с помощью наложения ограничительных мер на имущественный комплекс.

С целью анализа имущественного положения налогоплательщика у Общества запрошены (исх.№09/12382 от 14.07.2021, запрос от 14.07.2021 №09-18/11859): акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на 26.07.2021; сведения об имуществе находящемся в собственности организации по состоянию на 26.07.2021; карточки аналитического учета по счетам бухгалтерского учета 01, 10, 40, 41, 62, 76, 78, 58 за период 01.01.2021 по 26.07.2021; действующие договоры залога, лизинга, сведения об остаточной стоимости имущества, находящегося в залоге по состоянию на 26.07.2021.

В ответ на указанный запрос налогоплательщик письмом от 27.07.2021 сообщил, что активы в виде имущества отсутствуют, действующие договоры лизинга отсутствуют; акт инвентаризации расчетов с контрагентами будет представлен дополнительно, технический сбой в программе 1с устраняется; также налогоплательщиком представлены карточки аналитического учета по состоянию за 26.07.2021: карточка счета 41 (с нулевыми показателями), карточка счета 01 (с нулевыми показателями), карточка счета 40 (с нулевыми показателями); карточка счета 10 (текущее сальдо 236 159, 46 руб., без детализации операций по дебету счета).

В соответствии с информацией, представленной Инспекцией, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами налогоплательщиком впоследствии так и не был представлен, как и не представлена детализация показателей, отраженных в карточках аналитического учета с приложением подтверждающих документов.

Вышеуказанные обстоятельства исключили возможность проверки Инспекцией достоверности (непротиворечивости) соответствующих сведений, а также рассмотрение вопроса о возможности (невозможности) их отнесения к соответствующей группе имущества (с учетом наименования, индивидуальных признаков, количества и стоимости). Следовательно, данные обстоятельства были обусловлены действиями (бездействием) самого заявителя.

Документы, необходимые для установления действительного финансового положения организации, Обществом не представлены.

Также при анализе налоговым органом банковских выписок за период с 31.12.2021 по 31.03.2022 установлена одна приходная операция и одна расходная операция на сумму 51 000 руб. Следовательно, в настоящий момент поступлений денежных средств на расчетные счета, позволяющих сделать вывод о ведении Обществом деятельности и возможности погасить недоимку по результатам вынесенного решения от 30.06.2021 №11-03/2567, Инспекцией не установлено.

Данные обстоятельства позволяют полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения.

Общество не представило доказательств, с бесспорностью характеризующих его финансово-хозяйственную деятельность как стабильную, а также свидетельствующих о намерении погасить налоговую задолженность. Также заявитель не представил доказательства наличия у него какого-либо имущества, активов, за счет которых оно способно исполнить налоговые обязательства в сумме, выявленной налоговым органом по результатам проверки. Также подателем жалобы не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что действия инспекции по принятию обеспечительных мер препятствуют ведению Обществом предпринимательской или иной экономической деятельности.

С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания решения Инспекции о принятии обеспечительных мер отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 48, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Заменить в порядке процессуального правопреемства Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу.

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 03 июня 2022 года по делу №  А56-23101/2022   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.П. Загараева

Судьи

О.В. Горбачева

 Н.О. Третьякова