ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-23670/2022 от 20.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 октября 2022 года

Дело № А56-118431/2021

Резолютивная часть постановления объявлена    октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Пивцаева Е.И.,

судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,

при участии: 

от заявителя: представитель не явился, извещен,

от заинтересованного лица: представитель ФИО1, на основании доверенности от 10.01.2022,  

от 3-го лица: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-23670/2022 )общества с ограниченной ответственностью «Стройтехпром» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2022 по делу № А56-118431/2021 (судья Чекунов Н.А.), принятое по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Стройтехпром» (адрес: Россия, 190020, Санкт-Петербург, набережная Обводного Канала, дом 134-136-138, литер ВМ, помещение 13Н, офис 526, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 28.01.2008, ИНН: <***>)

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу (адрес: Россия,191124, Санкт-Петербург, улица Красного Текстильщика, 10-12, лит. О, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.12.2004, ИНН: <***>)  

третье лицо: ФИО2

о признании незаконными действий, обязании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Стройтехпром» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) по внесению в ЕГРЮЛ записи № 2217802099084 от 28.06.2021 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Гарпун» (далее – ООО «Гарпун»); обязании Инспекцию в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав Общества путем восстановления записи № 2217800189484 от 22.01.2021 в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО «Гарпун».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2.

Решением от 06.06.2022 в удовлетворения заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, заявленные требований удовлетворить, считая решение необоснованным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; ссылается на то, что срок исковой давности для признания ничтожного решения собрания недействительным, исчисляется по аналогии с правилами, установленными пунктом 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем полагает, что срок на подачу искового заявления о признании незаконными действий МИНФС России № 15 по г. Санкт-Петербургу по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации Общества не был пропущен конкурсным управляющим; при этом Общество отмечает, что в ходе анализа выписки по расчетному счету Общества № 40702810732060001551 выявлен факт потенциально оспоримых сделок, заключенных между Обществом и ООО «Гарпун»;; по мнению Общества, ликвидатор ООО «Гарпун» действовал с нарушением требования пункта 4 статьи 62 ГК РФ.

В судебном заседании представитель Инспекции просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

07.09.2022 распоряжением Заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Ракчеевой М.А. настоящее дело передано в производство судьи Пивцаева Е.И., в связи с переходом судьи Пряхиной Ю.В. в Арбитражный суд Северо-Западного округа.

В судебном заседании представитель Инспекции просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Гарпун» (ОГРН <***>) в лице единственного участника ООО «Гарпун» - ФИО2 приняло решение от 13.01.2021 № 1/2021 о ликвидации ООО «Гарпун».

В связи с этим Инспекцией 28.06.2021 внесена запись в ЕГРЮЛ № 2217802099084 о ликвидации ООО «Гарпун».

Сведения о ликвидации юридического лица из ЕГРЮЛ внесены в Единый государственный реестр юридических лиц от 28.06.2021 № 2217802099084 и журнал «Вестник государственной регистрации» часть 1 № 5 (824) от 10.02.2021

 Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 14.04.2021) по делу № А56-103583/2019 Общество признано банкротом, в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден член Союза АУ «СРО СС» ФИО3 (ИНН <***>.

Конкурсный управляющий Общества считает, что действие Инспекции по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 28.06.2021 № 2217802099084 о ликвидации ООО «Гарпун» является недействительным.

Как указывает, Общество согласно выписке банковского счета № 40702810732060001551 открытому в ПАО Банк ВТБ (Филиал № 7806), в период с 21.01.2020 по 24.01.2020 должником в пользу ООО «Гарпун» производились платежи по соглашению от 13.01.2020 № 01/01/20, являющиеся потенциально оспоримыми сделками должника, что свидетельствует о том, что ООО «Гарпун» является контрагентом Общества.

Согласно сведениям, из ЕГРЮЛ, Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись от 21.01.2021 № 2217800189484 о принятии юридическим лицом решения о ликвидации ООО «Гарпун».

Конкурсный управляющий Общества 24.06.2021 в 19:43 МСК обратился в Инспекцию с возражением заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р38001. 24.06.2021 заявка конкурсного управляющего принята к исполнению, присвоен уникальный номер U021062414414448.

Однако, не смотря на заявление конкурсного управляющего Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО «Гарпун».

На настоящий момент, в отношении Общества открыта процедура конкурсного производства, в рамках которой, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотрено оспаривание сделок должника.

В связи с ликвидацией ООО «Гарпун», Общества лишено возможности обратиться в суд с заявлением о признании сделки должника недействительной и применении последствий недействительности сделки.

Конкурсный управляющий считает, что исключение ООО «Гарпун» из ЕГРЮЛ, нарушает права и законные интересы конкурсных кредиторов Общества.

Общество ссылается на то, что при принятии решения об исключении налоговым органом не учтено наличие у ООО «Гарпун» неисполненных обязательств перед должником. Тем самым, исключение ООО «Гарпун» из ЕГРЮЛ делает невозможным обращение к ликвидированному Обществу с требованием исполнения обязательства.

Заявитель полагая, что Инспекция, внесла в реестр юридических лиц недостоверную информацию, тем самым нарушив его права, обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.

Как усматривается из материалов дела, единственным участником ООО «Гарпун» 13.01.2021 было принято решение о ликвидации Общества и назначении ликвидатором ФИО2 (решение единственного участника от 13.01.2021 № 1/2021).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 22 Закона о регистрации документы, предусмотренные статьей 21 указанного закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Процедура ликвидации юридического лица регулируется положениями статей 61 - 64 ГК РФ.

Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

По окончанию рассмотрения представленного комплекта документов, 22.01.2021 Инспекцией было принято решение № 3637А о государственной регистрации принятия ООО «Гарпун» решения о ликвидации и назначении ликвидатора, на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц 22.01.2021 за ГРН 2217800189484 была внесена соответствующая запись.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 63 ГК РФ, пункта 2 статьи 20 Закона о регистрации сведения о принятии решения о ликвидации Общества опубликованы в журнале «Вестник Государственной Регистрации» часть 1 № 5 (824) от 10.02.2021/1144, в публикации содержалась информация о порядке и сроке заявления требований кредиторами Общества. Подача заявлений с требованиями кредиторов могла быть произведена в установленный двухмесячный срок с момента опубликования сообщения о ликвидации.

С момента опубликования в журнале «Вестник государственной регистрации» сведений о принятии Обществом решения о ликвидации юридического лица, кредиторы и иные заинтересованные лица вправе обратиться в суд для принятия срочных временных мер, направленных на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя в порядке статьи 90 АПК РФ и статьи 139 ГК РФ.

Контроль исполнения ликвидационной комиссией (ликвидатором) установленной абзацем 2 пункта 1 статьи 63 ГК РФ обязанности уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица не относится к установленной сфере деятельности ФНС России.

Сведения о том, что ООО «Гарпун» находится в процедуре ликвидации, с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, в соответствии со статьей 7.1 Закона № 129-ФЗ, были внесены ООО «Гарпун» в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (сообщение № 05924217 от 28.01.2021).

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

По истечении установленных статьей 63 ГК РФ сроков и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, 14.04.2021 за № 72076А ООО «Гарпун» представило в регистрирующий орган на государственную регистрацию уведомление по форме № Р15016 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Для проверки сведений, указанных в заявлениях, представленных на государственную регистрацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регистрирующим органом используются различные информационные ресурсы, а также документированная информация от территориальных налоговых и иных государственных органов.

Инспекцией в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона № 129-ФЗ, было проверено наличие актов о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

На дату принятия решения о регистрации на сайте http://kad.arbitr.ru (информационная система «Картотека арбитражных дел») отсутствовали сведения о запрете на осуществление регистрационных действий либо судебный акт, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий или сведения о принятии к производству исковых заявлений.

На момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса сведения о принятии к производству заявления о признании Общества несостоятельным (банкротом) в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - http://kad.arbitr.ru, а также ЕФРСБ размещены не были.

Таким образом, основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали, в связи с чем, Инспекцией 21.04.2021 принято решение № 72076А о государственной регистрации составления промежуточного ликвидационного баланса, на основании которого 21.04.2021 за ГРН 2217801254636 в ЕГРЮЛ была внесена соответствующая запись.

21.05.2021 за вх. № 95552А на государственную регистрацию поступил комплект документов включавших в себя, в том числе: заявление о государственной регистрации ООО «Гарпун» в связи с его ликвидацией по форме № Р15016; решение единственного участника Общества от 24.05.2021 № 2/2021; ликвидационный баланс по состоянию на 24.05.2021 для государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией.

Представленный в комплекте документов ликвидационный баланс ООО «Гарпун», составленный по состоянию на 24.05.2021, утверждённый решением единственного участника Общества от 24.05.2021 № 2/2021, сведений о наличии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, об убытках, о наличии имущества в себе не содержал.

Иных сведений свидетельствующих о наличии либо отсутствии кредиторской задолженности, об убытках, о наличии имущества ООО «Гарпун» в Инспекцию представлено не было.

Направленные в Инспекцию электронные документы, согласно визуализированным данным сертификата электронной подписи, были подписаны ФИО2, в соответствии с Приказом ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@.

На стр. 2 листа «В» (стр. 003 заявления) заявитель своей подписью свидетельствует о том, что им соблюден установленный действующим законом порядок ликвидации юридического лица, что расчеты с кредиторами завершены, а также о том, что сведения, содержащиеся заявлении по форме № Р15016, достоверны.

Таким образом, всю ответственность за полноту и достоверность представленных в регистрирующий орган сведений, несет заявитель.

31.05.2021 Инспекцией, в связи с наличием обоснованных сомнений в достоверности, представленных на государственную регистрацию сведений о завершении расчетов с кредиторами и возможным проведением в отношении ООО «Гарпун» выездной налоговой проверки, на основании пункта 4.4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, было принято решение № 96859А о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

24.06.2021 за вх. № 127790А в Инспекцию, в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, поступило возражение ООО «Стройтехпром» по форме № Р38001 относительно предстоящей государственной регистрации ликвидации ООО «Гарпун».

Положениями пунктов 3 и 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ определено, что заявления лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Свое возражение ООО «Стройтехпром» мотивировало наличием у ООО «Гарпун» неисполненных денежных обязательств перед кредиторами.

Согласно подпункту «м» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации является факт поступления (в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр) судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащего запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.

В соответствии с подпунктом «х» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации является факт несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Подпунктом «б» пункта 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

В пункте 5 статьи 20 Закона № 129-ФЗ сказано, что государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

При этом, согласно подпункту 8 пункта 5 Оснований и Порядка, указанные в пунктах 2 и 4 настоящих Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случаях, если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.

Таким образом, представленное 24.06.2021 за вх. № 127790А возражение по форме № Р38001, относительно предстоящей государственной регистрации ликвидации ООО «Гарпун», в силу обстоятельств, на которых оно основано, само по себе не может являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации ООО «Гарпун».

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено произвольное вмешательство регистрирующего органа в хозяйственную деятельность субъектов гражданских правоотношений.

Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Положения ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права, подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ (статья 3 ГК РФ).

В силу пункта 4.1 статьи 9 и пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, в компетенцию регистрирующего органа не входит оценка законности решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей.

Законом № 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается строгой регламентацией действий регистрирующих органов по принятию решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Записи в Единый государственный реестр юридических лиц вносятся на основании представленных для государственной регистрации документов (пункт 4 статьи 5 Закон № 129-ФЗ).

Таким образом, основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали, в связи с чем, Инспекцией 28.06.2021 обоснованно принято решение о государственной регистрации ООО «Гарпун» в связи с его ликвидацией, на основании которого в ЕГРЮЛ 28.06.2021 за регистрационным номером ГРН 2217802099084 была внесена запись о ликвидации Общества.

Таким образом, нарушений прав Общества и действующего законодательства Российской Федерации при осуществлении государственной регистрации ликвидации ООО «Гарпун» Инспекцией допущено не было.

Учитывая открытость информации о начале процедуры ликвидации Общества, заявитель не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности и не реализовал законодательно закрепленные гарантии, направленные на защиту прав и законных интересов: в течение двух месяцев с момента опубликования данных о начале процедуры ликвидации Общества в журнале «Вестник государственной регистрации».

При этом судом первой инстанции установлено, что Общество обратилось в суд с настоящими требованиями за пределами трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.

Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании решения незаконным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

В данном случае судом установлено, что оспариваемое решение принято 28.06.2021, заявитель в связи с общедоступностью сведений ЕГРЮЛ должен был узнать о нем 28.06.2021, заявление в суд подано 15.12.2021, то есть с пропуском установленного срока.

Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что Общество обратилось в суд с настоящими требованиями за пределами трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-0, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) -незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

При таких обстоятельствах, пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований к Инспекции.

В силу приведенной нормы права в целях исчисления трехмесячного срока для обращения с заявлением, необходимо установить не только тот факт, когда заявитель узнал о прекращении юридического лица из ЕГРЮЛ, но и то - когда должен был узнать о данном обстоятельстве.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.

Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ каких-либо нарушений (пункт 3.2 Письма ФПС России от 28.12.2017 № ГД-4-14/26814@ «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2017)»).

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Наличие подобных обстоятельств в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ Обществом не подтверждено.

Своим правом на направление заявления по форме № Р38001, предусмотренным пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, Общество не воспользовалось.

Доказательств невозможности ознакомления с извещением, размещенным в журнале «Вестник государственной регистрации» и в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, равно как доказательств невозможности представления соответствующего заявления в регистрирующий орган, суду Обществом по делу представлено не было.

Учитывая изложенное, ходатайство о восстановлении срока отклонено обоснованно, поскольку уважительных причин суд не усмотрел.

Довод о том, что в данном случае срок исковой давности не пропущен, поскольку суду, по мнению Общества, следовало применить к настоящему спору положения, предусмотренные пунктом 5 статьи 181.4 ГК РФ, является неверным, так как предмет рассмотрения настоящего заявления относится к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ

Согласно пункту 5 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

В рассматриваемом случае оснований для применения пункта 5 статьи 181.4 ГК РФ, не установлено, так как в настоящем деле Общество оспаривает решение регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи № 2217802099084 от 28.06.2021 о прекращении деятельности юридического лица.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 06.06.2022  по делу №  А56-118431/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

           Е.И. Пивцаев

Судьи

                В.А. Семиглазов

 В.Б. Слобожанина