ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-23786/2014 от 20.01.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 января 2015 года

Дело № А42-6692/2013

Резолютивная часть постановления объявлена января 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме января 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Будылевой М.В.

судей  Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Бебишевой А.В.

при участии: 

от заявителя: Харченко О.В. по доверенности от 26.12.2014, Николаева В.А. по доверенности от 19.01.2015

от заинтересованного лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-23786/2014 ) ИФНС России по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.08.2014 по делу № А42-6692/2013 (судья Муратшаев Д.В.), принятое

по заявлению ИФНС России по г. Мурманску

к ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления МВД России по Мурманской области"

о взыскании

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (ОГРН 1045100223850) (далее – Инспекция) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании с федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» (ОГРН 1125190011517) (далее – Управление) пеней в размере 42 383 руб. 82 коп.

Решением суда от 05.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что требование об уплате пеней заявлено обоснованно, размер пеней подтвержден материалами дела, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела:

1. ИФНС России по г. Мурманску проведена камеральная налоговая проверка вневедомственной охраны при Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Мурманску.

По результатам указанной проверки 12.11.2012 вынесено решение № 20016, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2012 год, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ в сумме 16 660 216 руб.

2. ИФНС России по г. Мурманску проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2011 года, представленной Отделом вневедомственной охраны при Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Мурманску.

По результатам указанной проверки 29.02.2012 вынесено решение № 12275, которым учреждению доначислен налог на прибыль организаций за 9 месяцев 2011 года, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 26 779 463 руб.

Частично доначисленная указанным решением сумма налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в размере 26 779 226, 99 руб. передана в ИФНС России по г. Мурманску

3. ИФНС России по г. Мурманску проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год, представленной Отделом вневедомственной охраны при Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Мурманску.

По результатам указанной проверки 01.06.2012 вынесено решение № 14596, которым учреждению доначислен налог на прибыль организаций за 2011 год, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ в сумме 8 632 360 руб.

4. ИФНС России по г. Мурманску проведена выездная налоговая проверка Отдела вневедомственной охраны при Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Мурманску.

По результатам указанной проверки 29.06.2012 вынесено решение № 02.1-34/09125, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2008-2010 годы, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 90 712 132 руб.

5. Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка Отдела вневедомственной охраны при Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оленегорский».

По результатам указанной проверки 29.06.2012 вынесено решение № 147, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2008-2010 годы подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 8 882 957 руб.

6. Межрайонной ИФНС России № 2 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка Отдел вневедомственной охраны при Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г. Североморск и г. Островной.

По результатам указанной проверки 29.06.2012 вынесено решение № 213-юр, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2008-2010 годы подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 17 124 216 руб.

7. Межрайонной ИФНС России № 8 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка Отдела вневедомственной охраны при Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Апатитский».

По результатам указанной проверки 29.06.2012 вынесено решение № 24, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2008-2010 годы подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 24 532 802 руб.

8. Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка Отдела вневедомственной охраны при отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району Мурманской области.

По результатам указанной проверки 28.06.2012 вынесено решение № 13, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2008-2009 годы, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 8 913 606 руб.

9. ИФНС России по г. Мончегорску Мурманской области проведена выездная налоговая проверка Отдел вневедомственной охраны при Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Мончегорску.

По результатам указанной проверки 29.06.2012 вынесено решение № 25, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2008-2010 годы подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 15 325 381 руб.

10. Межрайонной ИФНС России № 1 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка ГУ Межрайонного ОВО при ОВД по Кандалакшскому району.

По результатам указанной проверки 30.12.2010 вынесено решение № 64, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль за 2007 год, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в размере 389 572 руб.

11. Межрайонной ИФНС России № 2 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка в отношении Отдела вневедомственной охраны при Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию Александровск, являющегося правопреемником Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел закрытого административно-территориального образования Скалистый Мурманской области (ОВО при ОВД ЗАТО Скалистый) и Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел закрытого административно-территориального образования города Полярный Мурманской области (ОВО при ОВД ЗАТО Полярный).

По результатам указанной проверки 17.05.2012 вынесено решение № 200-юр, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2008-2010 годы, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 25 269 149 руб.

12. Межрайонной ИФНС № 6 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка ГУ ОВО при ОВД по г. Полярные Зори.

По результатам указанной проверки вынесено решение № 49дсп от 31.12.2010, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль за 2007-2008 г.г., подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в размере 808 961 руб.

13. Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка ГУ ОВО при ОВД по Кольскому району.

По результатам указанной проверки вынесено решение № 24 от 30.12.2010, согласно которого налогоплательщику доначислен налог на прибыль за 2007-2008 г.г., подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ в размере 686 478 руб.

Частично, доначисленная указанным решением сумма налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в размере 678 239 руб. передана в ИФНС России по г. Мурманску.

17.07.2012 вышеуказанные отделы реорганизованы путем слияния, образовав федеральное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области», которое является их правопреемником и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Мурманску.

Общая сумма подлежащего уплате Управлением, на основании указанных выше решений налоговых органов, налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, с учетом входящего сальдо, переданного в ИФНС России по г. Мурманску, в связи реорганизацией составила 244 729 663,86 руб.

С учетом имеющихся переплат, а также произведенных зачетов, сумма задолженности по налогу на прибыль по состоянию на 13.12.2012 составила 244 528 140,76 руб.

В связи с тем, что указанная выше сумма задолженности по налогу на прибыль не погашена Управлением, Инспекция начислила налогоплательщику пени за период с 13.11.2012 по 14.03.2013 в размере 6 386 672 руб.

В адрес налогоплательщика было направлено требование от 14.03.2013 №2285, которым предложено в срок до 03.04.2013 уплатить указанные в нем пени в размере 6 386 672 руб. однако, до настоящего времени оплата учреждением не произведена.

Требованием от 14.03.2013 № 2284 Инспекция предложила налогоплательщику оплатить пени в сумме 6 052 071 руб. в срок до 03.04.2014.

Неисполнение ответчиком указанного требования явилось основанием для предъявления истцом настоящего иска.

Определением Арбитражного суда Мурманской области от 05.11.2013 производство по делу № А42-6692/2013 приостанавливалось до рассмотрения по существу и вступления в законную силу судебных актов по делам:

- № А42-7667/2012 по заявлению Управления в лице филиала - Отдела вневедомственной охраны по Печенгскому району к МИФНС № 7 по Мурманской области о признании недействительным решения № 13 от 28.06.2012;

- № А42- 7346/2012 по заявлению Управления к МИФНС № 8 по Мурманской области о признании недействительным решения № 24 от 29.06.2012;

- № А42-5508/2012 по заявлению Управления к ИФНС России по г. Мурманску о признании недействительным решения № 14596 от 01.06.2012;

- №А42-7221/2012 по заявлению Управления к ИФНС России по г. Мурманску о признании недействительным решения № 25 от 29.06.2012;

- №А42- 3870/2012 по заявлению Управления к ИФНС России по г. Мурманску о признании недействительным решения № 12275 от 29.02.2012;

- №А42- 6517/2012 по заявлению Управления к МИФНС № 5 по Мурманской области о признании недействительным решения № 147 от 29.06.2012;

- №А42-7232/2012 по заявлению Управления к ИФНС России по г. Мурманску о признании недействительным решения № 02.1-34/09125 от 29.06.2012;

- №А42-7414/2012 по заявлению Управления к МИФНС № 2 по Мурманской области о признании недействительным решения №213-юр от 29.06.2012;

- А42-6256/2012 по заявлению Управления Межрайонной ИФНС России №2 по Мурманской области о признании незаконным решения от 17.05.2012 №200-юр;

- А42-2303/2013 по заявлению Управления к ИФНС России по г. Мурманску о признании недействительным решения № 20016 от 12.11.2012;

- А42-3355/2011 по заявлению ГУ Межрайонный отдел вневедомственной охраны при Межмуниципальном отделе МВД РФ "Полярнозоринский" МИФНС № 1 по Мурманской области о признании частично недействительным решения от 31.12.2010 № 49дсп.

С учетом результатов рассмотрения указанных арбитражных дел, Инспекция скорректировала сумму пеней, подлежащих взысканию с Управления в рамках дела № А42-6692/2013, снизив их до 42 383,82 руб.за период с 13.12.2012 по 14.03.2013.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, Инспекцией нарушен порядок взыскания пени, установленный Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит к выводу о необходимости отменить решение суда в связи со следующим.

Статьей 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 № 202-О изложена позиция, согласно которой пеня по своей правовой природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.

Таким образом, введение государством взимания пеней направлено на понуждение налогоплательщика - в целях избежания им дополнительных финансовых потерь - своевременно, без задержки уплачивать установленные законодательством о налогах и сборах обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

На основании пункта 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.

До взыскания с налогоплательщика задолженности по пеням налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой, исходя из пункта 2 статьи 11 НК РФ, понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Из материалов дела усматривается, что в требовании №2285, в нарушение положений статьи 69 НК РФ, отсутствуют подробные данные об основаниях взимания указанных в них сумм пеней в общей сумме 6 052 071 руб. 48 коп. (42 383 руб. 82 коп. после уточнения), а именно: в нем не указана сумма задолженности, на которую произведено начисление пени и период начисления пени, нет отсылок на события, с которым связано начисление пени, что послужило основанием для отказа в удовлетворении требований Инспекции.

Вместе с тем, апелляционная коллегия полагает недопустимым отклонение требований налогового органа по формальным основаниям без учета фактических обстоятельств спора.Само по себе нарушение требования пункта 4 статьи 69 НК РФ не является основанием для признания заявленных требований необоснованными.

Материалами дела подтверждается, что пени в сумме 42 383 руб. 82 коп. начислены на недоимку 389 572 руб., доначисленную решением Межрайонной ИФНС России № 1 по Мурманской области решением №64 от 30.12.2010; на недоимку 678 239 руб. 87 коп., доначисленную решением Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области решением №24 от 30.12.2010; на недоимку 808 961 руб., доначисленную решением Межрайонной ИФНС России № 6 по Мурманской области решением №.49 от 31.12.2010, с учетом принятых судебных актов, рассматривавших законность доначисления спорных сумм налогов и пени по указанным решениям налогового органа.

Факт наличия задолженности и ее размер не оспаривается налогоплательщиком.

Задолженность по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов, доначисленная налоговым органом на основании решения №64 от 30.12.2010 в отношении ГУ Межрайонный отдел ВО при ММВД РФ «Кандалакшский», с учетом судебных актов по делам №А42-1794/2012, №А42-4252/2011, в размере 389 572 руб. оплачена Управлением платежным поручением №764 от 11.12.2014.

Задолженность по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов, доначисленная налоговым органом на основании решения №24 от 30.12.2010 в отношении ГУ ОВО при МО МВД по Кольскому району, с учетом судебных актов по делам №А42-1795/2012, №А42-4907/2011, №А42-2350/213, в размере 678 448 руб. оплачена Управлением платежным поручением №496 от 10.12.2014.

Задолженность по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов, доначисленная налоговым органом на основании решения №49 от 31.12.2010 в отношении ГУ Межрайонный отдел ВО при ММВД РФ «Полярнозоринский», с учетом судебных актов по делам №А42-3355/2012, №А42-4853/2011, в размере 808 961 руб. оплачена Управлением платежным поручением №512 от 10.12.2014.

Согласно расшифровке расчета пеней, представленной Инспекцией, в рамках требования №2285 от 14.03.2013 заявлена ко взысканию сумма пеней за период с 13.12.2012 по 14.03.2013.

За период с 13.12.2012 по 14.03.2013 Инспекцией на задолженность по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов, доначисленную налоговым органом на основании решения №64 от 30.12.2010 в отношении ГУ Межрайонный отдел ВО при ММВД РФ «Кандалакшский», с учетом судебных актов по делам №А42-1794/2012, №А42-4252/2011, в размере 389 572 руб., требованием №2285 от 14.03.2013 начислены пени в размере 9 856,17 руб.

За период с 13.12.2012 по 14.03.2013 Инспекцией на задолженность по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов, доначисленную налоговым органом на основании решения №24 от 30.12.2010 в отношении ГУ ОВО при МО МВД по Кольскому району, с учетом судебных актов по делам №А42-1795/2012, №А42-4907/2011, №А42-2350/213, в размере 678 239,87 руб., требованием №2285 от 14.03.2013 начислены пени в размере 17 159,47 руб.

За период с 13.12.2012 по 14.03.2013 Инспекцией на задолженность по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов, доначисленную налоговым органом на основании решения №49 от 31.12.2010 в отношении ГУ Межрайонный отдел ВО при ММВД РФ «Полярнозоринский», с учетом судебных актов по делам №А42-3355/2012, №А42-4853/2011, в размере 808 961 руб., требованием №2285 от 14.03.2013 начислены пени в размере 24 466,71 руб.

Всего за период с 13.12.2012 по 14.03.2013 налоговым органом начислены пени по задолженностям вышеуказанных структурных подразделений Управления на общую сумму 47 482,35 руб.

С учетом переплаты налогоплательщика, входящее сальдо составило 5 098,53 руб., в связи с чем Инспекция правомерно заявила в рамках настоящего дела требование о взыскании пеней на общую сумму 42 383,82руб.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных Инспекцией требований как по праву, так и по размеру, в связи с чем требование налогового органа о взыскании с Управления пеней в размере 42 383 руб. 82 коп. подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской  области от 05.08.2014 по делу №А42-6692/2013 отменить.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» в доход соответствующего бюджета пени  по налогу на прибыль в сумме 42383,82 руб. за период с 13.12.2012 по 14.03.2013.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.В. Будылева

Судьи

О.В. Горбачева

 Л.П. Загараева