ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-24194/2022 от 19.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 сентября 2022 года

Дело № А56-27008/2022

Резолютивная часть постановления объявлена    сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей Полубехиной Н.С., Серебровой А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,

при участии: 

от заявителя: представитель Кравченко П.Ю., на основании доверенности от 10.03.2022,

от заинтересованного лица: представитель Дзагогоева Д.И., на основании доверенности от 07.12.2021,

от 3-их лиц: представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-24194/2022 ) общества с ограниченной ответственностью «Либра» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2022 по делу № А56-27008/2022 , принятое по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Либра» (адрес: Россия,197110, Санкт-Петербург, Большая Разночинная улица, дом 14, литер А, помещение 210 Р.М. 1, ОГРН: 1037832008610, Дата присвоения ОГРН: 24.01.2003, ИНН: 7814128387)

заинтересованное лицо: Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга  (адрес: Россия,191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литер А, пом. 2-Н, ОГРН: 1127847621110, Дата присвоения ОГРН: 14.11.2012, ИНН: 7838482852)

третьи лица: 1. Администрация Приморского района (адрес: Россия, 197374, Санкт-Петербург, улица Савушкина, 83, ОГРН: 1027807593318, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2002, ИНН: 7814002313); 2. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: Россия,191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН: 1027809244561, Дата присвоения ОГРН: 17.12.2002, ИНН: 7832000076)

о признании недействительным распоряжения № 27-р от 11.01.2022,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Либра» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 11.01.2022 № 27-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 № 5371-р» в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов земельного участка с кадастровым номером 78:34:0410303:1109 по адресу: Санкт-Петербург, Богатырский пр., уч.8 (севернее дома 12, корпус 2, литера А) с расположенным на нем павильоном (номер заявления 6889 от 14.03.2013), в связи с его несоответствием в указанной части Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (далее- Администрация) и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.

Решением от 17.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить; по мнению подателя жалобы, Комитетом был существенно нарушен порядок принятия решения об исключении участка из схемы НТО; поскольку объект заявителя был размещен на указанном участке в 2006 году, внесение изменений в схему НТО не могло служить основанием для пересмотра мест размещения объекта в форме принятия решения об исключении его из схемы.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Комитетом было принято распоряжение от 11.01.2022 № 27-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 № 5371-р», из схемы размещения НТО был исключен находящийся в пользовании заявителя объект - павильон площадью 312 кв.м (номер заявления 6889 от 14.03.2013), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0410303:1109 по адресу: Санкт-Петербург, Богатырский пр., уч.8 (севернее дома 12, корпус 2, литера А) (далее - объект). Строка объекта в распоряжении - стр. 1055, п. 39.

Указанное исключение объекта из схемы мотивировано тем, что в РГИС Администрацией было сформировано предложение по исключению объекта из схемы в связи с исполнением поручения Губернатора Санкт-Петербурга от 05.03.2018 № 179.

Не согласившись с вынесенным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.

В силу положений статей 197, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ)

В соответствии с частями 1-3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с пунктом 2 которых включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Во исполнение названных положений федерального законодательства, на территории Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 25.03.2015 № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов» (далее - Закон СПб № 165-27) и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка в схему размещения подлежат включению торговые объекты, размещаемые на фактически свободных и не обремененных правами третьих лиц земельных участках.

В силу пункта 1.5 названного Порядка не подлежат включению в схему размещения, а также подлежат исключению из схемы размещения путем внесения изменений в нее торговые объекты, на территории зеленых насаждений общего пользования, за исключением объектов, используемых для реализации экскурсионных билетов, цветов, газетно-журнальной продукции, продукции религиозного содержания; объектов проката спортивного оборудования; торговых тележек, используемых для реализации кондитерских и выпечных изделий в упаковке изготовителя, мороженого, безалкогольных напитков; сезонных объектов для торговли игрушками, воздушными шариками, сувенирной продукцией в период сезонной торговли с 1 апреля по 1 ноября; сезонных объектов общественного питания (летних кафе) без реализации алкогольной продукции; на территории садов, парков, скверов - объектов культурного наследия, за исключением торговых тележек, используемых для сезонной реализации с 1 апреля по 1 ноября кондитерских и выпечных изделий в упаковке изготовителя, мороженого, безалкогольных напитков.

Согласно части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Спорный участок относится к части 2 схемы размещения НТО – «Прочие торговые объекты», которая разрабатывается Комитетом на основании предложений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга о земельных участках, сбор которых осуществляют администрации районов Санкт-Петербурга, на территории которых расположены земельные участки, посредством получения, размещения и анализа информации, сведений и пространственных данных, входящих в состав региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (РГИС).

В целях организации подготовки и сбора предложений администрации районов осуществляют информирование исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга о сборе предложений, которое осуществляется путем размещения на информационных стендах по месту нахождения администраций районов, официальных сайтах администраций районов, а в случае их отсутствия - на официальном сайте Правительства Санкт-Петербурга информации о приеме предложений, адресе, режиме работы, номерах контактных телефонов администраций районов.

Формирование предложений осуществляется с учетом соответствия цели использования и видов торговых объектов, планируемых к включению в схему размещения, планируемых сроков размещения торговых объектов, предельных параметров торговых объектов и земельных участков, предназначенных для их размещения, установленных в настоящем Порядке, нормативам и фактическим показателям минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории района Санкт-Петербурга и направляются в администрации районов с указанием кадастрового номера земельного участка для размещения торгового объекта, а в случае его отсутствия - с приложением составленной в произвольной форме схемы ориентировочных границ земельного участка. Сбор предложений осуществляется администрациями районов постоянно.

В соответствии с Порядком ежемесячно в течение трех рабочих дней после окончания месяца администрации районов размещают в РГИС ориентировочные границы земельных участков, в отношении которых поступили предложения, а также заключение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании возможности размещения торговых объектов на земельных участках с учетом соблюдения требований, установленных в абзацах втором - пятом пункта 1.5 настоящего Порядка.

В случае несогласования возможности размещения торговых объектов на земельных участках с учетом имущественно-правового статуса земельных участков Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга размещает в РГИС заключение о мотивированном отказе в согласовании возможности размещения торговых объектов на земельных участках с учетом имущественно-правового статуса земельных участков.

В соответствии с пунктом 3.41 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 № 482 «О Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга» Комитет разрабатывает и утверждает Схему размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена.

Заявитель обратился в Комитет с обращением от 11.03.2022 № 791444, направленным посредством сервиса «Электронная приемная» на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по вопросу исключения места размещения торгового объекта по адресу: Санкт-Петербург, Богатырский пр., уч. 8 (севернее дома 12, корпус 2, литера А) из схемы размещения НТО. Комитетом был дан ответ заявителю, направленный письмом от 04.04.2022 № 01-26-1838/22-0-1.

Согласно указанному письму 22.01.2019 Администрацией в РГИС сформировано предложение об исключении участка из схемы размещения НТО в связи проработкой вопроса развития благоустройства набережной Черной речки от Коломяжского путепровода до Богатырского проспекта. Администрацией разработан эскизный проект благоустройства береговой линии реки вдоль существующих земельных участков. Проведены общественные слушания проекта с населением муниципальных округов Комендантский аэродром и Черная речка.

Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемое распоряжение издано Комитетом с учетом положений, закрепленных в главе 3 Порядка. Указанная глава определяет порядок актуализации и внесения изменений в схему размещения НТО, согласно которой КГА, КС, КГИОП, КЭИО, КБ, КИО, Комитет по печати, КРТИ, КИ, администрации районов осуществляют обновление (уточнение, исправление, дополнение) либо подтверждение информации и сведений, указанных в пунктах 2.5 - 2.7 и 2-1.4 настоящего Порядка, не реже одного раза в год после размещения в РГИС либо в течение 10 рабочих дней после вступления в силу правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, устанавливающих запрет или ограничение использования земельных участков для размещения торговых объектов, включенных в схему размещения, либо отменяющих (изменяющих) запреты или ограничения на включение в схему размещения земельных участков.

По результатам актуализации указанные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга направляют предложения, обращения в Комитет в течение семи рабочих дней.

Внесение изменений в схему размещения осуществляется Комитетом на основании предложений, обращений КГА, КС, КГИОП, КЭИО, КБ, КИО, Комитета по печати, КРТИ, КИ, администраций районов по результатам рассмотрения данных актуализации на заседании коллегиального совещательного органа при Комитете и согласования КИО включения торговых объектов в схему размещения в порядке, предусмотренном в пунктах 2.10 - 2.12 и 2-1.5 - 2-1.7 настоящего Порядка.

20.12.2021 Комитетом организовано заседание рабочей группы, повесткой дня которого являлось рассмотрение предложений администраций районов Санкт-Петербурга о включении земельных участков в Схему размещения НТО и заключений о согласовании либо отказе в согласовании включения земельных участков в схему размещения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, указанных в пунктах 2.5, 2.6, 2.7.1 - 2.7.6, 2.8 и 2.9 Порядка. На заседании рабочей группы для снятия разногласий, возникающих при принятии решений о согласовании включения НТО в Схему размещения НТО, рассмотрено заявление на размещение НТО N 6889. В РГИС в публичном доступе размещена информация по заявке N 6889 о сформированном предложении об исключении Участка из Схемы размещения НТО.

Таким образом, судом установлено, что основанием для исключения участка из схемы размещения НТО послужили предложения Администрации, а также подтверждение представителем Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга факта расторжения договора аренды от 27.10.2006 № 17/ЗК-04122, то есть об отсутствии действующего договора аренды на участок, что зафиксировано протоколом заседания рабочей группы от 20.12.2021 № 180/2021.

На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу, что оспариваемое распоряжение от 11.01.2022 № 27-р принято в пределах компетенции Комитета, с соблюдением установленного порядка принятия решений о внесении изменений (исключении участков) в схему размещения НТО. При этом суд учел отсутствие доказательств нарушения прав Общества оспариваемым распоряжением, так как договорные отношения по аренде земельного участка с кадастровым номером 78:34:0410303:1109 прекращены.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 17.06.2022 по делу №  А56-27008/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

                  К.В. Галенкина

Судьи

Н.С. Полубехина

                       А.Ю. Сереброва