ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
13 сентября 2022 года | Дело № А56-27053/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-24532/2022 ) общества с ограниченной ответственностью "Пулковская усадьба" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2022 по делу № А56-27053/2022 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пулковская усадьба"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пулковская усадьба" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) от 16.02.2022 по делу об административном правонарушении №359/22, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 27.06.2022 оспариваемое постановление Инспекции изменено в части назначенного административного наказания, размер штрафа снижен до 125 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным постановление Инспекции. Податель жалобы указывает, что протокол осмотра в присутствии представителя Общества не составлялся, материалы фотофиксации не содержат подписи понятых, а также лица, проводившего фотосъемку.
По мнению подателя жалобы в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку 01.11.2021 был заключен договор №ПУ/К/2021, по условиям которого ООО «В-Стиль» приняло на себя обязательство о проведении работ (оказания комплекса услуг) по очистке кровли от снега и наледи.
В судебном заседании представитель Инспекции просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.01.2022 с 16:02 до 17:16 на основании Распоряжения № 2-р от 18.01.2019 в результате осмотра ведущим специалистам Отдела контроля и надзора Красносельского, Московского районов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - государственными жилищными инспекторами Санкт-Петербурга составлен протокол о нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением правительства Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее - Правила № 170), нарушении требований п. 7, п. 24 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», а именно:
<...>, лит.А:
- подходы к подъездам не очищены от снега до твердого покрытия, не произведена посыпка противогололедными материалами (ПГМ), т.е. нарушение п. 3.2.13, п. 3.6.23, п.3.6.26 Правил № 170,
<...>, лит.А:
подходы к подъездам не очищены от снега до твердого покрытия, не произведена посыпка противогололедными материалами (ПГМ), т.е. нарушение п. 3.2.13, п. 3.6.23, п.3.6.26 Правил № 170,
<...>, лит.А:
подходы к подъездам не очищены от снега до твердого покрытия, не произведена посыпка противогололедными материалами (ПГМ), т.е. нарушение п. 3.2.13, п. 3.6.23, п.3.6.26 Правил № 170,
<...>, лит.А:
подходы к подъездам не очищены от снега до твердого покрытия, не произведена посыпка противогололедными материалами (ПГМ), т.е. нарушение п. 3.2.13, п. 3.6.23, п.3.6.26 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», п. 24 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра № 03/22/26 от 20.01.2022.
По факту выявленного нарушения Инспекцией в отношении Общества составлен протокол от 03.02.2022 об административном правонарушении № 03/22/26-4.
Постановлением от 16.02.2022 по делу об административном правонарушении №359/22 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем усмотрел основания для снижения размера административного штрафа до 125 000 рублей.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление названного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
В силу пункта 3.2.13 Правил N 170 наружные площадки у входных дверей, и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи.
Из пункта 3.6.26 Правил N 170 следует, что при возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290).
Из пункта 7 Минимального перечня N 290 следует, что к работам, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов относятся среди прочих: проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек.
В соответствии с пунктом 24 Минимального перечня N 290, управляющая компания в МКД обязана осуществлять следующие работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного Происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирными домами по адресам: <...>, лит. А, Санкт-Петербург ул. Пилотов, д. 26, к. 1, лит. А, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 24, лит. А, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 18, к. 1, лит. А осуществляется Обществом на основании договоров управления многоквартирным домом и лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами № 78-000633 от 21.06.2019.
Ссылка управляющей компании на виновность третьего лица, привлеченного им для исполнения своей обязанности по уборке кровли не может быть принята во внимание, поскольку Обществу не вменяется в качестве правонарушения очистка кровли, предметом договора, на которое ссылается Общество, вмененные правонарушения не являются.
Факт нарушения Обществом требований и порядка, предусмотренных Минимальным перечнем N 290, Правилами 170 установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра № 03/22/26 от 20.01.2022, протоколом от 03.02.2022 об административном правонарушении № 03/22/26-4.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о процессуальных нарушениях допущенных Инспекцией выразившихся в составлении протокола осмотра в отсутствие представителя Общества; материалы фотофиксации не содержат подписи понятых, а также лица, проводившего фотосъемку, апелляционным судом не принимаются.
Из протокола осмотра № 03/22/26 от 20.01.2022 следует, что осмотр проведен 20.01.2022 на основании распоряжения № 2-Р от 18.01.2019 «О систематическом наблюдении за соблюдением обязательных требований».
Систематическое наблюдение, наряду с плановыми и неплановыми проверками, является одной из функцией лицензионного контроля предусмотренный законом, в связи с чем и был проведен осмотр.
Требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не распространяются на осуществление систематического наблюдения и иные государственные функции, не связанные с проведением проверок, поскольку систематическое наблюдение не является проверкой юридического лица.
Протокол осмотра № 03/22/26 от 20.01.2022 составлен без участия представителя юридического лица, что не противоречит действующему законодательству, при участии понятых.
В протоколе имеются подписи понятых, которые засвидетельствовали действия инспектора Инспекции при осмотре, включая и процесс фотографирования. Отсутствие подписей на фото таблице понятых не является нарушением процессуальных норм.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
В данном случае совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации, эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, установленные нормами статьи 161 ЖК РФ, обеспечение их безопасности.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено наличие оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ до 125 000 руб.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины заявителя, апелляционный суд полагает обоснованным снижением судом первой инстанции размера административного штрафа до 125 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае назначенное обществу административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение суда от 27.06.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 июня 2022 года по делу № А56-27053/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пулковская усадьба" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Фуркало | |
Судьи | Л.В. Зотеева Н.И. Протас |