1343/2022-413944(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Апхудовым А.А.
при участии:
от истца: ФИО1 (доверенность от 09.08.2021)
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 28.12.2021)
от 3-го лица № 1: ФИО3 (доверенность от 14.12.2021)
от 3-го лица № 2: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24683/2022) Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2022 по делу № А56-45688/2020, принятое по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ», Учреждение) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ленинградской области в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее – Комитет) о взыскании 559 364 руб. 26 коп. убытков за 2017 год, 8 957 руб. 17 коп. убытков за 2018 год. С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Ленинградской области и Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
[A1] Решением суда первой инстанции от 04.06.2022 с Ленинградской области в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» взыскано 503 457 руб. 17 коп. убытков. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, с апелляционной жалобой обратился ответчик. Просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Комитет финансов Ленинградской области направил свою правовую позицию, в которой поддерживает доводы изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Комитета в судебном поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение отменить, в иске отказать, ссылаясь на отсутствие вины Комитета в возникновении у истца убытков. Представитель Учреждения и Комитета финансов Ленинградской области поддержали заявленную ранее свою правовую позицию.
Представитель Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017г. № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения
Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва) основной целью создания ФГБУ «ЦЖКУ» является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ», зарегистрированным Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве 20.03.2017 г., учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В исковом заявление истец указал следующее: На территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области расположены в жилые многоквартирные дома, в том числе на территории военных объектов и военных городков, в отношении которых Истец выступает в качестве ресурсоснабжающей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение.
[A2] Согласно заключенным договорам № 01-26-47-02-146, №№ 01-26-47-02-156, № 01-26-47-02-157, № 01-26-47-02-158, № 01-26-47-02-159, № 01-26-47-02-180, № 01-20-47-02-002, № 01-20-47-02-003, № 01-27-47-02-001, № 01-27-47-02-001 на холодное водоснабжение, водоотведение Истцом в 2017-2018 гг. коммунальный ресурс поставлялся управляющей компании по льготным тарифам на холодное водоснабжение и водоотведение, которые установлены приказами комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области № 605-пн от 19.12.2017, № 500-п от 19.12.2017.
Истец, указав, что в результате установления льготного тарифа в 2017,2018 году, возникли убытки в виде межтарифной разницы, обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения по предоставлению собственникам помещений в многоквартирных домах услуг по водоснабжению и водоотведению регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон № 147-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона № 147-ФЗ ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, относится к одному из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами. Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее соответственно – Федеральный закон № 416-ФЗ, Основы ценообразования № 406), регулируются вопросы государственного регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения. Пункт 12 Основ ценообразования № 406 закрепляет, что регулирование тарифов осуществляется
[A3] органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом № 416-ФЗ, Основами ценообразования № 406,
Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. Тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (п. 29 Основ ценообразования № 406).
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 3, пунктом 26 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ, пунктом 22 Основ ценообразования № 406 и пунктом 11.1 Правил № 406 предусмотрено установление для ресурсоснабжающих организаций экономически обоснованного тарифа и льготного тарифа. Экономически обоснованный тариф учитывает экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Таким законом на территории Ленинградской области является областной закон от 20.07.2015 № 75-оз «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области» (далее – Закон № 75- оз). В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 75-оз под льготными тарифами понимаются тарифы в сфере теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, установленные органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и(или) водоотведения.
Льготный тариф устанавливается в случае, если изменение размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги и платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного с учетом экономически обоснованного уровня тарифов, превышает индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Ленинградской области и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 Закона № 75-оз установлено, что право на льготы имеют: физические лица, проживающие на территории Ленинградской области, владеющие и(или) пользующиеся на праве собственности или ином законном основании жилым помещением и являющиеся потребителями коммунальных услуг; товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом
[A4] Российской Федерации, приобретающие услуги в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения для предоставления коммунальных услуг населению; наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, приобретающие услуги в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения для обеспечения населения.
Основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 3 Закона № 75-оз, является нормативный правовой акт органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов об установлении льготного тарифа (стать 4 Закона № 75-оз).
На основании статьи 5 Закона № 75-оз компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета Ленинградской области в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области.
Таким образом, правовыми основаниями для компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям являются: установление для соответствующей ресурсоснабжающей организации нормативными правовыми актами органа исполнительной власти Ленинградской области в области регулирования тарифов – комитетом по тарифам и ценообразованию Ленинградской области экономически обоснованного и льготного тарифа; принятие нормативного правового акта Правительства Ленинградской области, регулирующего порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов; закрепление расходов на возмещение выпадающих доходов в виде субсидий в областном законе об областном бюджете Ленинградской области.
Приказом комитета по тарифам и ценообразованию Ленинградской области от 11.08.2017 № 88-п установлен тариф на питьевую воду и водоотведение ФГБУ «ЦЖКУ» на 2017 год. Согласно пункту 2 приказа комитета по тарифам и ценообразованию Ленинградской области от 11.08.2017 № 88-п установленные данным приказом тарифы действуют со дня вступления в силу настоящего приказа по 31.12.2017. Приказом комитета по тарифам и ценообразованию Ленинградской области от 11.08.2017 № 88-пн установлен тариф на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения ФГБУ «ЦЖКУ», оказываемые населению, на 2017 год. Согласно пункту 2 приказа комитета по тарифам и ценообразованию Ленинградской области от 11.08.2017 № 88-пн установленные данным приказом тарифы действуют со дня вступления в силу настоящего приказа по 31.12.2017. Соответственно для ФГБУ «ЦЖКУ» в соответствии с требованиями пунктом 22 Правил № 406 экономически обоснованный тариф и льготный тариф для населения установлен только с 11 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Приказом Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19.12.2017 № 605-пн установлен тариф на 2018 год на водоснабжение (питьевая вода) и водоотведение; от 19.12.2017 № 500-пн установлен тариф на 2018-2020 годы на питьевую воду и водоотведение.
[A5] Апелляционный суд исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, считает, что решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2022 подлежит отмене в силу следующего.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как возмещение убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан размер убытков.
Документов, подтверждающих объемы потребления за 2017, 2018 год не представлено. Имеющиеся в деле документы вызывают сомнения в достоверности. В актах о фактическом объеме не указан вид строения – МКД, либо нежилое здание. Полномочия лиц, подписавших акты, не указаны.
В акте холодного водоснабжения за октябрь 2017 года по объекту, расположенному по адресу: Лужский район 131 км д.62, объем по индивидуальным приборам учета составляет 237,2 куб. м, такой же объем в актах холодного водоснабжения за ноябрь и декабрь 2017 года.
В акте холодного водоснабжения за сентябрь 2017 года по объекту, расположенному по адресу: <...>, объем по индивидуальным приборам учета составляет 835,59 куб. м, такой же объем в акте холодного водоснабжения за период с октября по декабрь 2017 года.
В акте холодного водоснабжения за октябрь 2017 года объекты «<...>» не разделены, объем по индивидуальным приборам учета составляет 6212,47 куб. м, такой же объем в актах холодного водоснабжения за ноябрь и декабрь 2017 года.
В акте холодного водоснабжения за октябрь 2017 года объекты «Всеволожский р-н п. Керро д.112, 113, 121, 122, 128, 139, 143, 154» не разделены, объем по индивидуальным приборам учета составляет 8207,75 куб. м, такой же объем в актах холодного водоснабжения за ноябрь и декабрь 2017 года.
«п. Глебычево ул. без названия д. 188»: объем поставленных коммунальных ресурсов (услуг) населению по показаниям общедомового прибора учета на основании актов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем по холодному водоснабжению за ноябрь 2017 года – 43,015 куб. м, в акте холодного водоснабжения за декабрь 2017 года – аналогичный объем.
В акте водоотведения за ноябрь 2017 года вместо адреса многоквартирного дома указано: <...> дома. Объем для расчета субсидии по данному объекту 2433,583 куб. м.
В акте холодного водоснабжения за 2017 год (месяц не указан) объем 747,012 куб. м поставлен УК Комфорт (не относится к категории население).
Таким образом, договоры по холодному водоснабжению, водоотведению с приложенными к ним актами о фактическом объеме поставленных коммунальных услуг в отсутствие документов, подтверждающих полномочия лица на подписание актов, а также документов, подтверждающих проведение помесячной сверки по
[A6] индивидуальным приборам учета в отношении домов, по которым в разные месяцы зафиксировано аналогичное потребление по индивидуальным приборам учета, являются ненадлежащими доказательствами по делу.
Кроме того, расчет произведен с 01.04.2017, тогда как тариф установлен с 11.08.2017.
Поскольку убытки не доказаны по размеру, суду первой инстанции следовало отказать в иске.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2022 по делу № А56-45688/2020 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Н.М. Попова
Судьи Т.В. Жукова
Я.Г. Смирнова