ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-2479/2015 от 08.04.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 апреля 2015 года

Дело № А56-67769/2014

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Емелин А.С. – доверенность № Д-164 от 20.10.2014

от ответчика (должника): предст. Олейник Л.В. – доверенность № 59/2014 от 23.12.2014

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-2479/2015 ) открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2014 по делу № А56-67769/2014 (судья Ресовская Т.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295; далее – Общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, административный орган) от 24.09.2014 № 07-40-03/218 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 17.12.2014 в удовлетворении заявления Общества отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит решение суда от 17.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. Податель жалобы ссылается на то, что выполнение мероприятий, указанных в постановлении от 24.09.2014 № 07-40-03/218,    не представляется возможным в отсутствие предшествующих этапов (категорирование объекта транспортной безопасности, проведение оценки уязвимости), осуществление которых не относится к компетенции субъекта транспортной инфраструктуры. Как указывает податель жалобы, поскольку у Общества не имеется возможности разработать план обеспечения транспортной безопасности ввиду отсутствия утвержденных результатов оценки уязвимости, не имеется оснований для признания ОАО «РЖД» виновным в неисполнении требований пунктов 5.6.4, 5.6.8, 5.6.10, 5.14.2, 5.14.4, 5.25.1, 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 19.08.2014 №687-р Управлением проведена плановая документарная проверка в отношении ОАО «РЖД» (объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Усинск), в ходе которой выявлены нарушения обязательных Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 (далее - Требования), а именно:

1. Не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) (нарушение пункта 5.6.4 Требований);

2. Не разработан и не принят порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства (далее-АНВ) или совершения АНВ в отношении ОТИ (нарушение пункта 5.6.8 Требований);

3. Не разработан и не принят порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ (нарушение пункта 5.6.9 Требований);

4. Не разработан и не принят порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федератьного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ (нарушение пункта 5.6.10 Трбований);

5. Не обеспечено проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости (нарушение пункта 5.7 Требований);

6. Отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающейся, включая запрещение перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам (нарушение пункта 5.14.2 Требований);

7. Отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ. а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части их касающейся, включая запрещение совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий (нарушение пункта 5.14.4 Требований);

8. Не установлена конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (нарушение пункта 5.25.1 Требований);

9. Не установлена конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через КПП, а также критических элементов ОТИ (нарушение пункта 5.25.2 Требований);

10. Не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности) (нарушение пункта 5.23.3 Требований);

11. Не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ. доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности) (нарушение пункта 5.25.4 Требований).

Результаты проверки отражены в акте от 10.09.2014 № 07-37-03/510(А).

По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления в отношении Общества 17.09.2014 составлен протокол № 07-39-03/218 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Постановлением Управления от 24.09.2014 № 07-40-03/218 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей. При этом, в отношении нарушения Обществом пункта 5.7 Требований производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 17.12.2014  в связи со следующим.

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами

Согласно пункту 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования), которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу статьи 8 Закона № 16-ФЗ и пункта 4 Требований они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Как установлено судом первой инстанции, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 19.05.2011 серия 11 АА № 781212 железнодорожная станция Усинск принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД», а соответственно именно Общество является субъектом транспортной инфраструктуры, на которого возлагается обязанность соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности на указанной железнодорожной станции.

В силу пунктов 5.7 и 5.8 Требований именно Общество обязано обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории, а также разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.

Как следует из материалов дела, железнодорожной станции Усинск 09.04.2014 присвоена 2 категория, станция включена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, реестровый номер ЖСП 14226. Уведомление о присвоении категории от 15.04.2014 № УТБ 7/1/14226-ис получено ОАО «РЖД» 21.04.2014. Соответственно, в срок до 21.07.2014 Общество обязано было провести оценку уязвимости указанного ОТИ и утвердить его результаты, и на основании утвержденных результатов оценки уязвимости разработать, утвердить и реализовать план обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Однако как установлено административным органом и судом и не оспаривается Обществом, на момент проведения Управлением проверки и вынесения оспариваемого постановления оценка уязвимости железнодорожной станции Усинск ОАО «РЖД» не проведена; договор на проведении оценки уязвимости отсутствовал, что является нарушением пункта 5.7 Требований (истечение на момент вынесения оспариваемого постановления срока привлечения к административной ответственности за данное нарушение не свидетельствует об отсутствии самого нарушения).

Факт нарушения Обществом пунктов 5.6.4, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.14.2, 5.14.4, 5.25.1, 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4 Требований также установлен административным органом и не оспаривается Обществом, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Доводы Общества об отсутствии вины во вмененном правонарушении, со ссылкой на отсутствие оценки уязвимости ОТИ, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Как уже указывалось выше, именно на Общество возложена обязанность в течение трех месяцев со дня получения уведомления о присвоении категории ОТИ провести оценку уязвимости ОТИ и утвердить его результаты, на основании которых разработать, утвердить и реализовать план обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Обществом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие объективную невозможность выполнения возложенной на него обязанностей по проведению оценки уязвимости и утверждению ее результатов в установленные Требованиями сроки. Как следует из материалов дела, уведомление о присвоении железнодорожной станции Усинск категории от 15.04.2014 № УТБ 7/1/14226-ис было получено Обществом 21.04.2014, однако на момент проведения проверки (сентябрь 2014) и вынесения оспариваемого постановления Обществом даже не был заключен договор на проведение оценки уязвимости со специализированной организацией. Довод Общества о том, что такие мероприятия проводятся в плановом порядке в пределах выделяемых на эти цели объемов финансирования, а также о том, что к  21.04.2014 уже был определен бюджет на проведение оценки уязвимости станций, внесенных в реестр категорированных объектов в 2014 году, голословны и документально не подтверждены.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях ОАО «РЖД» имеется вина в неосуществлении мероприятий по оценке уязвимости и последующей разработке плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, что повлекло неисполнение установленных к субъекту транспортной инфраструктуры требований обеспечения транспортной безопасности, перечисленных в оспариваемом постановлении (пунктов 5.6.4, 5.6.8, 5.6.9,  5.6.10, 5.14.2, 5.14.4, 5.25.1, 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4 Требований).Доказательства невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных пунктов Требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности которая требуется, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Наказание назначено в пределах размера санкции, установленной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества, правильно оценив фактические обстоятельства делаНарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 17.12.2014 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2014 года по делу № А56-67769/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Л.В. Зотеева