ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-24953/18 от 24.10.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

110/2018-546397(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания  Е. А. Царегородцевым 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-24953/2018) ГУ - Управление Пенсионного фонда  Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия 

на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.07.2018 по делу № А26- 3723/2018 (судья Л. А. Васильева), принятое 

по заявлению ООО «КОРУНД»

к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске  Республики Карелия 

о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Корунд» (далее – общество,  заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о  признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия  (межрайонное) (далее - фонд) от 23.01.2018 № 009V12180000002. 

Решением от 31.07.2018 суд признал недействительным решение фонда от  23.01.2018 № 009V12180000002 в части доначисления страховых взносов в сумме  18 962 руб. 29 коп., соответствующих пени и штрафа, в остальной части в  удовлетворении заявления отказал. 

В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение суда о признании  недействительным решения от 23.01.2018 № 009V12180000002 в части   доначисления страховых взносов в сумме 18 962 руб. 29 коп., соответствующих  пени и штрафа, и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении  заявления, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для  дела, а также нарушение норм материального права. 

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом  о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной  инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть 


апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они  извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют  рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1  статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ). 

Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности  исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской  Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком  страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016. 

По результатам проверки фондом составлен акт от 13.12.2017 № 144. 

В ходе проверки фондом установлено, что штатное расписание,  представленное обществом, содержит профессии (должности) с вредными,  тяжелыми и (или) опасными условиями труда: машинист бульдозера, машинист  экскаватора, электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке, начальник  технологической смены, начальник смены горного цеха, начальник карьера. 

Обществом на основании приказа от 22.10.2014 № 28 проведена специальная  оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ). Отчеты о  проведенной специальной оценке условий труда от 02.02.2015 и от 30.05.2016  утверждены приказами общества от 02.02.2015 и от 30.05.2016 соответственно. 

Специальная оценка условий труда проведена в отношении следующих  профессий (должностей): машинист бульдозера, машинист экскаватора, начальник  технологической смены, электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке. 

Специальная оценка рабочих мест по должностям начальник карьера,  начальник смены горного цеха обществом в проверяемый период не проведена. 

На основании изложенного фонд пришел к выводу, что страховые взносы по  дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от  24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской  Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) в период  с 01.01.2014 по 31.12.2016 на выплаты застрахованным лицам, принятым на  должности машиниста бульдозера, машиниста экскаватора, начальника  технологической смены, электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке,  начальника смены горного цеха следует исчислять в соответствии с часть 2 статьи  58.3 Закона № 212-ФЗ, а именно за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 – 4,0%, с  01.01.2015 по 01.02.2015 – 6%, на выплаты застрахованным лицам, принятым на  должность начальника карьера – 6%. 

Обществом применены дифференцированные тарифы для исчисления  страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской  Федерации, предусмотренные частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, на выплаты  в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными, тяжелыми и (или)  опасными условиями труда с 01.01.2015. 

Специальная оценка условий труда в соответствии с Законом № 426-ФЗ  обществом проведена на основании приказа от 22.10.2014 № 28. Отчет о  проведенной специальной оценке условий труда утвержден приказом от 02.02.2015, 


следовательно, результаты специальной оценки условий труда общество может  применять с 02.02.2015. 

В перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка  условий труда, включены должности (профессии): машинист бульдозера, машинист  экскаватора, начальник технологической смены, электросварщик, занятый на резке и  ручной сварке. 

Таким образом, за период с 01.01.2015 по 01.02.2015 включительно взносы по  дополнительным тарифам обществу следовало исчислять в соответствии с частью  2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (2015 год - 6%) на выплаты в пользу указанных в  решении лиц, занятых на следующих видах работ: машинист бульдозера, машинист  экскаватора, начальник технологической смены, электросварщик, занятый на резке и  ручной сварке (ФИО1 - электрогазосварщик, занятый на  резке и ручной сварке; ФИО2 - электрогазосварщик,  занятый на резке и ручной сварке; ФИО3 - машинист  бульдозера; ФИО4 - машинист экскаватора; ФИО5 - машинист экскаватора; ФИО6 -  машинист экскаватора; ФИО7 - начальник  технологической смены; ФИО8 - машинист бульдозера;  ФИО9 - машинист экскаватора). 

Поскольку обществом неправомерно применены дифференцированные  тарифы дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской  Федерации за период с 01.01.2015 по 01.02.2015, это привело к неуплате (неполной)  уплате страховых взносов в сумме 8 181 руб. 35 коп. (7 972 руб. 75 коп. за январь   2015 года, 208 руб. 60 коп. - за февраль 2015 года) в отношении 9 лиц, занятых на  следующих видах работ: машинист бульдозера, машинист экскаватора, начальник  технологической смены, электросварщик, занятый на резке и ручной сварке. 

Фонд пришел к выводу, что обществом неправомерно исчислены страховые  взносы по дополнительным тарифам в размере 2% вместо 6% на выплаты в пользу  ФИО10, с которым 19.04.2016 заключен трудовой договор о приеме на  работу на должность начальника карьера. Специальная оценка рабочего места  начальника карьера в проверяемом периоде не проводилась, следовательно,  страховые взносы по дополнительным тарифам за апрель 2016 года следует  исчислять в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (2016 год - 6%). 

 По мнению фонда, что обществом неправомерно применены   дифференцированные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на  выплаты ФИО10 в апреле 2016 года, что привело к неуплате (неполной)  уплате страховых взносов в сумме 982 руб. 11 коп. 

Решением от 23.01.2018 № 009V12180000002 общество привлечено к  ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату (неполную)  уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в сумме 20 077 руб. 62 коп. Обществу  предложено уплатить недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу в  сумме 264 175 руб. 14 коп. и соответствующие пени в сумме 55 637 руб. 46 коп. 

Не согласившись с законностью вынесенного фондом решения, общество  обратилось в суд с настоящим заявлением. 

Суд удовлетворил заявление частично и признал недействительным решение  фонда от 23.01.2018 № 009V12180000002 в части доначисления страховых взносов  в сумме 18 962 руб. 29 коп., соответствующих пени и штрафа, в остальной части в  удовлетворении заявления отказал. 

Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в  обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы. 


Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ  плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и  иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с  федеральными законами о конкретных видах обязательного социального  страхования. 

В силу части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых  взносов, указанных в частях 1 и 2 указанной статьи, в зависимости от  установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий  труда взамен установленных в частях 1 и 2 этой статьи дополнительных тарифов  применяются поименованные в данной части статьи дополнительные тарифы  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от  классов (опасный, вредный, допустимый, оптимальный) и подклассов условий труда. 

Порядок проведения специальной оценки условий труда определен в главе 2  Закона № 426-ФЗ, который предусматривает проведение такой оценки совместно  работодателем и организациями, имеющими в штате соответствующих экспертов, и  в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда,  утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим  функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской  трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 

Правомерно отклонены судом доводы фонда о неправомерном применении  обществом тарифов страховых взносов, установленные частью 2.1 ст. 58.3 Закона   № 212-ФЗ, на выплаты работникам, не ознакомленным с результатами специальной   оценки условий труда. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской  Федерации (далее – НК РФ) дополнительные тарифы страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации применяются плательщиками в  отношении выплат в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18  части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых  пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ). 

Положениями пункта 3 статьи 428 НК РФ дополнительные тарифы страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данным  пунктом для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные  вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу  тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статиь 30  Закона № 400-ФЗ, в зависимости от установленного по результатам специальной  оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, класса условий труда. 

Руководствуясь Законом № 212-ФЗ, действовавшим до 01.01.2017, ранее в  Письме от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 Минтруд России разъяснял, что за месяц, в  котором был утвержден отчет, составленный по результатам специальной оценки  условий труда, работодатель должен применять дополнительные тарифы  пенсионных взносов, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ,  только к выплатам, которые начислены за период с даты утверждения такого отчета  до конца месяца. 

Следовательно, за месяц, в котором был утвержден отчет о специальной  оценке условий труда, в соответствии с которым тариф изменился с 4% на 2%,  пенсионные взносы по дополнительным тарифам должны уплачиваться  пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на 


соответствующих рабочих местах до и после утверждения отчета о специальной  оценке в общем количестве рабочих дней (часов) в месяце. 

Аналогичные выводы содержатся в Письме Минтруда России от 13.03.2014 №  17-3/В-113. 

Таким образом, результаты специальной оценки подлежат применению, в том  числе для целей исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской  Федерации, с даты утверждения отчета о специальной оценке условий труда. Дата  ознакомления работников с результатами специальной оценки условий труда в  данном случае значения не имеет. 

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка  условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное  не установлено названным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со  дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. 

Установление работникам гарантий (компенсаций) за работу во вредных и  (или) опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки  условий труда осуществляется со дня вступления в силу соответствующих  результатов проведения специальной оценки условий труда (с момента утверждения  отчета о ее проведении). 

При таких обстоятельствах возложение на общество дополнительной нагрузки  по уплате страховых взносов в зависимости от даты ознакомления работника с  результатами специальной оценки условий труда является неправомерным. 

По данному эпизоду обществу доначислены страховые взносы в сумме 18 962  руб. 29 коп. 

Таким образом, суд обоснованно признал недействительным решение фонда  от 23.01.2018 № 009V12180000002 в части доначисления страховых взносов в  сумме 18 962 руб. 29 коп., соответствующих пени и штрафа. 

Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов,  которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо  опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом  апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для  отмены обжалуемого судебного акта. 

При вынесении решения в обжалуемой части судом в соответствии со статьей  71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их  совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют  материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм  процессуального права при вынесении решения судом не допущено. 

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда в обжалуемой  части и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не  имеется. 

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.07.2018 по делу

 № А26-3723/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную  жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий М.Л. Згурская 


Судьи И.А. Дмитриева

 ФИО11