ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
21 декабря 2015 года
Дело №А56-32409/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 26.06.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25191/2015) ООО "ГеоПоиск" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2015 по делу № А56-32409/2015(судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "ГеоПоиск"
к Комитету государственного экологического надзора Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил :
Общество с ограниченной ответственностью «ГеоПоиск» (ОГРН <***>, адрес: 187420, <...>; далее – ООО «ГеоПоиск», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (ОГРН <***>, адрес: 197342, <...>; далее – Комитет, административный орган) от 22.04.2015 о назначении административного наказания по делу № 20215-15/Д об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.09.2015 арбитражный суд первой инстанции изменил постановление Комитета от 22.04.2015 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 20215-15/Д в части назначения административного наказания, назначив ООО «ГеоПоиск» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ООО «ГеоПоиск» обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, действующим законодательством не запрещено формировать склад готовой продукции на арендованном участке. С учетом изложенного ООО «ГеоПоиск» указывает на незаконность обжалуемого постановления Комитета от 22.04.2015 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 20215-15/Д.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. ООО «ГеоПоиск», извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие общества в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Комитетом на основании распоряжения от 25.02.2015 №1-11-20082-15/ПВ в период с 04.03.2015 по 01.04.2015 с целью осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением рационального использования и охраной недр в отношении участков недр местного значения проведена плановая выездная проверка ООО «ГеоПоиск».
В ходе проверки установлено, что общество проводило работы по добыче песка на месторождении «Самушкино» в соответствии с лицензией ЛОД 02998 ТР с нарушением требований технического проекта: «Разработка месторождения песков строительных и песчано-гравийного материала на участке недр «Самушкино», разработанного в 2012 году, что является нарушением:
- требований раздела 3.3.3 «Расчёт основных параметров карьера. Элементы системы разработки», стр. 40; раздела 3.5 «Карьерный транспорт» технического проекта «Разработка месторождения песков строительных и песчано-гравийного материала на участке недр «Самушкино»;
- требований раздела 4.2 «Элементы системы разработки» стр. 21 (...получение готовой продукции производится в очистном забое...) Плана развития горных работ на 2015 год по карьеру на месторождении песков строительных на участке недр «Самушкино» в Волховском районе Ленинградской области»;
- требований пункта г) подраздела 4.2, раздела 4 «Условия по объемам, основным видам работ и срокам их проведения» лицензии ЛОД 02998 ТР;
- требований пункта б) раздела 5 «Условия по рациональному изучению и использованию запасов полезных ископаемых и охране недр» лицензионного соглашения к лицензии ЛОД 02998 ТР;
- пункта 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).
Выявленные нарушения зафиксированы актом осмотра территории от 16.09.2015 № 1-11-20082-15/ПВ с приложением схемы осматриваемого объекта и фототаблицы.
На основании выявленных нарушений Комитетом 15.04.2015 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 20215-15/Д по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 22.04.2015 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 20215-15/Д общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Постановление Комитета от 22.04.2015 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 20215-15/Д обжаловано ООО «ГеоПоиск» в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения общества к административно ответственности не установил, оснований для признания правонарушения малозначительным, и освобождения общества от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не выявлено. Вместе с тем, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, пришел к выводу о наличии оснований для снижения назначенного обществу размера административного штрафа. В связи с изложенным, постановление Комитета от 22.04.2015 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 20215-15/Д изменено судом в части назначения административного наказания, суд назначил ООО «ГеоПоиск» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Комитета, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
ООО «ГеоПоиск» предоставлена лицензия на право пользование недрами ЛОД 02998 ТР, целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча песков строительных, ПГМ на участке недр «Самушкино». Месторождение «Самушкино» расположено в Волховском районе Ленинградской области в 1,3 км к северо-западу от пос. Самушкино. Лицензия ЛОД 02998 ТР зарегистрирована 27.10.2011, срок окончания действия лицензии - 30.11.2026.
Обязанность недропользователя по соблюдению условий лицензии установлена пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
Протоколом ЛОГКУ «Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды» от 13.09.2012 № 82 по состоянию на 01.08.2012 утверждены запасы песков строительных месторождения «Самушкино» по категории С1+С2 - 4579 тыс.м(3).
ООО «ГеоПоиск» проводит разработку месторождения «Самушкино» на основании технического проекта: «Разработка месторождения песков строительных и песчано-гравийного материала на участке недр «Самушкино», разработанного в 2012 году. Проект согласован с Территориальной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (протокол от 29.04.2013 № 139-29.04.13/ЛО).
Также ООО «ГеоПоиск» разработан в 2014 году План развития горных работ на 2015 год по карьеру на месторождении песков строительных на участке недр «Самушкино» в Волховском районе Ленинградской области.
Комитетом при проведении проверки 16.03.2015 установлено, что добыча песка проводится обществом в северной части карьера при помощи гусеничного экскаватора, с последующей отгрузкой песка в грузовой автомобиль КАМАЗ, который перевозил песок в конус на временный склад в северной части месторождения. На конусе в северной части месторождения находился ещё один экскаватор, который производил складирование песка в конус. В южной части участка при въезде на карьер находится конус песка (промежуточный склад песка). В момент осмотра фронтальный погрузчик марки JCB производил отгрузку песка с указанного склада в грузовой автомобиль для выезда с карьера.
В соответствии с разделом 3.3.3 «Расчёт основных параметров карьера. Элементы системы разработки» технического проекта «Разработка месторождения песков строительных и песчано-гравийного материала на участке недр «Самушкино» получение готовой продукции производится в очистном забое.
В соответствии с разделом 3.5 «Карьерный транспорт» согласованного технического проекта «Разработка месторождения песков строительных и песчано-гравийного материала на участке недр «Самушкино» отгрузка полезного ископаемого производится экскаватором в автотранспорт потребителя непосредственно из добычного забоя.
В соответствии с разделом 4.2 «Элементы системы разработки» Плана развития горных работ на 2015 год по карьеру на месторождении песков строительных на участке недр «Самушкино» получение готовой продукции производится в очистном забое.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что устройство промежуточных складов песка - конусов ни согласованным техническим проектом, ни планом развития горных работ на 2015 год на карьере не предусмотрено.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
2) соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Пунктом б) раздела 5 «Условия по рациональному изучению и использованию запасов полезных ископаемых и охране недр» лицензионного соглашения к лицензии ЛОД 02998 ТР предусмотрена обязанность недропользователя обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов развития горных работ.
Как правомерно указал суд первой инстанции, включив в разделы 3.3.3, 3.5 технического проекта и в раздел 4.2 плана развития горных работ на 2015 год вышеуказанные положения, общество обязано было их неукоснительно соблюдать. Данная обязанность предусмотрена как пунктом б) раздела 5 условий пользований недрами к лицензии ЛОД 02998 ТР, так и требованиями части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона о недрах.
Судом первой инстанции правомерно установлено и материалами дела подтверждается (актом осмотра территории от 16.09.2015 № 1-11-20082-15/ПВ с приложением схемы осматриваемого объекта и фототаблицы, протоколом об административном правонарушении № 20215-15/Д от 15.04.2015, лицензией на право пользование недрами ЛОД 02998 ТР, техническим проектом: «Разработка месторождения песков строительных и песчано-гравийного материала на участке недр «Самушкино», разработанного в 2012 году), что общество осуществляло пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а также требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством арендатору не запрещено формировать склад готовой продукции на арендованном участке со ссылкой на положения статей 209, 261 ГК РФ подлежат отклонению, как несостоятельные. Указанные положения ГК РФ распространяются на собственников земельных участков, в то время как общество является арендатором спорного земельного участка в соответствии с Распоряжением Правительства Ленинградской области от 04.03.2013 № 79-р.
Кроме того, в силу части 3 статьи 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В рассматриваемом случае, Комитетом установлены нарушения Закона о недрах, допущенные обществом в ходе производства работ по добыче песка на месторождении «Самушкино» в соответствии с лицензией ЛОД 02998 ТР.
Таким образом, судом первой инстанции и Комитетом обоснованно установлено в действиях ООО «ГеоПоиск» наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ООО «ГеоПоиск» имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований технического проекта: «Разработка месторождения песков строительных и песчано-гравийного материала на участке недр «Самушкино», разработанного в 2012 году, а также Закона о недрах при производстве работ по добыче песка на месторождении «Самушкино» в соответствии с лицензией ЛОД 02998 ТР.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях ООО «ГеоПоиск» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения ООО «ГеоПоиск» от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ.
Постановлением от 25.02.2014 N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными КоАП РФ общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом, в Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П установлено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции, принимая во внимание приведенные выше положения КоАП РФ и постановления Конституционного суда РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, отсутствие негативных последствий правонарушения, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, пришел к выводу о необоснованном назначении обществу наказания в виде штрафа в максимальном размере санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ – 500 000 рублей. В связи с изложенным, суд снизил размер назначенного обществу штрафа до 150 000 руб.
Учитывая, что в каждом конкретном случае применение положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П является категорией оценочной, выводы арбитражного суда в части снижения размера административного штрафа обоснованны, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции. Снижение административного штрафа до суммы 150 000 рублей соответствует требованиям пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для изменения обжалуемого постановления Комитета в части назначения наказания и назначения обществу штрафа в размере 150 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные вводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 сентября 2015 года по делу № А56-32409/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГеоПоиск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
Г.В. Борисова
О.И. Есипова