ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-25335/13 от 16.01.2014 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 января 2014 года

Дело №А56-52021/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2014 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего А.Б. Семеновой

судей О.И. Есиповой, Л.В. Зотеевой

при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой

при участии:

от истца (заявителя): представителя Н.К. Гусевой (доверенность от 28.03.2011)

от ответчика (должника): представителя С.В. Стеценко (доверенность от 09.01.2014)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25335/2013) Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2013 по делу № А56-52021/2013 (судья В.В. Захаров), принятое

по иску (заявлению) ООО "БиоСистемы"

к Пулковской таможне

о признании недействительным отказа в возврате излишне уплаченных денежных средств

установил  :

Общество с ограниченной ответственностью «БиоСистемы (ОГРН 1027801577352; место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 36, литер А) (далее - ООО «БиоСистемы», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным отказа Пулковской таможни (196210, Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д.7А) (далее - заинтересованное лицо, Таможня, таможенный орган) № 08-17/06212 от 03.06.2013 в возврате излишне уплаченных денежных средств, а также об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем подтверждения льготы по уплате налога на добавленную стоимость в общей сумме 1 285 702 руб. и возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость размере 59925,84 руб. по ДТ № 10221010/220611/0018668; 17503,54 руб. по ДТ № 10221010/150811/0025185; 27412,89 руб. по ДТ № 10221010/011111/0034714; 192980,48 руб. по ДТ № 10221010/071211/0039664; 57038,77 руб. по ДТ № 10221010/021211/0038954; 86609,65 руб. по ДТ № 10221010/121211/0040207; 35996,39 руб. по ДТ № 10221010/170112/0001066; 44778,26 руб. по ДТ № 10221010/250512/0022653; 113401,93 руб. по ДТ № 10221010/160712/0031627; 43517,12 руб. по ДТ № 10221010/231012/0049111; 589083,04 руб. по ДТ № 10221010/201112/0053981; 17454,18 руб. по ДТ № 10221010/140111/0000193.

Решением суда от 08.10.2013 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе Таможня просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению Таможни, неправомерным является вывод, изложенный в решении суда, о том, что невнесение в декларацию на товары (далее – ДТ) сведений о применении льготы по НДС не может являться основанием для вывода о непредставлении Обществом необходимых документов, подтверждающих излишнюю уплату таможенных платежей. Как указывает Таможня в апелляционной жалобе, возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов на основании статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» (далее – Закон № 311-ФЗ) в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей производится только в случае, если при таможенном декларировании товаров в ДТ заявлены соответствующие сведения о применении в отношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие соответствующие заявленные сведения, но при этом таможенные платежи фактически уплачены. В связи с тем, что в графе 36, 44 спорных ДТ не были заявлены соответствующие сведения о применении льгот по уплате НДС, основания для возврата НДС отсутствуют.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации следующие товары:

по ДТ № 10221010/220611/0018668:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX808, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 1);

по ДТ № 10221010/15081 1/0025185:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX800, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 2);

по ДТ № 10221010/011111/0034714:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX808IU, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 3);

по ДТ № 10221010/071211/0039664:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX800, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 4);

по ДТ № 10221010/021211/0038954:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX800, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 5);

по ДТ № 10221010/121211/0040207:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX800, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 6);

по ДТ № 10221010/170112/0001066:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX808IU, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 7);

по ДТ № 10221010/250512/0022653:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX800, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 8);

по ДТ № 0221010/160712/0031627:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX800, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 9);

по ДТ № 10221010/231012/0049111:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX808, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 10);

по ДТ № 10221010/201112/0053981:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX808, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 10);

по ДТ № 10221010/140111/0000193:

- Фотометры для микропланшет автоматические для измерения оптической плотности биологических проб в монохроматическом световом потоке модель ELX800, код ТН ВЭД 9027500000 (далее - Товар № 10).

При ввозе вышеперечисленных товаров и представлении деклараций на них Обществом был уплачен налог на добавленную стоимость (НДС) в общей сумме 1285702 руб., что подтверждается сведениями об уплате НДС в ДТ, представленными в материалы дела платежными поручениями. Размер уплаченного при ввозе указанных товаров НДС в составе таможенных платежей таможенным органом не опровергнут.

Согласно представленному Обществом регистрационному удостоверению ФС №2006/2919 (выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, срок действия с 28.12.2006 до 28.12.2016) задекларированный товар – Фотометры для микропланшет автоматические серии ELX800, относится к изделиям медицинской техники и внесен в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники (л.д.12).

Полагая, что уплаченный при ввозе и оформлении вышеперечисленных товаров налог на добавленную стоимость (НДС) является излишне уплаченным, Общество обратилось в Таможню с заявлениями от 28.05.2013 (исходящие №№ 28-1/05 - 28-12/05) о возврате излишне уплаченной суммы НДС, приложив к заявлениям документы, подтверждающие право на применение льготы по НДС, а именно: указанное выше регистрационное удостоверение, а также платежные поручения об уплате НДС,

Таможенный орган письмом от 03.06.2013 № 08-17/06212 (л.д. 9-11), сославшись на несоблюдение Обществом требований статьи 147 Закона № 311-ФЗ и пункта 2 статьи 191 ТК ТС, возвратил без рассмотрения заявления Общества, указав, что заявителем не внесены изменения в декларации на товары, что не дает ему право на возврат денежных средств.

Общество, не согласившись с отказом в возврате излишне уплаченного НДС, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.

Перечень медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19 (далее – Перечень).

Из примечания №1 к Перечню следует, что освобождение от НДС в отношении указанной в Перечне медицинской техники применяется при условии наличия у медицинской техники регистрационного удостоверения, выданного в установленном Минздравом России порядке.

Не опровергая того обстоятельства, что ввезенный Обществом товар включен в Перечень товаров, не подлежащих обложению НДС, и не оспаривая право Общества на применение льготы в отношении ввезенных товаров, Таможня полагает, что Обществом не соблюдена процедура возврата излишне уплаченного налога. В письме от 03.06.2013 № 08-17/06212 Таможня указала, что Обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов (изменений и (или) дополнений в декларации на товары, предусматривающие корректировку сведений, необходимых для применения льгот по уплате таможенных платежей).

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с указанной позицией таможенного органа.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза НДС относится к таможенным платежам.

В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Перечень сведений и документов, необходимых для обращения с заявление о возврате таможенных платежей, перечислены в части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ.

Согласно части 12 статьи 147 Закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Общество обратилось с заявлением о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в пределах трехлетнего срока, установленного частью 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ. Таможенным органом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии у Общества задолженности по уплате таможенных платежей или иных оснований.

Таким образом, все необходимые условия для возврата излишне уплаченного НДС в составе таможенных платежей заявителем соблюдены, оснований для отказа в возврате сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость по спорным декларациям, предусмотренных частью 12 статьи 147 Закона №311-ФЗ, у Таможни не имелось.

Апелляционный суд считает подлежащими отклонению ссылки Таможни на положения статьи 191 ТК ТС и Инструкцию о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 255 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в ДТ после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза. В силу части 3 указанной статьи таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.

Согласно пункту 2 Инструкции заявленные в ДТ сведения могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением уполномоченного таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя, в случаях, определенных указанным пунктом Инструкции.

Из приведенных норм следует, что такое основание к отказу в возврате излишне уплаченного НДС как невнесение декларантом соответствующих изменений в ДТ после выпуска товаров в порядке, определенном статьей 191 ТК ТС, при документальном подтверждении льготы по уплате налога не предусмотрено.

По мнению апелляционного суда, сама по себе такая запись в декларации на товары не является фактом, подтверждающим правомерность применения льготы, если не представлены соответствующие документы в ее обоснование, в то время как Обществом было представлено с заявлениями регистрационное удостоверение на ввозимые товары.

Общество обратилось в таможенный орган с письменным мотивированным заявлением, которое должно быть рассмотрено Таможней по существу с принятием решения о возврате налога на добавленную стоимость, излишне уплаченного при ввозе и таможенном оформлении товаров. Однако этого Таможней в нарушение норм и правил действующего таможенного законодательства сделано не было, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил в полном объеме заявленные Обществом требования, признав недействительным отказ Таможни в возврате налога и обязав устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем подтверждения льготы в общей сумме 1285702 руб. по ввезенным по спорным ДТ товарам и возврата излишне уплаченного НДС.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Пулковской таможни не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 октября 2013 года по делу № А56-52021/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Пулковской таможни – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

О.И. Есипова

Л.В. Зотеева