ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
27 декабря 2021 года | Дело № А21-3941/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 01.01.2021 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);
от ответчика: до перерыва - представитель ФИО2 по доверенности от 15.11.2021 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-25453/2021 ) Администрации городского округа «Город Калининград»на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.06.2021 по делу № А21-3941/2021 , принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Никинвест» (236040, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Администрации городского округа «Город Калининград» (236022, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка и предоставить земельный участок в аренду
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Никинвест» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об обязании Администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Ответчик, Администрация):
- в месячный срок утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:131843:50, ориентировочной площадью 419 кв.м, расположенного по адресу: <...> в районе гостиницы «Меркюр Калининград Центр» (<...>);
- в месячный срок предоставить испрашиваемый земельный участок площадью 419 кв.м в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет с разрешенным использованием «Гостиничное обслуживание» (код 4.7 в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540) и «Общественное питание» (код 4.6 в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540), с включением в договор аренды обязательного условия об обязанности Общества обеспечить доступ неограниченного круга лиц к землям общего пользования и расположенным на них объектам общего пользования и установлением дополнительного основания для расторжения договора аренды по инициативе арендодателя в случае неисполнения арендатором этой обязанности.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.06.2021 удовлетворены исковые требования.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы ее податель указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Кроме того, в Дополнении к апелляционной жалобе Администрация указывает на отсутствие у Общества права на получение земельного участка в аренду без проведения торгов и на наличие утвержденного проекта межевания территории, в соответствии с которым образован спорный земельный участок, что препятствует его разделу на основании представленной Обществом схемы. Кроме того, по мнению Администрации, Общество не может являться инициатором раздела земельного участка.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы дополнений.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, представил возражения к дополнениям к апелляционной жалобе, возражал против приобщения к материалам дела дополнительных документов Администрации.
Приложенные Администрацией к дополнениям к апелляционной жалобе дополнительные документы в отношении обстоятельств, наступивших после вынесения обжалуемого решения суда первой инстанции, подлежат возврату подателю жалобы на основании части 2 статьи 268 АПК РФ (указанные документы поданы в суд в электронном виде, в связи с чем, на бумажном носителе не возвращаются).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Администрации, апелляционный суд установил следующее.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН 14.01.2021 зарегистрировано право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 39:15:131843:52 площадью 3 249 +/- 6 кв.м. с разрешенным использованием «под строительство гостиницы, для размещения гостиниц», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>.
На указанном земельном участке расположено нежилое здание (гостиница), кадастровый номер 39:15:131843:56, на которое 04.05.2018 зарегистрировано право собственности Общества.
Как указывает Общество, к зданию гостиницы со стороны пруда Верхний примыкает земельный участок с кадастровым номером 39:15:131843:50 площадью 28 835 +/-253 с видом разрешенного использования согласно выписке из ЕГРН от 26.05.2021: земельные участки (территории) общего пользования.
Как указывает Общество, 15.02.2021 оно обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы раздела земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:131843:50 с сохранением исходного в измененных границах.
Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов от 08.12.2020 года № 3213/р-км Обществу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:131843:50 с сохранением исходного в измененных границах по следующим основаниям:
- в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:131843:50 находится имущество, переданное в муниципальную собственность после реконструкции гидротехнических сооружений;
- с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 39:15:131843:50 обратилось ненадлежащее лицо (п.2.9 Административного регламента);
- сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:15:131843:50 носят временный характер (выписка из ЕГРН от 27.10.2020). В соответствии с п.7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается.
Не согласившись с указанным отказом в утверждении схемы расположения земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с требованиями обязать Администрацию утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 39:15:131843:50, ориентировочной площадью 419 кв.м и предоставить испрашиваемый земельный участок площадью 419 кв.м в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет с разрешенным использованием «Гостиничное обслуживание» и «Общественное питание».
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, придя к выводу, что у Администрации отсутствовали предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении образуемого в результате раздела земельного участка в аренду на 49 лет без проведения торгов.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В данном случае, согласно просительной части заявления по настоящему делу, Обществом не заявлено требований о признании незаконными каких-либо решений, действий (бездействия) Администрации, а также о признании недействительным распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов от 08.12.2020 № 3213/р-км «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:131843:50 с сохранением исходного в измененных границах».
Вместе с тем, в силу с ч. 4 ст. 201 АПК РФ обязанность по совершению каких-либо действий по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя может быть возложена арбитражным на государственный орган судом в случае признания оспариваемого акта государственного органа недействительным или решения незаконным полностью или в части.
Кроме того, обязанность утверждения представленной Обществом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:131843:50 с сохранением исходного в измененных границах и предоставления Обществу образованного в результате раздела участка в аренду на 49 лет у Администрации отсутствует в связи со следующим.
В соответствии с п.1 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст. ст.11.10 ЗК РФ).
Согласно п.3 ст.11.10.ГК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (п.6 ст.11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 названного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
В данном случае находящийся в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером 39:15:131843:50, в отношении которого Общество просит утвердить схему расположения, не предоставлен Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования.
На основании ст.ст. 11.2-11.4, 11.9, 11.10 ЗК РФ постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 09.02.2018 N 124 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при разделе земельного участка.
Согласно п. 1.2 Административного регламента получателями указанной муниципальной услуги являются землепользователи и арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники одного или нескольких объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, обремененном арендой.
Общество не является ни землепользователем, ни арендатором земельного участка с кадастровым номером 39:15:131843:50, ни собственником объектов недвижимости, расположенных на нем.
Кроме того, согласно п.2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст.39.14 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов также осуществляется в случае, если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В силу подпункта 5 пункта 16 ст.11.10 ЗК РФ расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Проект межевания рассматриваемой территории разработан и утвержден постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» №1081 от 19.07.2017, что является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на основании подпункта 5 пункта 16 ст.11.10 ЗК РФ.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случаях, перечисленных в п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Необходимость в использовании земельного участка смежным землепользователем к таким случаям в силу указанной нормы не относится.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.06.2021 по делу № А21-3941/2021 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Никинвест» отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.С. Баженова | |
Судьи | С.А. Нестеров Н.С. Полубехина |