ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 января 2014 года
Дело №А21-6205/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Семеновой А.Б., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.С.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 25.03.2013;
от заинтересованного лица: ФИО2 – по доверенности от 17.12.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25489/2013) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2013 по делу № А21-6205/2013 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению ООО «Гамма Фуд Сервис», место нахождения: 117279, <...>, пом. IV, комната 37, ОГРН <***>,
к Калининградской областной таможне
о признании недействительными решения и требования
установил :
Общество с ограниченной ответственностью «Гамма Фуд Сервис», место нахождения: 117279, <...>, пом. IV, комната 37, ОГРН <***>, (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными решения Калининградской областной таможни (далее – таможня, таможенный орган) о стране происхождения товара и (или) предоставлении тарифных преференций от 16.07.2013 №10226000-25-19/000040, а также требования об уплате таможенных платежей от 13.08.2013 №10226000/130813/0000178.
Решением суда от 14.10.2013 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, таможня направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 14.10.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о недействительности оспариваемых решения и требования таможенного органа, поскольку согласно письму ФТС России от 21.06.2013 №22-125/26463 «О проверки сертификата происхождения товара формы «А» Министерство внешней торговли и промышленности Малайзии не представило подтверждения подлинности сертификата, что в свою очередь является основанием для признания его недействительным и для отказа в предоставлении преференций. При этом податель жалобы утверждает о несоответствии действительности выводов суда первой инстанции о том, что в качестве основания для признания сертификата недействительным таможня рассматривала заключение специалиста ЦЭКТУ от 09.06.2012 №4/147-12 и отсутствие прочерков в графах 5-10 сертификата №JB2012/7896, представленного Обществом.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя позицию таможни не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому Общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы таможенного органа несостоятельными и противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.04.2012 Обществом на Балтийский таможенный пост Калининградской областной таможни к таможенному декларированию по декларации на товары (далее – ДТ) №10226170/100412/0002634, был представлен товар № 1 «заменитель какао масла MARGO...». В качестве документа, подтверждающего сведения о стране происхождения товара был заявлен сертификат происхождения формы «А» №JB2012/7896 от 02.03.2012 (Малайзия).
16.07.2013 таможней вынесено решение о стране происхождения товаров и (или) представлении тарифных преференций №10226000-25-19/000040, которым Обществу отказано в предоставлении тарифной преференции.
13.08.2013 на основании указанного решения таможенным органом в адрес Общества вынесено требование об уплате таможенных платежей №10226000/130813/0000178 на общую сумму 38 347 руб. 51 коп.
Не согласившись с решением и требованием таможни, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что в ходе таможенного оформления Общество представило все необходимые документы и сведения для получения соответствующих преференций, а таможенный орган не доказал наличия основания для отказа в их предоставлении.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы таможни и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Так, согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в действующей в рассматриваемый период редакции) при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет. Согласно Перечню развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (утв. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 года № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130) Малайзия относится к странам-пользователям схемой преференций Российской Федерации.
В соответствии со статьей 62 таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) в случае, если стране происхождения товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза предоставляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу части 1 статьи 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 № 479 утверждено Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, подписанное в Москве 12 апреля 1996 года (далее – Правила), в соответствии с пунктом 5 которых в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме «А», принятой в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А». Срок действия сертификата составляет 12 месяцев со дня его выдачи.
При этом согласно пункту 6 Правил, в случае возникновения обоснованных сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие компетентные органы страны, предоставляющей тарифные преференции, могут обратиться в компетентные национальные органы развивающихся стран, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Аналогичные положения закреплены в разделах VII и VIII Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».
Разделом VIII названного Соглашения также предусмотрено, что сертификат может быть признан недействительным, в том числе, и в случае, если в течение 6 месяцев не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара.
Следовательно, исходя из положений вышеназванных норм, установив в ходе таможенной проверки, что оттиск круглой печати, расположенный в графе 11 сертификата о происхождении товара формы «А» № JB2012/7896, выданного от имени уполномоченного органа Малайзии, и соответствующий образец оттиска сравнения печати уполномоченного органа Малайзии, имеющийся в картотеке РНСП ОКИ ЦЭКТУ, нанесены разными печатными формами (заключение специалиста ЦЭКТУ от 09.06.2012 №4/147-12), а также отсутствие прочерков в графах 5-10 сертификата №JB2012/7896, представленного Обществом, таможенному органу следовало обратиться в компетентные национальные органы Малайзии, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения, после чего, в случае неполучения в течение 6 месяцев ответа относительно запрашиваемого сертификата, признать его недействительным и отказать Обществу в предоставлении преференций.
При этом доводы таможни со ссылкой на запрос дополнительных документов письмом ФТС России от 19.06.2012 №05-90/30326 и их непредставление компетентными национальными органами Малайзии в течение 6 месяцев правомерно отклонены судом первой инстанции как бездоказательные, поскольку доказательств его отправки в адрес Министерства международной торговли и промышленности Малайзии в материалы дела таможенному органу не представлено.
В свою очередь письмом от 26.07.2012, которое было представлено заявителем в таможню, Министерство международной торговли и промышленности Малайзии подтвердило подлинность представленного Обществом сертификата со ссылкой на то, что подлинник письма направлен в ФТС России, в приложении к письму приложен обновленный штамп Министерства.
Доказательств обратного, равно как и документов опровергающих подлинность письма Министерства международной торговли и промышленности Малайзии от 26.07.2012 таможенным органом в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ суду не представлено.
Таким образом, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вопреки положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ таможня не представила в материалы дела безусловных доказательств недействительности сертификата №JB2012/7896, представленного Обществом при декларировании товаров по ДТ №10226170/100412/0002634, а потому не доказала наличия у нее оснований для принятия оспариваемых решения и требования, которые безусловно нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления им предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет признание их недействительными.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 октября 2013 года по делу № А21-6205/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
О. И. Есипова
Судьи
А. Б. Семенова
Л. А. Шульга