ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-2556/2015 от 05.03.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 марта 2015 года

Дело № А42-5322/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО2, ФИО3 (доверенность от 08.10.2014г.)

от ответчика (должника): не явился (извещен)

от 3-го лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-2556/2015 ) Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманскана решение Арбитражного суда  Мурманской области от 18.12.2014 по делу № А42-5322/2014 (судья Беляева Л.Е.), принятое

по заявлению ИП ФИО2

к Комитету градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска

3-е лицо: ФИО4

о признании незаконным решения,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска (далее – Комитет) об отказе в организации работ по предоставлению земельного участка, изложенного в пункте 1 письма от 25.06.2014 № 14-04-04/3038.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО4 (г. Мурманск).

Решением от 18.12.2014г. заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой об его отмене.

В судебном заседании предприниматель возражал против удовлетворения жалобы. Другие участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителя и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 26.04.2014 в газете «Вечерний Мурманск» было размещено информационное сообщение о формировании земельных участков для возможного размещения на них объектов, в том числе (пункт 2) салона красоты в Октябрьском административном округе города Мурманска в районе дома № 26 по ул. Софьи Перовской.

Предприниматель обратился в администрацию города Мурманска с заявлением (входящий № Б-5155 от 28.05.2014) об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства на праве аренды участка, расположенного в районе дома № 26 по ул. Софьи Перовской, ориентировочной площадью 400-800кв.м для размещения салона красоты площадью 150-300кв.м.

Рассмотрев заявление, письмом от 25.06.2014 № 14-04-04/3038 (пункт 1) Комитет уведомил ФИО2 об отказе в организации работ по предоставлению земельного участка ввиду отсутствия возможности его формирования в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, указав на невозможность определить соответствие заявленной площади участка предельным размерам земельных участков, установленным нормам отвода земель для конкретных видов деятельности и возможность размещения салона красоты в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск (ввиду не приведения в заявлении местоположения и обоснования площади земельного участка).

Считая незаконным, изложенное в пункте 1 письма от 26.05.2014 № 14-04-04/3038 решение Комитета, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требований, суд в полном объеме установил все имеющие значение для дела обстоятельства и принял решение в соответствии с подлежащими применению нормами законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент подачи заявления об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

При этом, согласно пункту 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учёта; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ, регламентирующей выбор земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 указанного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчёты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьёй 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).

Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (во исполнение положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ) призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. По смыслу указанных положений об з 5, обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении земельного участка, независимо от наличия (отсутствия) иных претендентов. При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утверждённые органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.12.2012 № 57-768 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск (далее - Порядок), положениями главы VII которого определены общие правила предоставления земельных участков для строительства.

Требования к обязательным документам, прилагаемым к заявлению о
предоставлении земельного участка для строительства, установлены в пункте 7.3
Порядка, которым также обозначено право заявителя по собственной инициативе
представить дополнительные документы (схему предполагаемого места
размещения объекта, выполненную по выбору заявителем на кадастровом плане
территории, топографической съемке, ином картографическом материале, в том
числе расположенном в открытых источниках; технико-экономическое
обоснование проекта строительства или необходимые расчеты).

Согласно   пункту   7.4   Порядка   представленные   заявление   и   документы направляются в структурное подразделение администрации города Мурманска, уполномоченное в сфере градостроительства и территориального развития в порядке, установленном регламентом работы администрации города. Структурное подразделение администрации города Мурманска, уполномоченное в сфере градостроительства и территориального развития рассматривает представленные заявление и документы на соответствие требованиям, установленным пунктами 7.2, 7.3 настоящего раздела. Несоответствие заявления и документов по составу, форме и содержанию является основанием для отказа заявителю в рассмотрении заявления.

Структурное подразделение, уполномоченное в сфере градостроительства и территориального развития, в течение десяти рабочих дней с момента поступления в указанное структурное подразделение документов, соответствующих требованиям, установленным пунктами 7.2, 7.3 настоящего раздела: 1) готовит заключение в отношении испрашиваемого земельного участка для рассмотрения на городской земельной комиссии (далее - заключение); 2) определяет возможные варианты размещения объекта на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах (пункт 7.5 Порядка).

Требования к содержанию заключения уполномоченного органа в отношении испрашиваемого земельного участка для рассмотрения на городской земельной комиссии определены пунктом 7.6 Порядка.

В силу пункта 7.7 Порядка городская земельная комиссия учреждается и формируется при администрации города Мурманска в целях: сбора информации, необходимой для принятия решений о предоставлении земельных участков, в том числе информации о возможных ограничениях в отношении испрашиваемого земельного участка; рассмотрения возможности предоставления земельного участка для строительства, рекомендации одного из возможных вариантов размещения объекта и способа предоставления земельного участка (с предварительным согласованием места размещения объекта или без предварительного согласования места размещения объекта); координации деятельности структурных подразделений администрации города Мурманска по распоряжению земельными участками для строительства.

По итогам рассмотрения заключения городская земельная комиссия принимает одно из следующих решений: о предоставлении земельного участка для строительства; об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.

Решение городской земельной комиссии носят рекомендательный характер и оформляются протоколом в течение трех рабочих дней со дня заседания городской земельной комиссии.

В силу пункта 7.8 Порядка структурное подразделение администрации города Мурманска,  уполномоченное  в  сфере  градостроительства  и территориального развития, в течение трех рабочих дней с момента оформления протокола заседания городской земельной комиссии письменно уведомляет заявителей об организации работ по предоставлению земельного участка для строительства либо об отказе в организации работ по предоставлению земельного участка в случаях: невозможности формирования земельного участка в соответствии с гражданским, земельным и градостроительным законодательством; невозможности размещения предлагаемого к строительству объекта на запрашиваемой территории в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск, документацией по планировке территории, местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Мурманск, а также техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, экологическими требованиями, строительными нормами и правилами.

Судом установлено и материалами дела подтверждается обращение заявителя в администрацию города Мурманска с заявлением в порядке, установленном пунктами 7.2 и 7.3 Порядка. Оснований для отказа ФИО2 в рассмотрении заявления (ввиду несоответствия заявления и документов по составу, форме и содержанию) Комитетом не установлено.

По итогам рассмотрения заключения Комитета, городской земельной комиссией принято решение (протокол № 8 от 10.06.2014 (пункт 19)) - об отказе заявителю в организации работ по предоставлению земельного участка для строительства объекта «Салон красоты» в Октябрьском административном округе города Мурманска в районе дома № 26 по ул. Софьи Перовской, в соответствии с пунктом 7.8 Порядка, ввиду отсутствия возможности его формирования в соответствии с земельным и градостроительным законодательством.

Как следует из оспариваемого решения Комитета градостроительства и территориального развития Администрации города Мурманска, ФИО2 было отказано в организации работ по предоставлению земельного участка под объект - салон красоты, в связи с невозможностью формирования земельного участка в соответствии с градостроительным и земельным законодательством (ввиду отсутствия в заявлении местоположения и обоснования площади земельного участка).

Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель Комитета в суде первой инстанции, с учетом заключения земельной комиссии, основанием к отказу явилось отсутствие в заявлении предпринимателя обоснования площади земельного участка в соответствии с Местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Мурманск, утвержденными Решением Совета депутатов города Мурманска от 03.12.2012 № 55-750. Данные доводы также заявлены в апелляционной жалобе.

Вместе с тем в силу указанных положений пункта 1 статьи 31 ЗК РФ в заявлении в обязательном порядке должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Перечень установленных ЗК РФ требований к заявлению о выборе земельного участка, является исчерпывающим; иную информацию органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, не вправе требовать.

Под назначением объекта следует понимать основной вид деятельности, который будет осуществляться в планируемом здании или сооружении. В рассматриваемом случае в заявлении ФИО2 указано назначение объекта -салон красоты (согласно информации, доведенной Комитетом до сведения населения, имеющего право на точную и достоверную информацию о планируемой постройке).

Предполагаемое место размещения объекта может определяться заявителем на основании визуального осмотра площадки, подходящей, по его предварительной оценке, для строительства будущего объекта (с учетом пояснений заявителя в ходе рассмотрения дела), с привязкой, в том числе, к адресному ориентиру. В рассматриваемом случае в заявлении ФИО2 указан адресный ориентир предполагаемого к строительству объекта (согласно информационному сообщению уполномоченного органа); указано испрашиваемое право на земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (аренда).

Обоснование примерного размера земельного участка, как правильно указал суд, связано с необходимостью производства расчета запрашиваемой площади земельного участка с учетом установленных предельных размеров земельных участков и иных требований, в том числе, содержащихся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск, утвержденных Решением Совета депутатов города Мурманска от 01.11.2011 № 41-547, а также с учетом требований градостроительного законодательства (статья 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства»).

Земельный кодекс Российской Федерации требует указания в заявлении примерного (а не точного) размера земельного участка (приблизительно разумной площади участка, которая соответствует общей площади будущего объекта), поскольку в любом случае площадь земельного участка будет уточняться в процессе его выбора и дальнейшего формирования.

Кроме этого, ЗК РФ рекомендует (но не обязывает) прилагать к заявлению о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимые расчеты.

В   настоящем случае в заявлении    ФИО2    указана приблизительная площадь земельного участка, исходя из предполагаемой общей площади объекта размещения (с учетом объемно-пространственных параметров градостроительного объекта).

Решением Совета депутатов города Мурманска от 03.12.2012 № 55-750 утверждены Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования город Мурманск (местные нормативы), согласно которым размеры земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения объекта (применительно к предприятию бытового обслуживания с учетом количества рабочих мест).

При этом какая-либо форма декларирования о намерениях строительства объекта либо форма обоснования примерного размера земельного участка ни Порядком, ни иными актами уполномоченного органа не предусмотрена, что не исключает реализации заявителем права на самостоятельное определение соответствующей формы обоснования примерного размера земельного участка.

При таких обстоятельствах требование Комитета, предъявляемое к содержанию заявления в части обоснования примерного размера земельного участка в соответствии с положениями указанных местных нормативов (в данном случае - обязательное указание в заявлении предпринимателя количества рабочих мест предприятия), является незаконным.

Недостаточность представленного заявителем обоснования примерного размера земельного участка для целей расчета площади земельного участка с учетом установленных предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков (в процессе выбора и дальнейшего формирования), Комитетом не обоснована.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявление ФИО2 об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения спорного объекта строительства соответствовало требованиям части 1 статьи 31 ЗК, и содержало сведения, достаточные для первичной оценки возможности обеспечения выбора земельного участка. Обратного Комитетом в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано.

Оспариваемый отказ Комитета в организации соответствующих работ является необоснованным препятствием обеспечения возможности реализации заявителем прав и законных интересов на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с ЗК РФ (статьи 30, 31), и не обеспечивает публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Несогласие ответчика с выводами суда, указанными в решении не свидетельствует о незаконности принятого решения.

Выводы суда, изложенные в решении, не опровергнуты в апелляционной жалобе, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области от 18.12.2014г. по делу №  А42-5322/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.  

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

Т.А. Кашина

 О.Р. Старовойтова