ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
01 декабря 2020 года | Дело № А42-1041/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-25725/2020 ) ООО "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.07.2020 по делу № А42-1041/2020 (судья Е.А.Зыкина), принятое
по заявлению ООО "Мурманское управление жилищно-сервисным комплексом"
к ГЖИ Мурманской области
3-е лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства МО
о признании незаконным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Мурманское Управление жилищно-сервисным комплексом» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным пунктов 2.1 и 2.2 предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее – Инспекция, ответчик) от 23.12.2019 № 1225/34.
Решением суда от 31.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что действия Общества по начислению платы за коммунальные ресурсы, потребляемы при содержании общего имущества по электроэнергии (без учета подвалов и чердаков) не противоречат действующему законодательству, а именно пункту 37 (формула 34) Приложения 1 к Правилам № 306, приказу Министерства энергетики и ЖКХ МО от 31.05.2017 № 104 Приложение № 3.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жильца многоквартирного (далее - МКД) дома №8 по ул. Капитана ФИО2, по вопросу порядка расчета размера платы за коммунальные услуги, на основании распоряжения начальника Инспекции от 06.12.2019 №2479 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества.
В ходе проверки выявлены, в том числе нарушения части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, приказа Министерства энергетики и ЖКХ от 11.03.2013 №36 при расчете размера платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД неправомерно учитывается площадь лифтов, мусоросборников, кладовой, подсобного помещения, машинного отделения, теплоцентра в общей площади общего имущества собственников помещений в МКД.
Фактически, Обществом учтена общая площадь жилых помещений 57 287 кв.м, площадь общего имущества 930,3 кв.м., включающая в себя площадь: коридоров общего пользования- 490,9 кв.м, лестничных клеток – 313 кв.м, лифтов -2 кв.м, мусорособников- 10,2 кв.м, кладовой 3,2 кв.м, подсобного помещения 10,2 кв.м, машинного отделения 23,8 кв.м, теплоцентра 77 кв.м.
Общая площадь нежилых помещений в размере 1 119,4 кв.м.(без учета площади теплоцентра (77 кв.м) при расчете не учтена. Доля в справе общей собственности на общее имущество по жилому помещению (кв.5) площадью 61,3 кв.м по расчету Общества составляет 9,95590 кв.м (930,3/5728*61,3). По расчету Инспекции: доля составляет 7,19676 кв.м. (803,9/5728+1119,4)*61,3).
По результатам проверки составлен акт от 23.12.2019 №2404. В целях устранения выявленных нарушений Обществу выдано предписание № 1225/34 от 23.12.2019, согласно которому, в срок до 07.02.2020, предписано, в том числе: устранить выявленное нарушение расчета размера платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД с января 2017 года (пункт 2.1); привести расчет расходов на оплату электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД в соответствии с приказом №36 (пункт 2.2).
Не согласившись с пунктами 2.1 и 2.2 указанного предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
При этом, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды утверждены приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 11.03.2013 № 36 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, нормативов потребления коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Согласно приложению № 1 к Приказу № 36:
1. Нормативы установлены с применением расчетного метода.
2. Норматив в целях содержания общего имущества рассчитывается на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, включает в себя площадь коридоров, лестничных площадок, в том числе межквартирных лестничных площадок, лестниц.
Таким образом, приказом определен перечень помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, которые были использованы при расчете нормативов, утвержденных Приказом № 36.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила № 306).
В соответствии с пунктом 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.
Действующие нормативы потребления коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитаны в соответствии с порядком, установленным пунктом 37 раздела II приложения № 1 к Правилам № 306, путем применения формулы 34.
В соответствии с формулой 34 раздела II приложения № 1 к Правилам № 306, при применении в расчете большей площади помещений общего имущества расчетные значения указанных нормативов уменьшаются, соответственно при меньшей площади расчетные нормативы возрастают. Соответственно, при наличии и применении в расчете данных о площадях чердаков, подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, расчетные значения нормативов потребления коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды были бы ниже применяемых.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 № 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Кодекса.
Статья 36 ЖК РФ к общему имуществу МКД относит не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В данном случае, помещения, включенные заявителем в состав площади общего имущества: площадь лифтов, мусоросборников, кладовой, подсобного помещения, машинного отделения, теплоцентра c точки зрения статьи 36 ЖК РФ правомерно отнесена к площади общего имущества многоквартирного дома.
Между тем, при расчете норматива на общедомовые нужды по электроснабжению Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области была взята только площадь коридоров, лестничных площадок, в том числе межквартирных лестничных площадок, лестниц, то без учета иного имущества, указанного в статье 36 ЖК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что фактически, органом государственной власти – Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области не предусмотрено включение в расчет платы за потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме электрическую энергию в соответствии с положениями статьи 36 ЖК РФ иные площади, кроме площади коридоров, лестничных площадок, в том числе межквартирных лестничных площадок, лестниц
В рассматриваемом случае законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены, так как согласно пояснениям Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области при применении при расчете нормативов с учетом дополнительных площадей помещений, входящих в состав общего имущества (не поименованных в Приказе № 36) значение норматива было бы меньше.
При этом Приказом № 36 не обжалован заявителем, не признан недействующим в его спорной части, не приведен в соответствие со статьей 36 ЖК Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 31 июля 2020 года по делу № А42-1041/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мурманское Управление жилищно-сервисным комплексом» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.И. Протас | |
Судьи | М.И. Денисюк А.Б. Семенова |