ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-2585/2015 от 13.05.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 мая 2015 года

Дело № А56-59401/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Шамовой Г.А.

при участии: 

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 16.12.20144

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 23.12.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-2585/2015 )  открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2014 по делу № А56-59401/2014 (судья Синицына Е.В.), принятое

по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

об оспаривании предписания

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>; адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2;  далее - ОАО «РЖД», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, адрес: 190068, <...>, далее - Управление, заинтересованное лицо) от 05.06.2014 № 07-37-04/319(П).

Решением суда от 28.11.2014 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на необоснованность  выданного предписания, поскольку в настоящее время отсутствует правовой механизм, необходимый для исполнения субъектом транспортной инфраструктуры обязанности, предусмотренной пунктом 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 (далее – Требования по обеспечению транспортной безопасности, Требования № 43).

В связи с невозможностью участия судьи Семеновой А.Б. в судебном заседании 13.05.2015 по причине нахождения в ежегодном очередном отпуске, в составе суда, рассматривающего настоящее дело, произведена замена - в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 АПК РФ судья Семенова А.Б. заменена на судью Борисову Г.В.  Рассмотрение дела начато сначала.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 08.05.2014 № 358-р в период с 19.05.2014 по 05.06.2014  проведена  внеплановая документальная проверка исполнения Обществом ранее выданного предписания от 27.06.2013 № 07-44-04/294 .

В ходе проверки, результаты которой отражены в акте от 05.06.2014 №07-37-04/319(А), выявлено, что Обществом не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации на объекте транспортной инфраструктуры  - железнодорожной станции Тайбола, что является нарушением пункта 5.12 Требований N 43.

Выявленное нарушение явилось основанием для выдачи предписания от 05.06.2014 № 07-37-04/319(П), которым Обществу предписано устранить указанные нарушения в срок до 05.10.2014.  
       Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу статьи 8 Закона № 16-ФЗ и пункта 4 Требований № 43 они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Пунктом 5.12 Требований № 43 установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

Как правомерно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае начальник железнодорожной станции Тайбола  непосредственно относится к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должен пройти специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку.           

Общество считает, что судом первой инстанции не был исследован факт отнесения железнодорожной станции Тайбола ко 2 категории объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ). По мнению подателя жалобы, у ОАО «РЖД» отсутствует обязанность по назначению ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности непосредственно на ОТИ станция Тайбола, отнесенного ко второй категории, и, следовательно, обучению назначенного лица.

Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод подателя жалобы в  связи со следующим.

Исходя из положений пункта  7.2 статьи 1 Закона № 16-ФЗ к силам обеспечения транспортной безопасности относятся лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Приказом ОАО «РЖД» от 12.12.2011 № 183 утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» (далее – Положение). Руководство организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» определено частью II названного Положения.

В соответствии с пунктом 13 части II Положения непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта, противодействие соответствующим угрозам совершения актов незаконного вмешательства (далее – АНВ), осуществляется руководителем объекта железнодорожного транспорта.

Во исполнение требований Закона № 16-ФЗ приказом Общества от 20.01.2014 № 12 установлено, что ответственным за транспортную безопасность на железнодорожной станции Тайбола назначена начальник железнодорожной станции ФИО3.

Таким образом, на начальника железнодорожной станции станций возложена непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта.

Довод Общества об отсутствии обязанности по назначению лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на данном ОТИ, а также обязанности по его профессиональной подготовке, основан на ошибочном толковании Требований N 43.

В письме Минтранса России от 27.09.2012 N АЦ-25/11124 разъяснены положения действующего законодательства Российской Федерации, которыми необходимо руководствоваться при подготовке специалистов и должностных лиц, принимающих участие в обеспечении транспортной безопасности.    

Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) во исполнение закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Указа Президента РФ от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена Распоряжением Правительства РФ 30.07.2010 г. N 1285-р) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных агентству ВУЗов.
    Перечень таких ВУЗов опубликован на официальном сайте Росжелдора.
Согласно разделу VI Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, являются:   
- разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;    
- создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;     
- обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;     
- обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.
    Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.           В созданных Центрах на основании существующего законодательства разработаны, утверждены и реализовываются программы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене.   
   Таким образом, в настоящее время утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.    

Нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в статье 76 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации) (далее Закон № 273-ФЗ), а также в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 №499, где за образовательным учреждением закреплены полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности), что в свою очередь не противоречит статье 85.1. Закона № 273-ФЗ, на которую ссылается ОАО «РЖД».

Факт неисполнения заявителем пункта 5.12 Требований № 43 правомерно установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно, актом проверки от 05.06.2014 №07-37-04/319(А) и не отрицается заявителем, в связи с чем предписание от 05.06.2014 № 07-37-04/319(П) является законным и обоснованным.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

  В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 28.11.2014 по делу №  А56-59401/2014   оставить без изменения, апелляционною жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

Г.В. Борисова

 Е.А. Сомова