ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-26178/2022 от 18.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 октября 2022 года

Дело № А56-36738/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  Чечетка С.С.

при участии: 

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.10.2021

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 08.08.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-26178/2022 ) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2022 по делу № А56-36738/2022 , принятое

по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"

к  УФАС по Ленинградской области

об оспаривании постановления

установил:

публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (ОГРН: <***>, адрес: 197227, Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 21, лит. А; далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 21.03.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №047/04/9.21-398/2022, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.

Решением от 11.07.2022 суд первой инстанции изменил постановление УФАС от 21.03.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-398/2022, в части размера административного штрафа, уменьшив его размер до 300 000 руб.; в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказал.

Не согласившись с решением суда, ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие вины во вмененном правонарушении, поскольку АО «ОЭК» не представлены правоустанавливающие документы на объект присоединения, следовательно, у Общества отсутствовали основания для выдачи проекта договора Заявителю.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление Открытого акционерного общества «Объединенная энергетическая компания» (далее - ОАО «ОЭК») (вх. № 14572 от 03.12.2021) с жалобой на действия (бездействие) ПАО «Россети Ленэнерго».

Управлением установлено, что 05.10.2021 поступила заявка (исх. № 21-061675) ОАО «ОЭК» на осуществление технологического присоединения в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» в целях увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив ФИО3, Александровское ш., СНТ «Серебряный ручей».

11.10.2021 ПАО «Россети Ленэнерго» сообщило (письмо № ЭСКЛ/16-01/15762) о необходимости предоставления корректных правоустанавливающих документов.

29.10.2021 ОАО «ОЭК» в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» направлена откорректированная заявка на увеличение максимальной мощности.

09.11.2021 ПАО «Россети Ленэнерго» сообщило (письмо № ЛЭ/16-50/1838) о необходимости представить информацию о диспетчерском наименовании ТП и направлении ЛЭП, а также о том, что договор передачи электрических сетей и электрооборудования от 20.08.2008 №93-08/БП, заключенный между СНТ «Заря-3» и ОАО «ОЭК», не является правоустанавливающим документом на объект присоединения СНТ «Серебряный ручей».

Управление пришло к выводу о том, что в нарушение пункта 15 Правил присоединения ПАО «Россети Ленэнерго» уклоняется от заключения договора на осуществление технологического присоединения с ОАО «ОЭК»; ПАО «Россети Ленэнерго» истребовало у Заявителя документы, не предусмотренные правилами.

Должностное лицо УФАС определило возбудить в отношении Общества дело об административном правонарушении №047/04/9.21-398/2022.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление от 21.03.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №047/04/9.21-398/2022, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 300 000 рублей.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, договор является публичным.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.

В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 11 Правил присоединения Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами присоединения.

Пунктом 41 Правил присоединения установлено, что сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случае если сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями.

При этом по смыслу пункта 43 Правил присоединения отказ от заключения не допускается.

Раздел 5 Правил присоединения не регламентирует процедуру заключения договора об осуществлении технологического присоединения, соответственно, сторонам следует руководствоваться общими положениями Правил присоединения о заключении и исполнении договоров технологического присоединения между сетевой и смежной сетевой организациями.

Согласно пункту 15 Правил присоединения при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам).

Согласно пункту 15 Правил присоединения сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие вины во вмененном правонарушении, поскольку АО «ОЭК» не представлены правоустанавливающие документы на объект присоединения, следовательно, у Общества отсутствовали основания для выдачи проекта договора Заявителю.

В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с указанной нормой между ОАО «ОЭК» и СНТ «Серебряный ручей» заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 23.11.2020 №027-0102-20/ТП.

Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности от 08.09.2009 № 163/ПО и Актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 08.09.2009 № 163/ПО электрические сети ОАО «ОЭК», к которым будет присоединено СНТ «Серебряный ручей», имеют технологическое присоединение от электрических сетей ПАО «Россети Ленэнерго».

Согласно вышеуказанным Актам Обществу ОАО «ОЭК» выделена максимальная мощность в размере 65 кВА (60,45 кВт). Таким образом, для исполнения обязательств по Договору о технологическом присоединении от 23.11.2020 №027-0102-20/ТП, заключенным с СНТ «Серебряный ручей» необходимо увеличение мощности со стороны вышестоящей Сетевой организации и подписание нового Акта о технологическом присоединении.

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 41 Правил 05.10.2021 ОАО «ОЭК» направило в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» заявку на технологическое присоединение в связи с увеличением мощности в точке балансового разграничения электрических сетей ОАО «ОЭК» и ПАО «Россети Ленэнерго» со всеми предусмотренными Правилами документами, для обеспечения исполнения обязательств перед СНГ «Серебряный ручей».

Согласно абзацу 13 пункта 15 Правил сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным Правилах. При отсутствии сведений и документов, указанных в Правилах, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к поданной заявке на технологическое присоединение.

09.11.2021 ПАО «Россеги Ленэнерго» направило в адрес ОАО «ОЭК» письмо № ЛЭ/16-50/1838 с замечаниями в части отсутствия в правоустанавливающихдокументах информации о диспетчерском наименовании ТП и направлении ЛЭП.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, данная информация указана в Акте разграничения балансовой принадлежности от 08.09.2009 № 163/ПО и Акте разграничения эксплуатационной ответственности от 08.09.2009 № 163/ПО.

Учитывая изложенное, апелляционный суд признает правомерным вывод суда первой инстанции о нарушении ПАО «Россети Ленэнерго» пункта 15 Правил присоединения.

Обществом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех необходимых и своевременных мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности; оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.

Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным соответствует фактическим обстоятельствам дела и вышеприведенным разъяснениями содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции посчитал, что штраф в размере 600 000 руб. является чрезмерным, не соответствующим тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер, в связи с чем посчитал возможным с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением наказания до 300 000 руб.

По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июля 2022 года по делу № А56-36738/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.Л. Згурская

 Н.О. Третьякова