ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-26286/19 от 01.10.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 октября 2019 года

Дело № А56-70043/2019

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Лопато И.Б., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Хариной И.С.

при участии: 

от заявителя: Сусоров И.Е. по доверенности от 23.04.2019

от заинтересованного лица: Фединцев Л.А. по доверенности от 11.01.2019

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-26286/2019 ) АО "ЛОЭСК" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2019 по делу № А56-70043/2019 (судья Синицына Е.В.), принятое

по заявлению АО "ЛОЭСК"

к  Комитету государственного экологического надзора Ленинградской области

об оспаривании постановления

установил:

акционерное общество «Ленинградская областная электросетевая компания» (ОГРН 1044700565172, адрес: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Ладожская, д. 3А; далее – заявитель, Общество, АО «ЛОЭСК») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного экологического надзора Ленинградской области (адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А; далее – Комитет, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 10.06.2019 о назначении административного наказания №40509-19/Д, которым общество привлечено к ответственности по статье 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Решением от 09.08.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, АО "ЛОЭСК" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что заявитель продолжает пользоваться земельным участком, уплачивает за это арендную плату, соглашение о расторжении Комитет со своей стороны не подписал, акт приема-передачи земельного участка сторонами не подписывался, следовательно договор аренды считается возобновленным.

В судебном заседании представитель АО "ЛОЭСК" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, на основании задания № 1-15-40162-19/3 от 21.03.2019 на проведение планового (рейдового) осмотра, по пути следования к месту проведения рейдового осмотра участков лесного фонда в квартале 3  Пригородного участкового лесничества Тихвинского лесничества 11.04.2019 в 10 час. 55 мин. в части выделов 30, 32, 34, 41 зафиксирован факт использования лесного участка. На лесном участке вдоль лесной дороги между Садовым товариществом Поляна и деревней Новый Погорелец Тихвинского района Ленинградской области произведена установка деревянных опор, между опорами, воздушным способом, натянута линия электропередачи.

Согласно материалам, предоставленным Тихвинским лесничеством - филиалом ЛОГКУ «Ленобллес» лесной участок площадью 0,1612 га (кадастровый номер 47:13:0000000:258), расположенный в выделе 30, 32, 34,41 квартала 3 Пригородного участкового лесничества, ранее был предоставлен АО «ЛОЭСК» на основании договора аренды лесного участка № 1129кс-2017-12 от 07.12.2017, проекта освоения лесов, утвержденного распоряжением КПР ЛО от 29.02.2018 № 409 и лесной декларации № 1-2018 от 03.04.2018 для строительства линейного объекта - линии электропередачи воздушной напряжением 0,4 кВ в муниципальном образовании Тихвинский муниципальный район Ленинградской области со сроком использования лесного участка с 14.04.2018 по 06.11.2018.

Также лесничеством представлен Акт осмотра лесного участка, проведенного

12.11.2018 после окончания срока действия договора аренды № 1129кс-2017-12.

Каких либо документов, подтверждающих в 2019 году право на использование лесного участка площадью 0,1612 га в части выделов 30, 32, 34, 41 квартала 3 Пригородного участкового лесничества Тихвинского лесничества под эксплуатацию линейного объекта-ЛЭП, не представлено.

По факту нарушения составлен протокол № 40509-19/Д от 28.05.2019.

10.06.2019 и. о. начальника Департамента государственного лесного надзора Комитета Николаевой Л.В. вынесено постановление № 40509-19/Д о признании виновным Общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, и наложении административного штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с постановлением Комитета, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно части 2 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 этого Кодекса для строительства линейных объектов.

Как предусмотрено статьей 9 ЛК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

На территории Ленинградской области предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, согласно п. 2.2 Положения о комитете по природным ресурсам Ленинградской области (утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 г. № 341), отнесено к полномочиям указанного комитета.

В данном случае судом первой инстанции установлено, что действующий договор аренды лесного участка в выделах 30, 32, 34, 41 квартала 3 Пригородного участкового лесничества Тихвинского лесничества, заключенный между уполномоченным органом - комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и АО «ЛОЭСК», в целях эксплуатации линейного объекта у Общества отсутствует.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что заявитель продолжает пользоваться земельным участком, уплачивает за это арендную плату, соглашение о расторжении Комитет со своей стороны не подписал, акт приема-передачи земельного участка сторонами не подписывался, следовательно, договор аренды, по мнению подателя жалобы,  считается возобновленным.

Указанные доводы заявителя были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены, оснований для переоценки правомерных выводов суда у апелляционной инстанции не имеется.

В силу статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды, арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Подпунктом «у» пункта 11 договора аренды лесного участка № 1129кс-2017-12 от 07.12.2017 стороны согласовали, что по истечению срока действия настоящего Договора или в случае досрочного прекращения срока действия арендатор обязан освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов.

Общество указывает на то, что оно 17.07.2018 (исх. № 00-02/2116) обратилось в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области с просьбой досрочного расторжения договора аренды лесного участка.

В ответ на обращение комитет по природным ресурсам Ленинградской области сообщил (исх. № 02-14081/2018 от 20.08.2018), что в соответствии с подпунктом «у» пункта 11 договора, в случае прекращения его действия или досрочного прекращения его действия, арендатор (АО «ЛОЭСК») обязан передать лесной участок арендодателю (комитету по природным ресурсам Ленинградской области) в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, а также освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель.

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области рекомендовал АО «ЛОЭСК» заключить договор аренды лесного участка в целях эксплуатации линейного объекта с коэффициентом 0,1 к ставкам арендной платы (л.д.30).

12.11.2018 комиссией, в составе представителей Тихвинского лесничества-филиала ЛОГКУ «Ленобллес» и АО «ЛОЭСК», созданной в связи с окончанием договора аренды лесного участка № 1129кс-2017-12 от 07.12.2017, произведен осмотр состояния лесного участка и составлен Акт осмотра лесного участка. Согласно акту осмотра, работы по строительству линейного объекта - линии электропередачи воздушной напряжением 0,4 кВ, выполнены.

28.11.2018 АО «ЛОЭСК» после окончания срока действия указанного договора аренды, а также составления Акта осмотра лесного участка от 12.11.2018, обратилось (исх. № 00-02/3479) в адрес комитета по природным ресурсам Ленинградской области с просьбой о расторжении договора аренды лесного участка.

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в ответ на  обращение (исх. № 02-21150/2018 от 30.11.2018) повторно сообщил, что в соответствии с подпунктом «у» пункта 11 договора, в случае прекращения действия договора или досрочного прекращения его действия, арендатор (АО «ЛОЭСК») обязан передать лесной участок арендодателю (комитету по природным ресурсам Ленинградской области) в состоянии пригодном для ведения лесного хозяйства, а также освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель.

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области вновь рекомендовал АО «ЛОЭСК» заключить договор аренды лесного участка в целях эксплуатации линейного объекта с коэффициентом 0,1 к ставкам арендной платы.

Таким образом, АО «ЛОЭСК» было уведомлено о необходимости либо заключения договора аренды лесного участка в целях эксплуатации линейного объекта, либо освобождении лесного участка от объектов недвижимого имущества, обеспечении сноса объектов, созданных для освоения лесного участка.

Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылки Общества на платежное поручение № 10961 от 27.05.2019 по оплате арендной платы по договору аренды № 1129кс-2017-12 от 07.12.2017, поскольку на момент оплаты срок действия договора истек и такая оплата сама по себе не продлевает срок действия договора аренды лесного участка.

Таким образом, использование Обществом лесного участка производится в отсутствие каких-либо правоустанавливающих документов.

Как указывает Общество, подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33, пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлен перечень объектов, в соответствии с которым предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Заявитель полагает, что в соответствии с пунктом 5 указанного Перечня, линии электропередачи классом до 35 Кв, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты, являются объектами для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

Вместе с тем, указанные положения Земельного кодекса РФ не относятся к лесным участкам, находящимся в федеральной собственности, в виду отнесения указанных статей к главе V.6 Земельного кодекса РФ.

Указанное подтверждается частью 3 статьи 39.1 ЗК РФ, из которой следует, что положения настоящей главы V.1 применяются к отношениям, связанным с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Кром того, статьей 2 ЛК РФ предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ установлено, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом.

Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Таким образом, использование лесного участка не может осуществляться без предоставления лесного участка в пользование, так как субъектам переданы полномочия только в части предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Применение положений Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 на лесных участках, на которое ссылается Общество, в рассматриваемом случае не применимо.

Как следует из пункта 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N, на лесных участках, предоставленных в указанных целях, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 88 и части 1 статьи 89 ЛК РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 и части 2 статьи 26 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду ежегодно подают в органы государственной власти лесную декларацию - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.

Таким образом, в соответствии с требованиями лесного законодательства освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов являются законными при наличии соответствующего договора аренды лесного участка, заключенного с уполномоченным органом государственной власти (Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области), проекта освоения лесов, с последующим представлением лесопользователем в заявительном порядке лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядку.

На момент выявления административного правонарушения, а также составления протокола об административном правонарушении, правоустанавливающие документы, оформленные в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, на исследуемый участок земель лесного фонда оформлены не были.

В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований лесного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, апелляционный суд пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.

Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, правомерно не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Наказание назначено в размере санкции статьи 7.9 КоАП РФ.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы АО "ЛОЭСК" не имеется.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 августа 2019 года по делу №  А56-70043/2019   оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

И.Б. Лопато

 О.В. Фуркало