ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
05 ноября 2022 года | Дело № А56-43674/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: предст. Вздорнова Ю.В. – доверенность от 15.02.2022
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-26592/2022 ) общества с ограниченной ответственностью «ВСГЦ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2022 по делу № А56-43674/2022 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВСГЦ»
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным решения от 02.03.2022 № 07-22/4048, об обязании устранить допущенные нарушения, установить нормативы допустимых выбросов и выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта: Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1) по заявлению от 31.01.2022 № 13 (вх. от 01.02.2022 № 2127)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ВСГЦ» (далее – Общество, ООО «ВСГЦ») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) от 02.03.2022 № 07-22/4048, об обязании Управление устранить допущенные нарушения, установить нормативы допустимых выбросов и выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта: Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1) по заявлению от 31.01.2022 №13 (вх. от 01.02.2022 № 2127).
Решением суда первой инстанции от 30.06.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО «ВСГЦ» направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 30.06.2022, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. К апелляционной жалобе Обществом приложено письмо ООО «Проммаш Тест Экология» от 23.06.2022 №652-06/22 о невозможности проведения инструментальных измерений корпусов содержания животных для объекта: Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1); дополнительные документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель Общества представил заявление об отказе от заявленных требований в части обязания Управление устранить допущенные нарушения, установить нормативы допустимых выбросов и выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта: Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1) по заявлению ООО «ВСГЦ» от 31.01.2022 № 13, поскольку по заявлению Общества от 05.09.2022 № 216 Управлением издан приказ от 26.09.2022 № 32-В «Об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)».
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуальн6ого кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Представленный Обществом в суд апелляционной инстанции отказ заявленных требований в части подписан уполномоченным лицом, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, соответствует положениям статьи 49 АПК РФ, в связи с чем подлежит принятию судом.
В остальной части (в части требования о признании незаконным решения Управления от 02.03.2022 № 07-22/4048) представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «ВСГЦ» обратилось в Управление с заявлением от 31.01.2022 № 13 об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении объекта: Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1), расположенного по адресу: 182372, Псковская область, Красногородский район, северо-западнее д. Оборино.
Управлением принято решение (оформленное уведомлением от 02.03.2022 №07-22/4048) об отказе в установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы для филиала Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1) на основании подпункта «б» пункта 21 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 и абзаца 3 подпункта 2 пункта 56 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.07.2020 № 776.
Не согласившись с решением Управления об отказе в установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы для филиала Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1), Общество обратилось в суд с настоящим заявлением в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 30.06.2022 в связи со следующим.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19, пунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (пункт 1 части 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ).
В силу статьи 5 Закона № 96-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха отнесено установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 (далее – Положение № 2055).
Согласно пункту 12 Положения № 2055 разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).
Согласно пункту 16 Положения № 2055 для получения разрешения на выбросы юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов, содержащее следующие сведения:
полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя;
место нахождения объекта и его отдельных производственных территорий;
информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которой производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.
Согласно пункту 17 Положения № 2055 к заявлению прилагаются следующие материалы:
а) данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;
б) проект нормативов допустимых выбросов.
В силу пункта 20 Положения № 2055 Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривают представленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями заявление, материалы и проект плана для установления нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов и принимают решение об установлении нормативов допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов либо решение об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 21 Положения № 2055 основаниями для отказа в установлении нормативов допустимых выбросов являются представление недостоверной или искаженной информации, а также несоответствие данных, используемых при разработке проекта нормативов допустимых выбросов, данным проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) или данным инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности), в том числе указание неполного перечня выбрасываемых загрязняющих веществ.
В рассматриваемом случае, как следует из уведомления от 02.03.2022 №07-22/4048, решение об отказе в установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы для филиала Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1) принято на основании подпункта «б» пункта 21 Положения № 2055 в связи с тем, что в результате рассмотрения представленных материалов Управлением выявлена искаженная информация и несоответствие данных, используемых при разработке проекта ПДВ, данным инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункто 2 статьи 22 Закона № 96).
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 22 Закона № 96-ФЗ).
С заявлением от 31.01.2022 № 13 Обществом был представлен Отчет инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для филиала Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1), выполненный в 2021 году в соответствии с действовавшим в указанный период Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (далее – Порядок № 352).
В соответствии с пунктом 17 Порядка № 352 для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.
Согласно пункту 25 Порядка № 352 использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях:
отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;
отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;
отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику).
Пунктом 30 Порядка № 352 также установлено, что на всех организованных ИЗАВ аэродинамические параметры выбросов (температура, давление, влажность, скорость истечения и расход отходящего газа) определяются преимущественно инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, а в случае невозможности использования инструментальных методов определяются на основании документации изготовителя оборудования или проектной (конструкторской) документации и (или) результатов пусконаладочных работ.
Аналогичные положения предусмотрены также в пунктах 26-28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 (вступил в силу с 01.03.2022).
В рассматриваемом случае Управление при рассмотрении заявления Общества от 31.01.2022 № 13 и приложенного к нему Отчета инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для филиала Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1), пришло к выводу о том, что Обществом не подтверждена и должным образом не обоснована невозможность проведения инструментальных замеров (методов) для определения показателей выбросов; на момент рассмотрения заявления от 31.01.2022 № 13 Обществом не было представлено в Управление заключение аккредитованной лаборатории о невозможности отбора проб для определения показателей выбросов инструментальными методами. Представленные Обществом ответы от ЦЛАТИ по Псковской области от 28.02.2020 № 128, ООО «Лаборатория» от 22.09.2020, от ООО «АЛЭМ» от 21.09.2020, от ООО ПромЭкоСфера» от 16.09.2020 (л.д.54-58), исходя из их содержания, не свидетельствуют о невозможности отбора проб на объекте для использования инструментальных методщов.
Представленные Обществом в суд первой инстанции заключение строительной экспертизы ООО «Центр строительства и экспертиз» от 09.02.2022 №01/2022, заключение ООО «НЦЭ Аспект» от 31.03.2022 № 1583/22-НЭ, а также представленное в суд апелляционной инстанции письмо ООО «Проммаш Тест Экология» от 23.06.2022 № 652-06/22 о невозможности проведения инструментальных измерений корпусов содержания животных для объекта: Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1), получены уже после направления Обществом заявления от 31.01.2022 № 13 об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в Управление на момент рассмотрения данного заявления не представлялись (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
Приложенные к заявлению от 31.01.2022 № 13 экспертное заключение ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области» от 30.08.2021 № 627, а также санитарно-эпидемиологическое заключение от 05.10.2021 №60.01.04.000.Т000310.10.21 подтверждают соответствие проекта нормативов допустимых выбросов в атмосферу исключительно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 2.1.3685-21).
Письмо АО «НИИ «Атмосфера» от 21.02.2022 № 1-1918/22-0-1 о возможности применения Рекомендаций по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов животноводства и птицеводства (СПб, 2015) также было получено уже после направления Обществом заявления от 31.01.2022 № 13 и в Управление на момент рассмотрения данного заявления не представлялись (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
При таких обстоятельствах, Управление правомерно приняло решение от 02.03.2022 № 07-22/4048 об отказе в установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы для филиала Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1), сославшись на подпункт «б» пункта 21 Положения № 2055.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в части признания незаконным решения Управления от 02.03.2022 № 07-22/4048.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, учитывая заявленный Обществом в суде апелляционной инстанции отказ от требований в части обязания Управления устранить допущенные нарушения и установить нормативы допустимых выбросов и выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта: Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1) по заявлению ООО «ВСГЦ» от 31.01.2022 № 13, производство по делу в данной части надлежит прекратить на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В остальной части решение суда первой инстанции от 30.06.2022 надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ВСГЦ» - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь статьей 49, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью «ВСГЦ» от заявленных требований в части обязания Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения, установить нормативы допустимых выбросов и выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта: Репродуктор 17-96 (Кучелеево-1) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВСГЦ» от 31.01.2022 № 13.
Производство по делу № А56-43674/2022 в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июня 2022 года по делу № А56-43674/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВСГЦ» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.И. Денисюк | |
Судьи | Л.В. Зотеева Н.И. Протас |