ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-26670/20 от 02.12.2020 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 декабря 2020 года

Дело № А56-19217/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.

судей  Денисюк М.И., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 09.01.2020;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26670/2020) АО «КСИЛ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2020г. по делу № А56-19217/2020, принятое

по заявлению акционерного общества «КСИЛ»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ленинградской области

об оспаривании постановления,

установил:

Акционерное общество «КСИЛ» (далее - Общество, АО «КСИЛ», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ленинградской области (далее - Инспекция, ИФНС, налоговый орган, административный орган) от 28.02.2020 №4725193451725500053 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере  22 185 руб.

Решением суда от 20.07.2020г., в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права; у Общества отсутствует возможность понудить работника, являющегося иностранным гражданином, представить сведения о счете; ссылка первой инстанции на пункт 2 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ неправомерна, так как распространяет свое действие на отношения между юридическими лицами. Кроме того, Общество полагает, что судом необоснованно не учтены аргументы о малозначительности и наличии смягчающих ответственность обстоятельств.

В судебном заседании представитель Инспекции жалобу оспорил, поддержал доводы, изложенные в отзыве, полагает вынесенное решение законным и обоснованным.

Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования АО «КСИЛ» по вопросу соблюдения положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении выплат работникам (нерезидентам) заработной платы в валюте РФ за период с 01.10.2017 по 30.09.2019.

На основании представленных обществом документов (расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за период 2017-2019гг., расчета по страховым взносам за период 03, 06, 09,12 месяцев 2017-2018 г.г., 03, 06, 09 месяцев 2019 г., справок по форме 2 -НДФЛ) установлено, что в организации осуществляют трудовую деятельность иностранные граждане.

Согласно представленным в налоговый орган справкам по форме 2-НДФЛ за период 01.10.2017 по 30.09.2019, в том числе по обособленным подразделениям общества, в пользу работников - иностранных граждан (нерезидентов) производилась выплата заработной платы и выплата вознаграждений по договорам гражданско-правового характера.

Инспекцией проанализированы данные кассовой книги (платежные ведомости, расходные кассовые ордера за период с 01.01.2019 по 30.09.2019), представленные Обществом по требованиям о предоставлении документов (информации) от 13.11.2019 №2330.

Инспекцией установлено, что 14.02.2019 из кассы Общества работникам - нерезидентам выплачена заработная плата в наличной форме, что подтверждается платежной ведомостью № 14 от 31.01.2019 и расходным кассовым ордером от 14.02.2019 № 8.

Основание выплаты – «заработная плата» указано в данном расходном кассовом ордере.

Согласно расходному кассовому ордеру от 14.02.2019 № 8 к платежной ведомости № 14 от 31.01.2019 производились выплаты следующим работникам – гражданину Республики Таджикистан ФИО3 в размере 14 790 руб., гражданину Республики Таджикистан ФИО4 в размере 14 790 руб.

Привлечённые Обществом к работе иностранные граждане - физические лица, не являются гражданами Российской Федерации, не имеют вида на жительство в Российской Федерации, что подтверждается информацией, представленной ОМВД по Ломоносовскому району в ответ на запрос от 05.12.2019 № 11-17/0579ДСП (письмо от 05.12.2019 № 19/95-15/60).

В результате проверки соблюдения валютного законодательства за период с 01.10.2017 по 30.09.2019, проведенной налоговым органом в отношении АО «КСИЛ», выявлено нарушение положений части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, выразившееся в выплате работникам (нерезидентам) из кассы наличными денежными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации.

На основании выявленных нарушений Инспекцией в отношении Общества составлен протокол от 12.02.2020 №4725193451725500053 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Постановлением Инспекции от 28.02.2020 №4725193451725500053 о назначении административного наказания Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 22 185 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая, в том числе осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон N 173-ФЗ).

 В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.

Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под понятие валютной операции.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Как установлено в пункте 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.

В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

В силу статьи 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факт выдачи Обществом иностранному работнику заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что свидетельствует о совершении заявителем незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Апелляционный суд не усматривает нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Довод заявителя об отсутствии установленной законом возможности понудить работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, представить сведения о счете, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку выполнение требований валютного законодательства резидентами не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления нерезидента.

Также судом первой инстанции правомерно отклонен довод о том, что выплата заработной платы наличными денежными средствами произведена на основании заявления иностранных работников, в связи с тем что согласно пункту 6.2.1 Правил предоставления и использования банковских карт ВТБ 24 (ПАО) банк имеет право без объяснения причин отказать клиенту в оформлении карты. Документального подтверждения того, что работники нерезиденты, либо само Общество обращались в уполномоченные банки с целью открытия расчетного счета не представлено. Более того, у физического лица-нерезидента ФИО3 имелись открытые счета в кредитных учреждениях на территории РФ. То есть, у Общества имелась реальная возможность произвести выплату по договорам подряда с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Правомерно отклонена ссылка Общества и о том, что выплата наличными денежными средствами из кассы предприятия производилась через доверенное лицо-резидента, так как конечным получателем дохода в виде заработной платы является работник - нерезидент.

Доводы заявителя о соблюдении им требований трудового законодательства при выплате заработной платы работнику – иностранному гражданину по условиям заключенного сторонами трудового договора, также обоснованно не принят во внимание судом, ввиду неправильного толкования Обществом норм материального права.

Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае работники Общества являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона № 173-ФЗ. Локальные нормативные акты работодателя не должны противоречить положениям указанного Закона.

Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции и освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.

Наказание назначено Обществу в минимальном размере санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно в размере 3/4 от суммы незаконной валютной операции, что составило 22 185 руб.

В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом первой инстанции не установлены.

Материалы дела свидетельствуют о стабильном финансовом положении Общества, согласно декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2019 года доход от реализации АО «КСИЛ» составил 1 063 935 477 руб.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, избранная судом первой инстанции мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июля 2020 года по делу № А56-19217/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «КСИЛ» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас