ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
07 октября 2022 года | Дело № А56-6992/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 от 14 от 01.01.2022 (онлайн)
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 27.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-26770/2022 ) АО "ПТИЦЕФАБРИКА СИНЯВИНСКАЯ ИМЕНИ 60-ЛЕТИЯ СОЮЗА ССР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2022 по делу № А56-6992/2022 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению АО "ПТИЦЕФАБРИКА СИНЯВИНСКАЯ ИМЕНИ 60-ЛЕТИЯ СОЮЗА
ССР"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по
ветеринарному и фитосанитарному надзору"
об оспаривании предписания
установил:
Акционерное общество "Птицефабрика Синявинская имени 60-Летия Союза ССР" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее – Управление, административный орган) от 20.10.2021 № ОЗН/01/21-78.
Решением суда от 23.06.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое предписание Управления. Податель жалобы ссылается, что оспариваемое предписание не обладает критерием исполнимости, поскольку работы, указанные в предписании, не могут производиться на всей территории земельного участка.
В судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстацнии проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 47:16:0434003:299 (далее – участок), проведенного 12.10.2021 года, установлено, что участок, принадлежащий Обществу на праве собственности, зарос многолетней сорной травянистой растительностью текущего вегетационного периода с видовым составом крапива, пырей, репейник и др., возвышающейся над снежным покровом до 1 м и древесно-кустарниковой растительностью высотой от 5 до 8 м.
Откосы мелиоративных каналов открытого типа, проходящих по территории земельного участка заросли сорной травянистой растительностью и древеснокустарной растительностью.
Признаки проведения мероприятий, направленных на воспроизводство плодородности земель, а также признаки выращивания сельскохозяйственной продукции и механической обработки почвы отсутствуют.
Согласно предписанию, выданному Обществу ранее, данные нарушения должны были быть устранены до 28.09.2021.
Постановлением мирового судьи от 03.03.2021 № 3-137/2021-80 Общество привлечено к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
В связи с тем, что срок исполнения предписания истек, а нарушения законодательства не устранены, Обществу выдано Предписание от 20.10.2021, согласно которому Обществу необходимо устранить выявленные нарушения в срок до 19.10.2022.
Не согласившись с данным предписанием, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: в частности, земли сельскохозяйственного назначения.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, в целях охраны земель арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, а также от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ) установлено, что воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - это сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения мелиоративных и иных мероприятий.
Согласно положениям статей 2, 8, 9 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее - Федеральный закон № 4-ФЗ) к мелиоративным мероприятиям относится проведение культуртехнических работ, предусматривающих расчистку земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней, мха, камней и иных предметов, рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичную обработку почвы, а также работ по улучшению химических и физических свойств почв в результате проведения известкования, фосфоритования и гипсования почв.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 4-ФЗ мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 8 Закона № 101-ФЗ собственники земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кировский муниципальный район, Приладожское городское поселение, автодорога Кола, 58 км, уч. 19, принадлежит Обществу на праве собственности с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного использования
Из материалов дела следует, что согласно протоколу осмотра и фотоматериалов от 12.10.2021, земельный участок на всей площади (180,1 га) зарос многолетней сорной травянистой растительностью текущего вегетационного периода с видовым составом крапива, бодяк полевой, пырей, репейник, полынь, пижма и др., возвышающейся над снежным покровом до 1 м., и древесно-кустарниковой растительностью (береза, ива и др.) высотой от 5 до 8 м. Откосы мелиоративных каналов открытого типа, проходящих по территории земельного участка заросли сорной травянистой растительностью (осока, тростник обыкновенный и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (береза, ива и др.) высотой до 5 м. Признаки проведения мероприятий, направленных на воспроизводство плодородия земель, а также следы выращивания сельскохозяйственной продукции и механической обработки почвы на земельном участке отсутствуют.
Невыполнение обязательных мероприятий, направленных на охрану земель и воспроизводство плодородия почв является нарушением части 2 статьи 13 и статьи 42 Земельного кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что оспариваемое предписание, возлагающее на Общество обязанность по устранению выявленных нарушений, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы Общества о неисполнимости предписания в установленные сроки подлежат отклонению, поскольку установленный в предписании срок в 1 год является достаточным и разумным, а рекомендации по устранению выявленных нарушений обязательных требований даны исходя из фактического состояния земельного участка и направлены прежде всего на воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения с последующим вовлечением такого земельного участка в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Управление проинформировало Общество о том, что в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 248-ФЗ) при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года.
Кроме того, возможность решения вопроса о продлении срока устранения нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, предусмотрено в том числе формой предписания, утвержденной Министерством экономического развития РФ от 26.12.2014 № 851.
Общество с момента приобретения в 2009 годузнало о наличии древесно-кустарниковой растительностью на земельном участке с кадастровым номером 47:16:0434003:299, но не предприняло меры, направленные на выполнение обязательных мероприятий, предусмотренныхзаконодательством РФ, и вовлечению земельного участка в сельскохозяйственный оборот.
Согласно Федеральному закону №101-ФЗ воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения — это сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения мелиоративных и иных мероприятий.
К мелиоративным мероприятиям среди прочего относятся и мероприятия по проведению культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв.
Обязанность выполнять мероприятия, направленные на воспроизводство плодородия почвы земель сельскохозяйственного назначения в силу законодательства РФ правообладатель несет постоянно.
Изложенный довод о том, что проведение культуртехнических работ возможно исключительно на закустаренных участках, а также корчевка и валка леса не относится к культуртехническим мероприятиям, является несостоятельным, поскольку в силу положений статьи 8 Федерального закона № 4-ФЗ под культуртехнической мелиорацией земель понимается проведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, камней и иных предметов, рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы.
Согласно письму Кировского лесничества филиала ЛОГКУ «ЛЕНОБЛЛЕС» от 23.12.2021 № 1214 и приложенной картографической схемы границы данного земельного участка затрагивают земли лесного фонда в трех местах по границам на незначительной части земельного участка, не общую площадь земельного участка. Наличие на остальной площади земельного участка древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к землям лесного фонда, свидетельствуют именно о длительном непроведении Обществом обязательных мероприятий, направленных на воспроизводство плодородия земельного участка.
Таким образом, ссылка Общества на возможность проведения культуртехнических работ исключительно на площади, составляющей менее 1 га земельного участка, несостоятельна.
Спорным Предписанием АО «Птицефабрика Синявинская» рекомендованы мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, выбор способов, посредством которых правообладатель обеспечивает устранение допущенных нарушений, правообладатель осуществляет самостоятельно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 июня 2022 года по делу № А56-6992/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.И. Протас | |
Судьи | М.И. Денисюк А.Б. Семенова |