ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
07 октября 2022 года | Дело № А56-90576/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Серебровой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 13.01.2022
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 04.05.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-26841/2022 ) ООО "УК "Кудрово-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2022 по делу № А56-90576/2021 , принятое
по заявлению ООО "УК "Кудрово-Сервис"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кудрово-Сервис» (ОГРН: <***>, адрес: 195197, Санкт-Петербург, ул. Минеральная, д. 13, лит. А, пом. 47-Н, оф. 18, далее – заявитель, Общество, ООО "УК "Кудрово-Сервис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, далее – заинтересованное лицо, Комитет) об оспаривании предписания от 27.07.2021 № 82-21 (ЭС).
Решением от 28.07.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что фактически осуществляло управление спорным МКД с 01.12.2017, в то время как оспариваемое предписание содержит требование о перерасчете платы за КУ ЭЭ СОИ с 01.11.2018. Кроме того, по мнению Общества, оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости, поскольку спорный МКД расположен на земельном участке, оборудованном системой освещения, данный земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений в МКД, следовательно, расчет платы должен производиться с учетом общей площади общего имущества, включающего земельный участок.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в целях проверки ранее выданного предписания № 18-21 (ЭА) от 29.03.2021 Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в отношении ООО «УК «Кудрово-Сервис» проведена внеплановая документарная проверка № 82-21 (ЭА) по многоквартирному дому: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово, мкр. Новый Оккервиль, ул. Областная, д. 3.
По результатам проверки, установлены факты нарушений лицензионных требований, а именно: ООО «УК «Кудрово-Сервис» в период с 01.11.2018 (с момента управления МКД) по март 2021 осуществило собственникам помещений МКД начисление платы за коммунальную услугу электроэнергии, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в МКД с учетом показаний общедомового прибора учета электроэнергии (далее – ОДПУ), с применением дифференцированного по времени суток тарифа (день/ночь), т.е. без учета норматива потребления, что является нарушением части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), части 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Обществу выдано предписание от 27.07.2021 № 82-21 (ЭА) об обязании в срок до 26.10.2021:
1. Прекратить начисление платы за коммунальную услугу электроэнергии, потребляемую при использовании и содержании общего имущества (далее – КУ ЭЭ СОИ) в МКД исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии (далее - ОДПУ ЭЭ) всем собственникам помещений в МКД;
2. Осуществлять начисление платы за КУ ЭЭ СОИ в МКД исходя из норматива потребления в соответствии Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.06.2015 № 208 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных домах и жилых домах, а также при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, при отсутствии приборов учета на территории Ленинградской области» (далее – Постановление № 208), при этом при расчете данной платы учитывать только общую площадь помещений входящих в состав общего имущества МКД (23933,90 кв.м., т.е. без учета площади земельного участка 17 515,00 кв.м.) по действующим тарифам, утвержденными приказами Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (в соответствующий расчетный период), в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ;
3. Осуществить всем собственникам помещений МКД перерасчет размера платы за КУ ЭЭ СОИ в МКД с даты начала управления МКД (с 01.11.2018) по март 2021 года, исходя из норматива потребления в соответствии Постановлением №208, по действующим тарифам, утвержденным ЛенРТК (в соответствующий расчетный период), в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ. При этом при перерасчете размера платы за КУ ЭЭ СОИ учитывать только общую площадь помещений входящих в состав общего имущества МКД 23 933,90 кв.м.(с 01.11.2018).
Не согласившись с выданным Предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать указанный ненормативный акт Комитета незаконным.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу положений части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает, в частности плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45-48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ.
Согласно ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии общедомового прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Указанный норматив потребления утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по тарифам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
На территории Ленинградской области нормативы потребления электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждены Постановлением № 208. Поскольку нормативы утверждены без разделения на время суток (день/ночь), при расчете размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества подлежит применению одноставочный тариф, утвержденный приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2018 № 533-п «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Ленинградской области в 2019 году».
Согласно письму Минстроя России № 12368-АЧ/04 от 11.04.2017 расчет объема коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из нормативов производится аналогично формуле 15 к Приложению № 2 Правил № 354.
Согласно пп. «в» п. 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306) при утверждении нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется единица измерения кВт/час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области утверждены Постановлением № 208 на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно формуле 34 Правил № 306 при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
В ходе проверки установлено, что МКД оборудован ОДПУ ЭЭ, жилые помещения в МКД оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии (далее – ИПУ ЭЭ).
При этом в МКД отсутствует автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии (АСКУЭ), решений, предусмотренных ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, собственниками в МКД не принято.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Общество с 01.11.2018 по дату составления акта проверки 29.03.2021 производит собственникам помещений в МКД начисление платы за потребляемую в целях содержания общего имущества электроэнергию в МКД с учетом показаний ОДПУ ЭЭ с применением дифференцированного по времени суток тарифа (день/ночь), по действующим тарифам, утвержденными ЛенРТК соответствующего расчетного периода (от 27.12.2017 №657-п (с 01.07.2018 года), от 20.12.2018 № 533-п (2019 год), от 20.12.2019 № 623-п (2020 год).
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что фактически осуществляло управление спорным МКД с 01.12.2017, в то время как оспариваемое предписание содержит требование о перерасчете платы за КУ ЭЭ СОИ с 01.11.2018.
Указанный довод подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку сведения о спорном МКД внесены в реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, 01.11.2018. Следовательно, оснований для выдачи предписания с требованием о перерасчете платы за КУ ЭЭ СОИ за предшествующие периоды у Комитета не имелось.
Кроме того, по мнению Общества, оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости, поскольку спорный МКД расположен на земельном участке, оборудованном системой освещения, данный земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений в МКД, следовательно, расчет платы должен производиться с учетом общей площади общего имущества, включающего земельный участок с элементами озеленения и благоустройства.
Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку согласно электронного паспорта МКД, размещенного в системе ГИС ЖКХ, общая площадь помещений общего пользования в МКД составляет 23933,9 кв.м.
Кроме того, оспариваемое в настоящем деле предписание от 15.07.2021 №82-21 (ЭА) вынесено Комитетом по результатам внеплановой проверки исполнения Обществом ранее выданного предписания от 29.03.2021 №18-1 (ЭА).
Законность и обоснованность предписания Комитета от 29.03.2021 №18-1 (ЭА) исследовалась судами первой и кассационной инстанций в рамках дела № А56-59658/2021. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2021 по делу № А56-59658/2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2022, предписание Комитета от 29.03.2021 №18-1 признано законным и обоснованным.
В силу нормы части 2 статьи 69 АПК РФ изложенные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 июля 2022 года по делу № А56-90576/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кудрово-Сервис» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | М.Л. Згурская А.Ю. Сереброва |