935/2023-153619(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.,
при участии:
от заявителя: Подоляцкий Н.С., паспорт (онлайн);
от заинтересованного лица: Гречухина Е.А., по доверенности от 19.12.2022 (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26866/2023) индивидуального предпринимателя Подоляцкого Николая Сергеевича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2023 по делу № А21-2283/2023 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Подоляцкого Николая Сергеевича
к Калининградской областной таможне
о признании недействительным решений,
установил:
индивидуальный предприниматель Подоляцкий Николай Сергеевич (далее – заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Калининградской областной таможни об отказе в выпуске товаров по ДТ 10012020/141122/3090272; о признании незаконной национализацию на безвозмездной основе денежных средств размере 66 513,82 руб.; об обязании возвратить на лицевой счет Предпринимателя денежные средства в сумме 66 513,82 руб.
Решением суда от 30.06.2023 в удовлетворении заявленных требований Предпринимателю отказано.
В апелляционной жалобе Предприниматель просит решение суда отменить, ссылаясь, что суд первой инстанции неправомерно отклонил ходатайство Предпринимателя об обращении в Конституционный суд, а также не исполнил обязанность установленную частью 3 статьи 13 АПК РФ. Считает, что на его лицевом счету необходимые денежные средства присутствовали.
Податель жалобы также считает, что им не пропущен срок обжалования, поскольку обращение имущества Предпринимателя в пользу государства произошло только 24.01.2023, в то время как в суд заявитель обратился 02.03.2023. Кроме того требование об обязании таможни возвратить на лицевой счет Предпринимателя 66 513 руб. 82 коп. основано на длящемся правонарушении таможенного органа.
От Предпринимателя поступило ходатайство о применении положений части 3 и части 9 статьи 13 АПК РФ и направлении в Конституционный суд Российской Федерации запроса на предмет проверки соответствия положений части 9 статьи 36 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Рассмотрев заявленное ходатайство в порядке, установленном в статье 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усмотрел предусмотренных названными нормами оснований для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, в связи с чем счел ходатайство не подлежащим удовлетворению.
Заявитель также не привел убедительных доводов, препятствующих самостоятельному обращению в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 96 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации.
В судебном заседании Предприниматель поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Таможни просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.11.2022 на Калининградском таможенном посту (ЦЭД) зарегистрирована декларация на товары № 10012020/141122/3090272, декларант ИП Подоляцкий Н.С. (ИНН391300326265), таможенная процедура выпуск для внутреннего потребления (ИМ 40 78 000). Заявленный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 3822190009, товар - реагенты диагностические, на подложке, тест-полоски для анализа мочи, применяемые в медицине, для проведения клинических исследований, не вступают в контакт с человеческим организмом, не являются лекарственным и ветеринарным средствами:
предназначены для использования в приборе анализатор мочи моделей h-500. Прибор оценивает изменение цвета каждой из тестовых зон, анализатор перекодирует изменения цвета тестовых зон и определяет различные показатели ОКП 93 9816/ОКПД 2 21.20.23.110. Тест-полоски для анализа мочи dirui h-10 (100 шт/уп) 659 ул., производитель: dirul industrial со. ltd. товарный знак: dirui, артикул:23101140100, количество: 659 шт.
В рамках системы управления рисками выявлен общероссийский профиль риска по направлению контроля таможенной стоимости товаров, применена мера по минимизации рисков с кодом 101 (проверка таможенных, иных документов и (или) сведений. Применение ММР не привело к какому-либо результату.
Результаты выполнения операций отразили следующие сведения: «недостаточно средств на ЛС 391300326265 для выполнения списания на сумму 34205,04 рублей по бюджетной классификации 15310401000011000110. Недостаточно средств».
Должностным лицом ОТОиТК Калининградского таможенного поста (центра электронного декларирования) в сроки, установленные пунктом 1 статьи 119 ТК ЕАЭС принято решение об отказе в выпуске товара в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС в связи с невыполнением условий выпуска товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС, а именно - не уплачены налоги.
Не согласившись с указанным решением, ИП Подоляцкий Н.С. обратился в
суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Предпринимателя.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления определены статьей 135 ТК ЕАЭС. Уплата ввозных таможенных пошлин, налогов является условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС.
Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок их уплаты и исчисление определены статьей 136 ТК ЕАЭС. В соответствии с пунктом 9 статьи 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению до выпуска товаров.
Сроки выпуска товаров определены статьей 119 ТК ЕАЭС. В соответствии с пунктом 1 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.
Правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации на таможенные органы возложена обязанность по взиманию в доход Федерального бюджета таможенных и иных платежей.
В соответствии с Приказом ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года», в целях реализации решений коллегии ФТС России от 22 сентября 2017 года «О развитии системы уплаты и учета таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами» утвержден План мероприятий, направленных на применение Комплексной технологии централизации учета таможенных и иных платежей и ведения единого лицевого счета плательщика (далее - План мероприятий).
Податель жалобы ссылается, что в соответствии с отчетом о расходовании денежных средств за период с 14.11.2022 по 15.11.2022 на начало и на конец данного периода на лицевом счете находилось 71 911 руб. 49 коп., что превышает сумму 34 205 руб. 04 коп.
Приказом ФТС России от 29.04.2019 № 727 утвержден Порядок, регулирующий формирование лицевого счета плательщика таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенного представителя и иного лица, осуществившего уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, а также совершение операций на этом счете.
Предпринимателю с 01.07.2019 открыт лицевой счет в централизованном ресурсе «Единый лицевой счет».
Согласно Плану мероприятий, направленных на применение Комплексной технологии централизации учета таможенных и иных платежей и ведения единого лицевого счета плательщика, 1 июля 2019 года осуществлен перенос остатков денежных средств (индивидуальных предпринимателей и российских физических лиц), находящихся на открытых в таможенных органах лицевых счетах, на ЕЛС (план мероприятий представлен на обозрение).
В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной таможенной службой России организована автоматизированная подсистема «Личный кабинет», в рамках которой разработан информационный сервис «Лицевой счет».
Сервис «Лицевой счет» позволяет плательщикам таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, оперативно получать информацию о движении уплаченных ими денежных средств, в том числе:
- отчеты о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей;
- информацию о поступлении денежных средств;
- сведения об остатках денежных средств в разрезе кодов бюджетной ' классификации без детализации по платежным документам;
- подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании предусмотрено предоставление плательщику отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ) отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период, указанный в заявлении о расходовании денежных средств лица, содержит сведения:
-о суммах поступивших авансовых платежей за период, указанный в заявлении, которые приобрели статус авансовых платежей, внесенных плательщиком ранее в виде денежного залога, либо излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- о суммах авансовых платежей, израсходованных на уплату таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, с указанием реквизитов документов, на основании которых осуществлялось такое расходование;
- о суммах авансовых платежей, возвращенных лицу с указанием реквизитов заявлений о возврате и решений о возврате;
- об остатке авансовых платежей, не израсходованных на уплату таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, на денежный залог и не возвращенных лицу, на дату, указанную в заявлении.
Информация об остатке авансовых платежей, которая отражается в отчете о расходовании денежных средств, не отражает сведений о денежных средствах, которые могут быть доступны для расходования и (или) возврата.
Для получения сведений об актуальных остатках денежных средств в «Личном
кабинете» разработан сервис «Лицевой счет. Информация об остатках», в котором отражаются следующие данные:
Бюджетная классификация; Сумма, доступная для списания, руб.;
Сумма, доступная для возврата, руб.; Сумма денег в пути, руб.;
Зарезервировано, в т.ч. по ТР, руб.;
Сумма общая, руб.
Согласно статье 36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ по истечении трех лет со дня, следующего за днем последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, а если распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, то со дня, следующего за днем последнего отражения на лицевом счете лица сумм поступивших авансовых платежей, либо со дня зачета в счет авансовых платежей излишне уплаченных и (или) излишне
взысканных сумм таможенных платежей, денежного залога, которые приобрели статус авансовых платежей, невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату, зачету и иному распоряжению в счет уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не подлежат.
В отчете о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, сформированном посредством сервиса «Лицевой счет. Заявления, выписки» и предоставленном ИП Подоляцким Н.С. ИНН 391300326265, общая сумма остатка денежных средств составляла 71 911,49 рублей, из них:
- 5 397,67 руб. по КБК 15311011010011000110 (ввозная таможенная пошлина);
- 66 513,82 руб. по КБК 15311009000011000110 (авансовые платежи). Денежные средства в указанном отчете от 15.11.2022 в сумме 66 513,82 руб. по КБК 15311009000011000110 (авансовые платежи) учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату, зачету и иному распоряжению в счет уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не подлежат.
В отчете о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 15.03.2023 в строках № 1,2,3,4,5,6 отражена информация о перенесенных остатках денежных средств.
Таким образом, исходящий остаток авансовых платежей по состоянию на 14.08.2019 составил:
За период с 15.08.2019 по 14.11.2022 (дата подачи рассматриваемой ДТ), т.е. период более трех лет, распоряжений об использовании авансовых платежей ИП Подоляцким Н.С. не подавалось.
Для получения сведений об остатке денежных средств, доступном для списания и (или) возврата, ИП Подоляцкому Н.С. необходимо воспользоваться сервисом «Лицевой счет. Информация об остатках».
По состоянию на 14.11.2022 и 15.11.2022 в ресурсе ЕЛС на лицевом счете ИП Подоляцкого Н.С. ИНН 391300326265 остаток денежных средств, доступный для списания и (или) возврата, составлял 5 397,67 руб. (КБК 153П011010011000П0 (ввозная таможенная пошлина)).
В соответствии с пунктом 2 статьи 235 ГК РФ обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.
Нормативного акта, регулирующего порядок национализации имущества, в настоящий момент не существует.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ в случае, если распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось более трех лет, то такие денежные средства считаются невостребованными.
В соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату, зачету и иному распоряжению в счет уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не подлежат.
Законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не утверждены форма акта списания невостребованных сумм авансовых платежей (далее - акт списания), а также порядок и формат предоставления акта списания участнику ВЭД.
Для учета невостребованных сумм авансовых платежей в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета в ЕЛС в автоматическом режиме происходит формирование актов списания. В ЕЛС отражается строка записи о сформировавшемся акте списания (АС) с указанием присвоенного номера, даты, ИНН и наименования участника ВЭД, суммы (строка № 13 Отчета о расходовании денежных средств от 15.03.2023). Вывод на печать данного документа в программном средстве не предусмотрен. Акт списания от 16.08.2022 № 10000000/2022/0058848 сформирован на уровне ФТС России.
Списание невостребованных денежных средств с ЕЛЦ ИП Подоляцкого Н.С. осуществлено на основании пункта 9 статьи 36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ и не является национализацией.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Таможни об отказе в выпуске товаров по ДТ 10012020/141122/3090272, является соответствующим требованиям таможенного законодательства, обоснованным и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Предпринимателем пропущен срока на обращение в суд, поскольку оспариваемое решение, вынесено таможенным органом 14.11.2022, в суд Предприниматель обратился 02.03.2023, то есть с нарушением трехмесячного срока на обжалование. Уважительных причин пропуска заявителем не приведено, ходатайство о восстановлении срока на обжалование ИП Подоляцким Н.С. не заявлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2023 по делу № А21-2283/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий О.В. Фуркало Судьи Н.А. Мильгевская
А.Б. Семенова