ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 февраля 2021 года | Дело № А56-952/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: предст. ФИО1 – доверенность от 28.02.2020
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26924/2020) Управления Федерального казначейства по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2020 по делу № А56-952/2020 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения»
к Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области
о признании недействительными пунктов 1 и 2 представления от 04.10.2019 № 45-09-05/18-3476
установил:
Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения» (далее – заявитель, Центр) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области (далее – Управление) от 04.10.2019 № 45-09-05/18-3476.
Решением суда от 06.08.2020 заявленные Центром требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 06.08.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Центром требований.
В судебном заседании представитель Центра возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Управления по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дела, в период с 10.06.2019 по 13.08.2019 Управлением в отношении Центра проведена плановая проверка использования субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861 (далее – Правила № 861); проверяемый период с 01.07.2017 по 31.12.2018
В ходе проверки были выявлены следующие бюджетные нарушения:
1) В нарушение требований, установленных статьей 33, пунктами 1, 3 статьи 133, статьями 162 и 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), подпунктом 8 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15, подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон № 5-ФЗ), статьями 17, 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), абзацем первым пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон №1244-1), пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (далее – Постановление №2123-1), пунктами 1, 2 Правил № 861 Центром в 2017-2018 годах использованы средства, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно: ежемесячные денежные выплаты предоставлены гражданам после их смерти и перемены места жительства (пребывания) в сумме 252310,28 руб.
2) В нарушение требований, установленных пунктами 1, 3 статьи 133 БК РФ, пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпунктом 8 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15, подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Закона № 5-ФЗ, статьями 17, 28.2 Закона № 181-ФЗ, абзацем первым пункта 3 статьи 14 Закона № 1244-1, пунктом 1 Постановления № 2123-1 на граждан из подразделений особого риска», пунктами 1, 2 Правил № 861, во взаимосвязи со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Центром в 2017-2018 годах излишне выплачены компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан с учетом совместно проживающих граждан, не относящихся к категории членов семьи.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 13.08.2019 (представлен в материалы дела в электронном виде 08.05.2020).
С целью устранения выявленных нарушений Управлением по результатам проверки вынесено представление от 04.10.2019 № 45-09-05/18-3476, в соответствии с которым на Центр были возложены следующие обязанности:
по пункту 1 - осуществить действия, направленные на устранение выявленных нарушений, приведших к нецелевому использованию средств федерального бюджета, в том числе путем взыскания указанных средств порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
по пункту 2 - осуществить действия, направленные на установление родства совместно проживающих граждан, выявить излишне перечисленные средства на компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан с учетом совместно проживающих членов семьи и принять меры к возврату средств федерального бюджета.
Не согласившись с представлением Управления от 04.10.2019 № 45-09-05/18-3476 в части пунктов 1 и 2, Центр обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Центром требования и признал недействительным представление Управления от 04.10.2019 № 45-09-05/18-3476 в части пунктов 1 и 2.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 06.08.2020 в связи со следующим.
Пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона № 5-ФЗ, преамбуле к Закону № 181-ФЗ, статье 5 Закона № 1244-1 предусмотренные данными Федеральными законами меры социальной защиты являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно статье 23.2 Закона № 5-ФЗ, статье 28.2 Закона № 181-ФЗ, статье 5.1 Закона № 1244-1 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 1 Методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861 установлено, что распределение субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил № 861 форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 30.12.2005 № 130-оэ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения» (далее - Областной закон № 130-оз) настоящим областным законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения наделяются администрации муниципальных районов и городских округов.
Согласно пункту 9 статьи 2 Областного закона № 130-оз органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по назначению денежных компенсаций части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с федеральным законодательством гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделения особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области.
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 30.04.2015 №1 39 «Об утверждении Порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений Ленинградской области, проведения реорганизации и ликвидации государственных учреждений Ленинградской области и изменения их типа» (далее - Постановление № 139) и распоряжением Правительства Ленинградской области от 23.09.2015 № 379-р «О создании Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Единый выплатной центр» (далее - Распоряжение № 379-р) создано Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Единый выплатной центр» (далее - ГКУ ЕВЦ).
Устав ГКУ ЕВЦ согласован распоряжением председателя Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 03.11.2015 №756 и утвержден распоряжением комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 15.10.2015 № 702.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава (в ред. от 15.03.2017) предметом деятельности ГКУ ЕВЦ является предоставление гражданам государственных услуг и участие в предоставлении государственных услуг, в том числе в части перечисления социальных выплат гражданам.
Согласно пункту 2.3.3 Устава (в ред. от 15.03.2017) ГКУ ЕВЦ принимало участие в предоставлении государственных услуг в части перечисления социальных выплат гражданам (организациям) на их банковские счета или путем почтовых переводов, в том числе денежных компенсаций части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с федеральным законодательством гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области.
В соответствии с пунктами 2.3, 2.3.3 Устава (в ред. от 17.10.2017) для достижения основных целей деятельности Учреждение вправе осуществлять основные виды деятельности, в том числе участие в предоставлении мер социальной поддержки в части перечисления социальных выплат гражданам (организациям) на их банковские счета или путем почтовых переводов.
Согласно пункту 2.4 Устава (в ред. от 17.10.2017) исчерпывающий перечень основных видов деятельности ГКУ ЕВЦ утверждается правовым актом Учредителя.
Согласно пункту 3 исчерпывающего перечня основных видов деятельности ГКУ ЕВЦ, утвержденного Распоряжением комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 26.12.2017 № 850, ГКУ ЕВЦ принимало участие в предоставлении мер социальной поддержки в части перечисления социальных выплат гражданам (организациям) на их банковские счета или путем почтовых переводов, в том числе денежных компенсаций части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с федеральным законодательством гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области.
Впоследствии на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 13.06.2018 № 297-р Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Единый выплатной центр переименовано в Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения» (далее – ЛОГКУ «ЦСЗН»).
Как обоснованно указал суд первой инстанции, из правового анализа приведенных нормативных правовых актов в их системной взаимосвязи, следует, что форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, ветеранам, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, исходя из чего постановлением Правительства Ленинградской области от 29.01.2016 № 7 «О единой системе расчета ежемесячных денежных компенсаций части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 02.05.2007 № 99 и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ленинградской области, утвержденное постановлением Правительства Ленинградской области (далее – Положение № 7).
Положение № 7 действовало в период с 01.07.2017 по 28.03.2018.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения № 7 решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации принимается органом социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня получения им документов, указанных в пунктах 2.1 - 2.7.1, 2.10 настоящего Положения.
Согласно пункту 6.1 Положения № 7 выплата ежемесячной денежной компенсации и доплат по перерасчету, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, прекращается на основании решения органа социальной защиты населения с месяца, следующего за месяцем наступления следующих обстоятельств: смерть получателя, перемена места жительства (пребывания).
Пунктом 7 Положения № 7 установлен регламент технологического процесса организации выплаты ежемесячной денежной компенсации:
7.1. Органы социальной защиты населения:
- поддерживают Единую региональную автоматизированную информационную систему «Социальная защита Ленинградской области» в актуальном состоянии, в том числе осуществляют внесение в нее информации органов записи актов гражданского состояния по умершим гражданам;
- на основании информации ГКУ ЕВЦ о возврате средств ежемесячной денежной компенсации в связи с невозможностью их зачислений на счета граждан, переплате средств ежемесячной денежной компенсации проводят с гражданами работу по установлению реквизитов для перечисления ежемесячной денежной компенсации, по добровольному возврату и удержанию излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации
7.2. ГКУ ЕВЦ:
на основании сведений Единой региональной автоматизированной информационной системы "Социальная защита Ленинградской области" формирует актуальные списки получателей ежемесячной денежной компенсации и в соответствии с заключенным с уполномоченной организацией соглашением направляет (в электронном виде в установленном соглашением формате) в уполномоченную организацию списки получателей из числа:
граждан, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 1.2 настоящего Положения, - ежемесячно до 27-го числа текущего месяца, за который производится расчет ежемесячной денежной компенсации (далее - расчетный месяц),
граждан, указанных в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 1.2 настоящего Положения, - ежемесячно до 16-го числа текущего месяца;
обеспечивает перечисление средств на выплату ежемесячной денежной компенсации в сроки, установленные пунктом 5.1 настоящего Положения;
на основании информации органов социальной защиты населения производит удержание излишне перечисленных сумм ежемесячной денежной компенсации.
7.3. Уполномоченная организация:
1) в соответствии с агентскими договорами и соглашениями об информационном взаимодействии, заключенными с организациями ЖКХ, в том числе с управляющими организациями, имеющими лицензию на ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на срок действия лицензии:
ежемесячно получает от организаций ЖКХ сведения о наличии (отсутствии) у получателей ежемесячной денежной компенсации задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо нарушении условий соглашения о погашении задолженности и сведения (об объемах потребленных услуг за предыдущий месяц, нормативах потребления коммунальных услуг, площади жилого помещения, численности проживающих граждан, тарифах на жилищно-коммунальные услуги) для расчета ежемесячной денежной компенсации гражданам, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 1.2 настоящего Положения;
осуществляет проверку наличия действующих лицензий управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, в которых проживают получатели ежемесячной денежной компенсации (информация о лицензировании управляющих организаций размещается комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области http://www.ghi.lenobl.ru);
ежемесячно до 7-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет в ГКУ ЕВЦ списки получателей ежемесячной денежной компенсации из числа граждан, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 1.2 настоящего Положения, с указанием сумм рассчитанной ежемесячной денежной компенсации за расчетный месяц, сведений об отсутствии (наличии) у получателя задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо о выполнении (нарушении) получателем условий соглашения о погашении задолженности, адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, соответствующих адресным данным государственного адресного реестра, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в случае несовпадения адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, указанных в документах, удостоверяющих личность, с адресными данными государственного адресного реестра);
ежемесячно до 22-го числа текущего месяца представляет в ГКУ ЕВЦ списки получателей из числа граждан, указанных в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 1.2 настоящего Положения, с указанием сведений об отсутствии (наличии) у получателя задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо выполнении (нарушении) получателем условий соглашения о погашении задолженности, адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, соответствующих адресным данным государственного адресного реестра, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в случае несовпадения адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, указанных в документах, удостоверяющих личность, с адресными данными государственного адресного реестра);
2) ежемесячно в соответствии с установленными соглашением с ГКУ ЕВЦ сроками и форматом передачи сведений информирует ГКУ ЕВЦ о прекращении ежемесячной денежной компенсации в связи с переменой места жительства (пребывания);
3) один раз в квартал до 10-го числа второго месяца, следующего за месяцем окончания квартала, направляет получателям ежемесячной денежной компенсации из числа лиц, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 1.2 настоящего Положения, письменные уведомления о произведенных за квартал расчетах ежемесячной денежной компенсации в разрезе отдельных видов жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений пункта 7 Положения № 7, ГКУ ЕВЦ формировало актуальные списки получателей ежемесячной денежной компенсации на основании сведений Единой региональной автоматизированной информационной системы «Социальная защита Ленинградской области» (далее - АИС «Соцзащита»). При этом обязанность по поддержанию АИС «Соцзащита» в актуальном состоянии, в том числе внесение в нее информации органов записи актов гражданского состояния по умершим гражданам, была возложена на органы социальной защиты. Обязанность ежемесячно представлять в ГКУ ЕВЦ списки получателей ежемесячной денежной компенсации, а также информировать ГКУ ЕВЦ о прекращении ежемесячной денежной компенсации в связи с переменой места жительства (пребывания) возложена на уполномоченную организацию.
Согласно пункту 8.1 Положения № 7 органы социальной защиты населения несут ответственность за назначение ежемесячной денежной компенсации и достоверность сведений, содержащихся в Единой региональной автоматизированной информационной системе «Социальная защита Ленинградской области», в соответствии с действующим законодательством.
ГКУ ЕВЦ несет ответственность за полноту и своевременность перечисления ежемесячной денежной компенсации на счета граждан в соответствии с действующим законодательством (пункт 8.2 Положения № 7)
Уполномоченная организация несет ответственность за правильность и полноту расчета размера ежемесячной денежной компенсации, достоверность сведений об отсутствии (наличии) у получателя задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо о выполнении (нарушении) получателем условий соглашения о погашении задолженности, своевременность передачи ГКУ ЕВЦ списков получателей ежемесячной денежной компенсации в соответствии с требованиями пункта 7.3 настоящего Положения, своевременность представления сведений о выбытии получателей ежемесячной денежной компенсации в связи с переменой места жительства (пункт 8.3 Положения № 7).
Положение № 7 утратило силу 28.03.2018 в связи с изданием постановления Правительства Ленинградской области от 13.03.2018 № 78 «Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, состава денежных доходов лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7.2 областного закона от 17 ноября 2017 года № 72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области», учитываемых при исчислении среднего денежного дохода, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области», которым утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ленинградской области (далее – Порядок № 78).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка № 78, в редакции действующей в период с 29.03.2018 (за исключением отдельных положений) по 01.07.2018 решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации и (или) ежемесячной денежной выплаты принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации и(или) ежемесячной денежной выплаты и документов, указанных в приложении к настоящему Порядку
С 02.07.2018 пункт 2.1 Порядка № 78 действует в новой редакции (Постановления Правительства Ленинградской области от 02.07.2018 № 223, от 29.10.2018 № 412), в соответствии с которой решение о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации принимается ЛОГКУ "ЦСЗН" в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации и документов, указанных в приложении к настоящему Порядку.
ЛОГКУ "ЦСЗН" в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации направляет гражданину распоряжение о принятом решении.
ЛОГКУ "ЦСЗН" в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о назначении ежемесячной денежной компенсации вносит сведения о ее назначении в АИС «Соцзащита».
В соответствии с пунктом 7.6 Порядка № 78 предоставление ежемесячной денежной компенсации и доплат по перерасчету, указанных в пункте 2.13.1 настоящего Порядка, прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления сведений о наступлении, в том числе, следующих обстоятельств: смерть получателя ежемесячной денежной компенсации, перемена места проживания.
Пунктом 5 Порядка № 78 установлен следующий Регламент технологического процесса организации выплаты ежемесячной денежной компенсации.
5.2. Уполномоченная организация:
1) в соответствии с агентскими договорами и соглашениями об информационном взаимодействии, заключенными с организациями жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с управляющими организациями, имеющими лицензию на ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на срок действия лицензии:
ежемесячно получает от организаций ЖКХ сведения о наличии (отсутствии) у получателей ежемесячной денежной компенсации задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо нарушении условий соглашения о погашении задолженности и сведения об объемах потребленных услуг за предыдущий месяц, нормативах потребления коммунальных услуг, площади жилого помещения, численности проживающих граждан, тарифах на жилищно-коммунальные услуги для расчета ежемесячной денежной компенсации получателям из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1.1 настоящего Порядка;
ежемесячно анализирует информацию, размещенную комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте, о наличии у управляющих организаций действующих лицензий по управлению многоквартирными домами, в которых проживают получатели ежемесячной денежной компенсации;
ежемесячно до 7-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет в ГКУ ЕВЦ списки получателей ежемесячной денежной компенсации из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1.1 настоящего Порядка, с указанием сумм рассчитанной ежемесячной денежной компенсации за расчетный месяц, сведений об отсутствии (наличии) у получателя ежемесячной денежной компенсации задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо о выполнении (нарушении) условий соглашения о погашении задолженности, адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, соответствующих адресным данным государственного адресного реестра, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом № 443-ФЗ (в случае несовпадения адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, указанных в документах, удостоверяющих личность, с адресными данными государственного адресного реестра);
ежемесячно до 22-го числа текущего месяца представляет в ГКУ ЕВЦ списки получателей ежемесячной денежной компенсации из числа лиц, указанных в подпунктах «з», «к», «л» подпункта 1 и подпункте 2 пункта 1.1 настоящего Порядка, с указанием сведений об отсутствии (наличии) задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо выполнении (нарушении) условий соглашения о погашении задолженности, адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, соответствующих адресным данным государственного адресного реестра, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом № 443-ФЗ (в случае несовпадения адресных данных получателей ежемесячной денежной компенсации, указанных в документах, удостоверяющих личность, с адресными данными государственного адресного реестра);
ежемесячно в соответствии с установленными соглашением с ГКУ ЕВЦ сроками и форматом передачи сведений информирует ГКУ ЕВЦ о перемене места жительства получателей ежемесячной денежной компенсации;
один раз в квартал до 10-го числа второго месяца, следующего за месяцем окончания квартала, направляет получателям ежемесячной денежной компенсации из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1.1 настоящего Порядка, письменные уведомления о произведенных за квартал расчетах ежемесячной денежной компенсации в разрезе отдельных видов жилищно-коммунальных услуг.
5.3. В случае отсутствия заключенного организацией ЖКХ договора (соглашения) об информационном взаимодействии по предоставлению ежемесячной денежной компенсации с уполномоченной организацией получатели ежемесячной денежной компенсации обращаются в уполномоченную организацию с квитанциями на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для расчета ежемесячной денежной компенсации и подтверждения отсутствия задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг (отдельных их видов) либо исполнения соглашения о реструктуризации задолженности по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг.
5.4. Уполномоченная организация несет ответственность за: правильность и полноту расчета размера ежемесячной денежной компенсации; своевременность и полноту получения от организаций ЖКХ сведений, необходимых для расчета ежемесячной денежной компенсации и ее выплаты в связи с отсутствием у получателя задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отдельных их видов) либо соблюдением условий соглашения о погашении задолженности; своевременность передачи ГКУ ЕВЦ списков получателей ежемесячной денежной компенсации в соответствии с требованиями пункта 5.2 настоящего Порядка; своевременность представления сведений о выбытии получателей ежемесячной денежной компенсации в связи с переменой места жительства; полноту информирования о произведенных расчетах ежемесячной денежной компенсации в соответствии с действующим законодательством.
Проанализировав положения Порядка № 78 и Положения № 7 суд первой инстанции обоснованно заключил, что в период с 01.07.2017 по 01.07.2018 Центр не принимал участия в назначении ежемесячной денежной компенсации и осуществлял только ее перечисление получателям на основании сведений, полученных из Уполномоченной организации, и информации внесенной в АИС «Соцзащита» органами социальной защиты (Комитетами по социальной защите населения районов Ленинградской области).
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в действиях Центра отсутствует вина за образовавшуюся переплату в связи с перечислением ежемесячной денежной компенсации гражданам после их смерти и перемены места жительства (пребывания) в период с 01.07.2017 по 01.07.2018. Ответственность за назначение данной компенсации была возложена на органы социальной защиты (Комитеты по социальной защите населения районов Ленинградской области). В связи с тем, что Центр не является правопреемником Комитетов по социальной защите населения районов Ленинградской области, то не может нести ответственность за действия, осуществляемые Комитетами по социальной защите населения районов Ленинградской области.
При этом следует отметить, что Управлением не представлены в материалы дела доказательства того, что ежемесячные денежные выплаты, предоставленные гражданам после их смерти и перемены места жительства (пребывания) в сумме 252310,28 руб., были произведены на основании решений Центра уже после 01.07.2018.
Ссылки Управления на то, что Центр в проверяемый период не обращался в суд с исковыми заявлениями о взыскании излишне выплаченных в 2017-2018 годах сумм единовременной денежной компенсации отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку пунктом 6.2 Положения № 7 не предусмотрено, что с исками в суд должно было обращаться ГКУ ЕВЦ, а в Порядке № 78 вопрос возврата излишне выплаченных сумм субсидий не урегулирован.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным вывод Управления об использовании Центром в 2017-2018 годах средств, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на цели, не соответствующие целям их предоставления (ежемесячные денежные выплаты предоставленные гражданам после их смерти и перемены места жительства (пребывания) в сумме 252310,28 руб.).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным пункт 1 представления Управления от 04.10.2019 № 45-09-05/18-3476.
Согласно пункту 2 представления от 04.10.2019 № 45-09-05/18-3476 Управление пришло к выводу о том, что в нарушение требований, установленных пунктами 1, 3 статьи 133 БК РФ, пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпунктом 8 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15, подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Закона № 5-ФЗ, статьями 17, 28.2 Закона № 181-ФЗ, абзацем первым пункта 3 статьи 14 Закона № 1244-1, пунктом 1 Постановления № 2123-1, пунктами 1, 2 Правил № 861, во взаимосвязи со статьей 31 ЖК РФ, Центром в 2017-2018 годах излишне выплачены компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан с учетом совместно проживающих граждан, не относящихся к категории членов семьи.
Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В ходе выборочной проверки Управление установило, что отдельным гражданам назначались выплаты ежемесячной денежной компенсации с учетом совместно проживающих граждан, не относящихся к членам семьи в соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ, при этом документы, подтверждающие степень родства совместно проживающих граждан не представлялись в органы социальной защиты и в Центр.
Вместе с тем, Положением № 7 (действовало до 28.03.2018) не было предусмотрено представление документов, подтверждающих совместное проживание членов семьи.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.03.2018 № 78 (действует с 29.03.2018) установлен Перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ленинградской области (далее – Перечень № 78).
В соответствии с пунктом 2 Перечня № 78 для назначения ежемесячной денежной компенсации с учетом совместно проживающих членов семьи дополнительно представляются: документ, подтверждающий совместное проживание членов семьи; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие родственные отношения членов семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельство об установлении отцовства, решение суда);
Вместе с тем, как уже указывалось выше, исходя из нормативных положений Положения № 7 и Порядка № 78 в период с 01.07.2017 по 01.07.2018 Центр не принимал участия в назначении ежемесячной денежной компенсации и осуществлял только ее перечисление получателям на основании сведений, полученных из Уполномоченной организации, и информации внесенной в АИС «Соцзащита» органами социальной защиты (Комитетами по социальной защите населения районов Ленинградской области).
Только с 02.07.2018 пункт 2.1 Порядка № 78 действует в новой редакции (Постановления Правительства Ленинградской области от 02.07.2018 № 223, от 29.10.2018 № 412), в соответствии с которым решение о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации принимается ЛОГКУ «ЦСЗН».
Вместе с тем, как указал Центр в возражениях на отзыв, согласно сведениям АИС «Соцзащита» гражданам ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, перечисленным в оспариваемом представлении, ежемесячная денежная компенсация была назначена до 02.07.2018 (данные обстоятельства Управлением не опровергнуты).
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в действиях Центра отсутствует вина за назначение ежемесячной денежной компенсации гражданам с учетом совместно проживающих граждан, не относящихся к категории членов семьи (в отсутствие документов, подтверждающих степень родства совместно проживающих лиц) в период с 01.07.2017 по 01.07.2018. Ответственность за назначение в указанный период ЕДК была возложена на органы социальной защиты (Комитеты по социальной защите населения районов Ленинградской области). В связи с тем, что Центр не является правопреемником Комитетов по социальной защите населения районов Ленинградской области, то не может нести ответственность за действия, осуществляемые Комитетами по социальной защите населения районов Ленинградской области.
При таких обстоятельствах, пункт 2 представления Управления от 04.10.2019 № 45-09-05/18-3476 также обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Центром требования.
Нарушения или неправильного применения норм материального права, а также существенных нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 06.08.2020.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 августа 2020 года по делу № А56-952/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.И. Денисюк | |
Судьи | Л.В. Зотеева Н.И. Протас |