ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-27196/2022 от 18.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 октября 2022 года

Дело № А42-1309/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Горбачевой О.В., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  Чечетка С.С.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-27196/2022 ) ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.07.2022 по делу № А42-1309/2022 , принятое

по заявлению ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России"

к  182 Отделу ГАСН Минобороны России

об оспаривании постановления

установил:

Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (ОГРН: <***>, адрес: 119019, Москва, пер. Б. Знаменский, 8, 3; далее - заявитель, Предприятие, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Министерства обороны Российской Федерации в лице 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора (далее – административный орган, Отдел, 182 ОГАСН) от 08.02.2022 № 182/2022/2, которым Предприятие привлечо к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением от 26.07.2022 суд первой инстанции изменил постановление Отдела 08.02.2022 № 182/2022/2 в части назначения наказания, уменьшив штраф до 50 000 руб.

Не согласившись с решением суда, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Предприятие ссылается на то, что не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является стороной Контракта, договоров на оказание каких-либо услуг с Министерством Обороны не заключало. Податель апелляционной жалобы также просит признать правонарушение малозначительным или заменить штраф на предупреждение.

Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, между Министерством обороны Российской Федерации и ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» заключен государственный контракт от 26.11.2020 № 20211873778842554164000000 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Обустройство военного городка п. Белушья Губа войсковой части 77510», 3 этап «Строительство детского дошкольного учреждения на 360 мест» (шифр Б2/ОВГ) (корректировка).

Отделом в соответствии с программой проверок и на основании решения от 02.11.2021 № 57 в период с 18.11.2021 по 01.12.2021 проведена проверка указанного объекта по адресу: Архангельская область, остров Новая Земля, соответствия выполняемых работ требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а также проектной документации и выявлены следующие нарушения:

1. Обследование объекта на соответствие фактически выполненных строительно-монтажных работ требованиям проектной документации не выполнено. Государственный строительный надзор с начала производства работ по 20.10.2021 не осуществлялся. Строительно-монтажные работы с 04.05.2021 по 31.05.2021 выполнялись без утвержденной проектной документации. Проектная документация в период с 01.06.2021 корректировалась и поступила в адрес заказчика от генеральной подрядной организации 29.10.2021, на объект передана представителю строительного контроля заказчика 25.11.2021. Выполненные строительно-монтажные работы с 26.05.2021 по 25.11.2021 представителем заказчика по вопросам строительного контроля, представителем лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля и представителем лица, осуществляющего подготовку проектной документации, не освидетельствованы (нарушение требований листов 28-30 альбома проектной документации 01-01-2021-ПОС; пункта 4.2 СП 13-102-2003).

2. Не представлена (отсутствует) рабочая документация, допущенная к производству работ путем постановки штампа «В производство работ» с датой на каждом листе комплектов рабочей документации (нарушение требований листа 24 альбома проектной документации 01-02-2021-ПОС).

3. Строительно-монтажные работы основного периода строительства начаты до завершения работ подготовительного этапа (нарушение требований листа 25 альбома проектной документации 01-01-2021-ПОС).

4. Выявлено проведение последующих этапов работы без освидетельствования предыдущих скрытых работ. Представителем строительного контроля заказчика работы на объекте не приостанавливались, предписания на остановку участникам строительства не выдавались. Отсутствуют (не представлены) акты строительного контроля заказчика. В разделе № 4 общего журнала работ результаты строительного контроля заказчика отсутствуют (нарушение требований листов 28-30 альбома проектной документации 01-01-2021- ПОС).

5. В правом нижнем углу исполнительных схем отсутствует отметка представителя технического надзора заказчика (подпись, личный штамп) о соответствии выполненных работ требованиям проектной и нормативной документации после проведения 100 % визуального и 5 % инструментального контроля (нарушение требований листа 29 альбома проектной документации 01-01- 2021-ПОС).

6. Отсутствует (не предоставлен) акт о приемке подготовленного основания перед устройством фундаментов комиссией с участием представителей заказчика, подрядчика, организации, осуществляющей авторский надзор, и организации, выполнившей инженерно-геологические изыскания на площадке строительства (нарушение требований пункта 12 листа 3 альбома проектной документации 01-01- 2021-КР1).

7. Отклонения крайних свай № 13 в осях (Э/1-2), № 21 в осях (1/Ш), № 37 в осях (1/У), № 43 в осях (1/С) № 162 в осях (4/Б-В), № 169 в осях (9/Б-В), № 173 в осях (4/Б), № 175 в осях (4/Б), № 399 в осях (27/И), № 441 в осях (24/Б-В), № 464 в осях (32/Б-В) превышают допустимые отклонения – 44 мм. Оголовки свай выполнены не по проекту (нарушение требований пункта 1 листа 12 альбома проектной документации 01-01-2021-КР1).

8. Отклонение средних свай № 13 в осях (Э/1-2), № 44 в осях (С/1-2), № 307 в осях (29/Э), № 386 в осях (28/К), № 421 в осях (27/Е), № 432 в осях (28Д), № 459 в осях (28/В) превышают допустимые отклонения – 88 мм. Оголовок свай выполнен не по проекту (нарушение требований пункта 1 листа 12 альбома проектной документации 01-01-2021-КР1).

9. Согласно исполнительной документации устройство оголовков свай № 242 в осях (17/К), № 244 в осях (13/И-К), № 288 в осях (17/А-Б), превышают допустимые отклонения по таблице 12.1 СП 45.13330.2012 и должны выполняться в соответствии с требованиями пункта 1 листа 12 альбома проектной документации 01-01-2021-КР1. Фактически оголовки свай выполнены не по проекту.

10. В центральной части вертикальных связей ВС1 и ВС3 не выполнена сварка в месте пересечения стальных уголков 63х5 мм (нарушение требований листа 10 альбома проектной документации 01-01-2021-КР1).

11. Отслоение и трещины огнезащитного покрытия обвязочных балок в осях 1/В-Г, 1/Ш-Э, Д/1-7, Г/3-8, Э/1-2, 2/Ш-Э, 2/Е-И, В/2-3, в/4-5, В/7-8, 4/В-Г, 7/Д-Е, 4/Е-Ж, 4/ИК, 3/Ш-Ю, 4/Ш-Э, 5/Э-Ю (нарушение требований пункта 11 листа 1 альбома проектной документации 01-01-2021-КР1).

12. В осях (17-18/В-Г) стойки шахты лифта выполнены из гнутого замкнутого профиля сечением 120х5 мм, 120х80х4 мм, а ригели шахты лифта из профиля 120х5 мм, 160х120х5 (нарушение требований листов 19, 20 альбома проектной документации 01-01-2021-КР2).

13. Фактически выполнено утепление чердачного перекрытия минераловатными плитами Технониколь Мастер общей толщиной 320 мм, проектом предусмотрен утеплитель ROCKWOOL РУФ БАТТС толщиной 400/450 мм (нарушение требований листов 18, 21 альбома проектной документации 01-01- 2021-КР2.ПЗ).

14. На кровле в осях (1-2/Д-Е, 32-33/Д-Е) смонтированы горизонтальные связи Cr1 не предусмотренные проектом, в осях (3-4/Д-Е, 30-31/Д-Е) горизонтальные связи Cr1 отсутствуют (нарушение требований листов 67, 73 альбома проектной документации 01.01.-2021-КР»).

15. На кровле в осях (Э/4-5, Э/29-30) смонтированы вертикальные связи Св4, в осях (13/Д-Е, 21/Д-Е) установлены наклонные связи, проектной документацией в осях (Э/4-5, Э/29-30, 13/Д-Е, 21/Д-Е) предусмотрены вертикальные связи Св1 (нарушение требований листов 66, 73 альбома проектной документации 01-01- 2021-КР2).

16. На кровле расстояние между стойками фахверков покрытия в осях (13/д, 21/Д) на отм. «+8400» составляет 2500 мм, проектом предусмотрено расстояние 1820 мм (нарушение требований листа 22 альбома проектной документации 01-01- 2021-КР2).

17. На кровле выполнены колонны покрытия Cm1 в осях (14Д, 20/Д) с отм. «+8.400» до отм. «+11.000», не предусмотренные проектом (нарушение требований листы 14, 15 альбома проектной документации 01-01-2021-КР2).

18. На кровле в осях (22-33/А-Ю) выполнены кобылки в карнизном узле из равнополочного стального уголка 100х8 мм, проектом предусмотрены кобылки из уголка 100х10 мм (нарушение требований 67, 70 альбома проектной документации 01-01-2021-КР2).

19. Стойки фахверка покрытия кровли в осях (13/А-К, 21/А-К) выполнены из двух швеллеров № 12, сваренных коробом, крепление в верхнем сечении выполнено посредством стальной пластины 250х150х8 мм, проектом предусмотрены стойки из гнутого сварного профиля трубчатого сечения 120х60х4 мм с креплением в верхнем сечении пластиной 190х170х8 мм (нарушение требований листа 22 альбома проектной документации 01-01-2021-КР2).

20. Балки покрытия Бп1 в осях (14-20/А-К) выполнены из гнутого замкнутого профиля 250х150х8 мм, проектом предусмотрены балки 250х150х7 мм (нарушение требований листа 16 альбома проектной документации 01-01-2021-КР2).

21. Не выполнены работы по монтажу связей покрытия Рс1 в осях (14/В-Ж, 20/В-Ж) (нарушение требований проектной документации 01-01-2021-ПОС, листы 28, 29).

22. Фактически установлены люки выхода на чердак размером 1000х1000 мм, проектом предусмотрены люки 800х800 мм (нарушение требований листа 12 альбома проектной документации 01-01-2021-КР2).

23. В чердачном помещении смещение ребер жесткости относительно балки Бк1 в осях (13/Д, 14/Д, 16/Д, 18/Д, 21/Д) (нарушение требований узла 22/14 листа 18 альбома проектной документации 01-01-2021-КР2).

24. Фактически выполнена облицовка фасадов здания ДДУ на 360 мест профилированным листом, проектом предусмотрена облицовка металлокасетами (нарушение требований листа 9 альбома проектной документации 01-01-2021- ПОС).

25. В проемах укрытия снегоуборочных агрегатов (№ 5 по СПОЗУ) количество и размеры установленных жалюзийных решеток не соответствуют проекту (нарушение требований листа 4 альбома проектной документации 01-01- 2021-ПЗУ.КР»).

26. Нарушена последовательность выполнения работ при монтаже канализационной станции (№ 6 по СПОЗУ). Боковые бетонные стенки основания выполнены ранее монтажа блока КНС (нарушение требований листа 6 альбома проектной документации 01-01-2021-ИОС5.3.2).

27. В тепловых камерах УТ-1, УТ-2 выполнены монолитные участки перекрытий, не предусмотренные проектом (нарушение требований листов 6, 10 альбома проектной документации 01-01-2021-ИОС5.4.5).

28. В тепловой камере УТ-1 установлена балка перекрытия Б-11, не предусмотренная проектом (нарушение требований листа 6 альбома проектной документации 01-01-2021-ИОС5.4.5).

29. В тепловой камере УТ-1 установлены плиты покрытия 150.180.14-6, смонтированы четыре люка, проектом предусмотрены плиты 150.240.14-6 и два люка (нарушение требований листа 6 альбома проектной документации 01-01- 2021-ИОС5.4.5).

30. Конфигурация наружного ограждения периметра с южной и западной стороны не соответствует листу 2 альбома проектной документации 01-01-2021- ПЗУ.КР1.

31. Скважины под фундаменты наружного ограждения периметра выполнены ø320 мм, проектом предусмотрены скважины ø250 мм (нарушение требований листа 3 альбома проектной документации 01-01-2021-ПЗУ.Кр1).

32. Стойки наружного ограждения периметра выполнены длиной 3,3 м, проектной документацией предусмотрены стойки длиной 3,5 м (нарушение требований листа 7 альбома проектной документации 01-01-2021-ПЗУ.КР1).

33. Панели наружного ограждения периметра размером 2230х3000 м т.м. GRANDLINE, проектом предусмотрено ограждение 2430х3000х5 т.м. ООО «Эверест» (нарушение требований листа 7 проектной документации альбома 01-01- 2021-ПЗУ.КР1).

34. Распределительная сеть наружного освещения от ЩУНО до проектируемых опор выполнена кабелем ВБШв 5х6 мм, проектом предусмотрен кабель сечением 4х6 мм (нарушение требований листа 13 проектной документации 01-01-2021-ПОС).

35. Отсутствует (не представлена) исполнительная документация (нарушение требований листов 28-30 альбома проектной документации 01-01-2021-ПОС; пунктов 5.3, 5.4, 6 РД-11-02-2006): на устройство фундаментов в осях (22-33/А-Ю), на устройство покрытия кровли в осях (22-33/А-Ю), на устройство покрытия кровли в осях (22-33/А-Ю), на устройство перегородок, устройство дверных и оконных заполнений, прокладку внутренних инженерных сетей, наружные сети водоотведения, наружных сетей связи, системы вентиляции и кондиционирования воздуха, на монтаж сетей канализации К1.

36. Не освидетельствованы скрытые работы представителем технического заказчика по вопросам строительного контроля, представителем лица, осуществляющего строительство, представителем лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля, представителем лица, осуществляющего подготовку проектной документации (нарушение требований  листов 28-30 альбома проектной документации 01-01-2021-ПОС; пунктов 5.3, 5.4 РД-11-02-2006): на монтаж блочно-модульных блоков в осях (1-12/А-Ю) и (22- 33/А-Ю); на монтаж металлоконструкций шахты лифта; на монтаж стоек фахверков 1 и 2 этажей; на монтаж стеновых сэндвич-панелей; на устройство крыши в осях (1-33/А-Ю); на устройство фасада здания; на ограждение территории; на устройство сооружения № (укрытие снегоуборочной техники); на наружные сети электроосвещения; на наружные сети водоотведения К1, К2; на тепломеханические решения; на устройство изоляции наружных сетей Т2, В1, В2; на наружные сети электроснабжение; на наружные сети водоснабжения; на наружные тепловые сети; на монтаж жироуловителя; на монтаж колодцев наружной сети водоотведения К2, КНС.

37. Отсутствуют подписи представителя технического заказчика по вопросам строительного контроля, представителя лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля в АОСР № 4/КР2-Ц от 21.06.2021, № 8/КР2-Ц от 22.06.2021, в акте приемки защитного покрытия № 1/КР2-Ц от 05.06.2021, № 8/КР2-Ц от 22.06.2021, в акте приемки защитного покрытия № 1/КР2-Ц от 05.06.2021 (нарушение требований листа 28 альбома проектной документации 01- 01-2021-ПОС; пункта 3.3 РД-11-02-2006).

Результаты проверки оформлены актом от 01.12.2021 № 106.

 Установив данные нарушения, Отделом в отношении Предприятия составлен протокол № 182/2022/2 от 12.01.2022 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого принято постановление от 16.11.2021 № 182/2021/74 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП ПРФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава и события вмененного Предприятию административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, не установил. Вместе с тем, суд первой инстанции счел возможным изменить постановление Отдела в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта капитального строительства с нарушением требований проектной документации, технических регламентов, строительных норм и правил.

В силу части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Из положений части 1 статьи 51 ГрК РФ следует, что право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, дает разрешение на строительство.

В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно части 5 статьи 52 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются, в числе прочего, следующие документы: проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

В силу пункта 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.

Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

Согласно пункту 16 статьи 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы). Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательствам о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика).

Функции технического заказчика могут выполняться только членам соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 настоящего Кодекса (пункт 22 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с пунктом 69 Положения Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 69.1 Положения Минобороны России выдает разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно пункта 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Исходя из анализа пунктов 1, 5, 69, 69.1 Положения, Минобороны России не может самостоятельно выступать застройщиком, более того является федеральным органом исполнительной власти, как орган исполнительной власти выдает разрешения на строительство объектов обороны и безопасности по заявлению застройщиков и технических заказчиков (часть 7 статьи 51 ГрК РФ), проводит государственную экспертизу проектной документации объектов обороны и безопасности по заявлению застройщиков или технических заказчиков (часть 1 статьи 49 ГрК РФ).

Субъектами ответственности, предусмотренной статьей 9.4 КоАП РФ, могут быть как застройщик, так и подрядная организация, непосредственно осуществляющая строительные работы.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" распоряжением Правительства РФ от 03.03.2010 N 272-р определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.

Из положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1119-р "О внесении изменений в устав федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 11.03.2008 N 290-р" (далее - Устав), следует, что Предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт 10 Устава).

Пунктом 11 указанного распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, Предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства.

Согласно подпункту "д" пункта 12 Устава Предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.

Как указал заявитель в своем заявлении, согласно пункту 2.5 государственного контракта на выполнение работ на Объекте государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком, передал исполнения части своих функций Предприятию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Строительный контроль в соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Частью 6 статьи 52 ГрК РФ помимо прочего также закреплено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью, проводить строительный контроль, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Порядок проведения строительного контроля установлен в Положении о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 в развитие части 8 статьи 53 ГрК РФ.

Из пункта 12 названного Положения следует, что проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в двух экземплярах и подписываются их представителями.

При этом перечень контрольных мероприятий, осуществляемых заказчиком, определен пунктом 6 этого же Положения.

Пунктом 9 Положения предусмотрено, что в ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка; соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Согласно действующему законодательству как застройщик (заказчик, технический заказчик), так и лицо, осуществляющее строительство, обязаны проводить строительный контроль в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе, решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 ГрК РФ).

Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 N 213-О-О, для обеспечения безопасности градостроительной деятельности законодателем введена норма, возлагающая не только на лиц, осуществляющих строительство, но и на заказчика обязанность осуществлять контроль за соответствием выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Таким образом, обязанность по осуществлению строительного контроля, организации и координации строительства в соответствии с действующими градостроительными требованиями возложена на предприятие как на застройщика (заказчика) подпунктом 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктом 16 части 1, частью 15 статьи 48, статьями 49, 51, 52, частями 2, 4 статьи 53 ГрК РФ, пунктами 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Положения о проведении строительного контроля, утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, пунктами 4.4, 7.1, 7.3 СП 48.13330.2011 "Организация строительства", пунктами 8, 10 РД 11-04-2006 "Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора".

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Предприятие в рассматриваемом случае является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.

Факт нарушения норм градостроительного законодательства при строительстве Объекта, выявленных Отделом в ходе проверки, установлен судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и заявителем по существу не оспаривается.

При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что действия Предприятия образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Предприятием необходимых и достаточных мер по соблюдению требований ГрК РФ по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Предприятия во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Нарушения процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ, судом не установлено. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Предприятием правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Предприятием вмененного правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

По мнению апелляционного суда, Предприятие должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований градостроительного законодательства Российской Федерации.

Учитывая, что Предприятие ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, апелляционный суд также не находит оснований для замены административного штрафа на предупреждение.

Вместе с тем, суд первой инстанции, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, счел возможным снизить размер назначенного Предприятию штрафа до 50 000 руб.

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Учитывая, что в каждом конкретном случае применение положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ является категорией оценочной, выводы арбитражного суда в части снижения размера административного штрафа обоснованы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для снижения назначенного Предприятию штрафа до 50 000 руб.

Снижение административного штрафа до суммы 50 000 рублей соответствует требованиям пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно изменил постановление Отдела в части наказания, снизив размер назначенного Предприятию штрафа до 50 000 руб. Определенный судом первой инстанции размер санкции соответствует критериям справедливости и соразмерности, не носит чрезмерно карательный характер.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области   от 26 июля 2022 года по делу №  А42-1309/2022   оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства Обороны Российской Федерации» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

О.В. Горбачева

 Н.О. Третьякова