ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-27538/2022 от 04.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 октября 2022 года

Дело № А21-3775/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Протас Н.И., Серебровой А.Ю.

при ведении протокола судебного заседания:  Кроликовой Д.С.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-го лица-1: Готовчик А.Л. по доверенности от 10.01.2022

от 3-го лица-2: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-27538/2022 ) ГКУ КО «Центр торгов» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.07.2022 по делу № А21-3775/2022 , принятое

по заявлению ООО "Корнер"

к  УФАС по Калининградской области

3-и лица: 1) ГКУ КО «Центр торгов», 2) ГБУ КО «Балтберегозащита»

об оспаривании решения

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Корнер» (ОГРН: 1043902852476, адрес: 236040, г. Калининград, ул. Тихая, 14, далее – ООО "Корнер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН: 1023901001552, адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее – УФАС, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 10.03.2022 №039/06/31-213/2022 и обязании УФАС по Калининградской области повторно рассмотреть жалобу ООО «Корнер» на действия уполномоченного органа ГКУ Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее Учреждение) вх.№1401 от 25.01.2022.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (ОГРН: 1103925014654, адрес: 236006, г. Калининград, ул. Геологическая, д. 1, лит. XXII A1A из литера АА1А, далее - ГКУ КО «Центр торгов», третье лицо-1), Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Балтберегозащита» (ОГРН: 1073913000897, адрес: 238560, Калининградская обл.,  Светлогорский р-н, г. Светлогорск, ул. Хуторская, 1, далее - ГБУ КО «Балтберегозащита», третье лицо-2).

Решением от 01.07.2022 суд первой инстанции признал незаконным и отменил решение УФАС по Калининградской области от 10.03.2022 №039/06/31-213/2022; обязал УФАС по Калининградской области повторно рассмотреть жалобу ООО «Корнер» на действия уполномоченного органа ГКУ КО «Центр торгов» вх.№1401 от 25.01.2022; взыскал с УФАС по Калининградской области в пользу ООО «Корнер» госпошлину в размере 3000 руб.

Не согласившись с решением суда, ГКУ КО «Центр торгов» обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ГКУ КО «Центр торгов» указывает на то, что представленный заявителем в качестве подтверждения опыта исполнения работ контракт не мог быть принят в качестве документа, подтверждающего опыт строительства и реконструкции линейного объекта согласно пункту 8 Приложения к Постановлению № 2571, поскольку указанный контракт имеет прямое указание на то, что связанные с ним отношения регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при этом реконструируемый мост является технологической частью автомобильной дороги – объекта транспортной инфраструктуры.

В судебном заседании представитель ГКУ КО «Центр торгов» поддержал доводы апелляционной жалобы.

ООО "Корнер", УФАС и ГБУ КО «Балтберегозащита», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 10.02.2022 ГКУ КО «Центр торгов» (далее - Уполномоченное учреждение) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона, предметом которого является реконструкция подпорной стенки в районе очистных сооружений в п.Янтарный (извещение №0335200014922000090) (далее - Аукцион).

Заказчик - ГБУ КО «Балтберегозащита».

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) - 100 211 570,00 руб.

Согласно частям 3 и 3.1 извещения о проведении Аукциона Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона: «в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ: Требования в соответствии с позицией 8 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571. Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

3.1. Требования в соответствии с позицией 8 к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571.

Наличие у участника закупки следующего опыты выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей».

Пунктом 24 «Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников дополнительным требованиям к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ» приложения к извещению о проведении Аукциона установлено: «Положения графы «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571 применяются с учетом положений пункта 3 ПП РФ от 29.12.2021 № 2571 в частях, соответствующих позиции 8 «Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги»: - в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

1) раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации».

При этом, позицией 17 ППРФ от 29.12.2021 № 2571 предусмотрен опыт выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги».

ООО «Корнер» в составе заявки в подтверждение опыта строительства линейного объекта представило копии следующих документов:

- государственный контракт от 15.04.2019 № Ф.2019.172667, заключенный между ГКУ Московской области «Дирекция дорожного строительства» и ООО «Корнер» (далее - Контракт от 15.04.2019 № Ф.2019.172667);

- акт приемки объекта капитального строительства;

- акты выполненных работ по форме КС-2 на общую сумму 141 997 982,99 рублей;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию от 17.05.2021 № 50-22-17975-2021.

Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2022 № ИЭА1 по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе единая комиссия Уполномоченного учреждения приняла решение признать заявку Заявителя (ООО «Корнер») несоответствующей требованиям, установленным Аукционной документацией с обоснованием: непредставление информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанных в пункте 24 извещения).

Жалоба Общества на действия единой комиссии уполномоченного Учреждения, неправомерно, по мнению Общества отклонившего заявку, признана УФАС необоснованной, что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд. 

Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил в полном объеме, придя к выводу о том, что представленный Обществом Контракт от 15.04.2019 № Ф.2019.172667 по выполнению реконструкции мостового перехода соответствует требованиям Постановления Правительства РФ N 2571, так как предусматривает выполнение работ по реконструкции линейного объекта.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя ГКУ КО «Центр торгов», суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.   

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом № 44-ФЗ (далее Закона №44-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2:

1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в подтверждение наличия опыта участника закупки Общество представило в составе заявки копию Государственного контракта от 15.04.2019 № Ф.2019.172667, в соответствии с которым, заявитель обязался «выполнить реконструкцию мостового перехода через р. Пехорка на км 1,8 автомобильной дороги «Марусино-Зенино-Некрасовка» в городском округе Люберцы Московской области в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и в соответствии с проектной и рабочей документацией по объекту и Ведомостью объемов работ (Приложение №5 к Контракту) и передать результат работ Заказчику в сроки, указанные в разделе 3 Контракта и в графике производства работ по объекту (Приложение № 6 к Контракту)».

В обоснование своей позиции по делу ГКУ КО «Центр торгов» указывает на то, что представленный заявителем в качестве подтверждения опыта исполнения работ контракт не мог быть принят в качестве документа, подтверждающего опыт строительства и реконструкции линейного объекта согласно пункту 8 Приложения к Постановлению № 2571, поскольку указанный контракт имеет прямое указание на то, что связанные с ним отношения регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при этом реконструируемый мост является технологической частью автомобильной дороги – объекта транспортной инфраструктуры.

В статье 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) приведены определения следующих понятий: линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такое строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов.

Статьей 51.2 ВК РФ установлено, что использование водных объектов для целей эксплуатации подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование.

Таким образом, из системного толкования вышеизложенных положений Градостроительного и Водного кодексов следует, что мостовой переход через реку Пехорка, реконструкция которого являлась предметом Государственного контракта от 15.04.2019 № Ф.2019.172667, является линейным объектом.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, отнесение мостового перехода к линейным объектам вытекает также из разъяснений п. 51 Обзора судебной практики Верховного суда РФ №6 (2017), согласно которым размещение в акватории водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, линейных объектов, в том числе мостов, переходов, равно как и осуществление действий, связанных с их обслуживанием и демонтажем, является использованием водного объекта, которое не может быть осуществлено при отсутствии соответствующего волеизъявления его собственника. 

Вывод о том, что мостовой переход через реку на объекте: "Реконструкция мостового перехода через р. Пехорка на 1,8 км. автомобильной дороги  Марусино-Зенино-Некрасовка в городском округе Люберцы Московской области»  представляет из себя линейное инженерное сооружение, прямо следует из Распоряжения  ГУ ГСН Московской области от 07.04.2021, раздела 4 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 17.05.21г. №RU50-22-17975-2021.

Тот факт, что представленный Обществом контракт имеет прямое указание на Закон N 257-ФЗ, не исключает отнесение реконструируемого моста, являющегося технологической частью автомобильной дороги, к линейным объектам.

При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 01 июля 2022 года по делу №  А21-3775/2022   оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр обеспечения организации и проведения торгов» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.И. Протас

 А.Ю. Сереброва