ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-27641/2021 от 26.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 декабря 2021 года

Дело № А56-22350/2021

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баженовой Ю.С.

судей  Галенкиной К.В., Нестерова С.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Вороной Б.И.

при участии: 

от истца: представитель Русанова Ю.Е. по доверенности от 01.08.2021;

от ответчика: представитель Бесова Т.Ю. по доверенности от 30.12.2020;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-27641/2021 ) общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Стенова» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2021 по делу № А56-22350/2021, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Стенова» (196642, Санкт-Петербург, улица Софийская, дом 118, корпус 2, стр. 1, помещение 42, офис 216, ОГРН: 1117847428247, ИНН: 7801557759)

к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (191014, Санкт-Петербург, улица Рылеева, дом 7, литер А, помещение 2-Н,5-Н,7-Н,10-Н, ОГРН: 1167847166882, ИНН: 7801305857)

о признании незаконным бездействия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Стенова» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее – Ответчик, Комитет) о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в невключении нежилого здания - складской корпус №2, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, ул. Софийская, д.118, корп.2, стр.1, общей площадью 8474,3 кв.м., кад.№78:37:1781905:3193, в Перечень объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденный Приказом Комитета от 29.12.2020 №128-П; об обязании Комитета включить нежилое здание - складской корпус №2, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, ул. Софийская, д.118, корп.2, строение 1, общей площадью 8474,3 кв.м., кад.№78:37:1781905:3193, в Перечень объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом Комитета от 29.12.2020 №128-П, направить измененный перечень, сформированный на 2021 год, в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения нежилого здания и разместить его на официальном сайте Комитета.

Решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Заявителя в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены ст.198, 117 АПК РФ, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.

Согласно выписке из ЕГРН Общество с 03.06.2019 является собственником нежилого здания - складской корпус №2, количество этажей, в том числе подземных,:1-3, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, ул. Софийская, д.118, корп.2, стр.1, общей площадью 8474,3 кв.м., кадастровый номер 78:37:1781905:3193 (далее – Здание).

Указанное здание  расположено на земельном участке общей площадью 13 428 +/- 41 кв.м. с кадастровым номером 78:37:1781905:3204, находящимся по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, ул. Софийская, участок 165, на которое 03.06.2019 зарегистрировано право собственности Общества.

Приказом Комитета от 29.12.2020 №128-П утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

Принадлежащее Заявителю Здание в указанный Перечень не включено.

Полагая, что Здание как административно-деловой центр подлежало включению в Перечень на основании ст. 378.2 НК РФ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что действия Комитета по проведению обследования объектов недвижимого имущества и формированию Перечня в 2021 году осуществлялись в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Кроме того, судом первой инстанции сделан вывод о пропуске Обществом установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока.

Проверив  законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым актом, а орган, принявший этот акт, должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.

Согласно статей 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ определено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно  п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п.5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, на территории Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон №684-96).

Согласно пункту 1 статьи 1-1 Закона №684-96 налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1-1 Закона № 684-96 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.

Согласно п.9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 №737 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок).

Согласно п.3 Порядка исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов, является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет).

В соответствии с пунктами 3.7, 3.8 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 №207 «О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга» (далее - Положение),  уполномоченным органом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в Санкт-Петербурге, а также на определение на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Комитет.

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что Комитет готовит на основе данных государственного кадастра недвижимости и (или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования (далее - Перечень), и размещает Перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в Перечне.

По сведениям ЕГРН Здание имеет наименование «складской корпус № 2» и расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:37:1781905:3204 с видом разрешенного использования «Склады».

Согласно техническому паспорту Здание является нежилым с наименованием Складской корпус № 2.

Из представленной в материалы дела Ведомости помещений следует, что на первом этаже здания расположено помещение склада площадью 6 091,7 кв.м.

18.03.2020 Комитетом был издан приказ №24-П «О проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга в 2020 году», в соответствии с которым на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» был опубликован список объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования в 2020 году. Управлением контроля Комитета предписано в срок до 30.09.2020 произвести обследование указанных в списке объектов недвижимого имущества.

11.08.2020 Комитетом проведено обследование Здания для определения вида его фактического использования, составлен акт №592-ВФИ/Ю/2020, согласно которому Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения складских помещений», представляет собой административно-складской объект, часть которого площадью 1352,6 кв.м. или 16% его общей площади используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, остальная часть здания используется в складских целях.

Таким образом, по результатам обследования, проведенного Комитетом 11.08.2020, было установлено, что вид фактического использования Здания не соответствует требованиям, установленным статьей 378.2 НК РФ и статьей 1-1 Закона № 684-96, в  связи с чем, Здание не было включено в проект Перечня на 2021 год, который 09.10.2020 был размещен на веб-странице  Комитета, заинтересованным лицам предложено в соответствии с пунктом 3.3 Порядка до 20.10.2020 представить в Комитет возражения относительно результатов определения видов фактического использования объектов недвижимости.

На основании обращения Общества Комитетом 28 октября 2020 года проведено повторное обследование здания, составлен акт №592/1-ВФИ/Ю/2020, согласно которому Здание   представляет собой административно-складской объект, часть которого площадью 1560,8 кв.м. или 18,42% его общей площади используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, остальная часть здания используется в складских целях.

Вопреки доводам подателя жалобы, к Актами обследования Комитета приложены соответствующие расчеты, произведенные на основании  Ведомости помещений, а также фототаблицы.

Наличие в Здании кабинетов согласно ведомости помещений, в которых размещаются сотрудники, выполняющие работу для обеспечения складской деятельности), не может определять цель фактического использования объекта в целом как офисного здания.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 20.09.2019 № 44-АПА19-28 термин «кабинет» не тождественен термину «офис».

Толкование пункта 3 статьи 378.2 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности (определения Верховного Суда РФ от 02.08.2017 № 46-АПГ17-17, от 26.04.2017 № 46-АПГ17-13, от 11.01.2019 № 5-АПГ 18-128).

Из указанного следует, что если здание, в котором находятся помещения, оборудованные компьютером, столом и оргтехникой, служат цели обслуживать склад, производство или иную деятельность, и при этом не самодостаточны, то офисом не являются (определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 26.07.2019 № 5-АПА19-59, от 24.01.2020 № 5-АПА 19-189, от 28.09.2017 № 5-АПГ17-81, от 30.03.2017 № 5-АПГ17-22).

Из приобщенных к актам обследования Здания для определения вида фактического использования фотографий, сделанных в ходе обследования, и расчетов, следует, что санузлы, лестничные клетки, помещения с инженерным оборудованием, то есть места общего пользования, правомерно не отнесены Комитетом к офисным помещениям, поскольку предназначены не только для обслуживания офисов, но и для обеспечения складской деятельности в других помещениях Здания.

На основании изложенного Здание не соответствовало требованиям, установленным статьей 378.2 НК РФ и Закону № 684-96, в связи с чем, не подлежало включению в Перечень на 2021 год.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных ч.2 ст. 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления Общества.

Ошибочный вывод суда первой инстанции о пропуске Обществом установленного ч.4 ст.198 АПК РФ срока на подачу заявления не привел к принятию судом первой инстанции неправильного решения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 05.07.2021 по делу №  А56-22350/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

К.В. Галенкина

 С.А. Нестеров