ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
21 марта 2014 года | Дело № А56-53153/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Кашиной Т.А., Бурденкова Д.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представитель ФИО1 по доверенности от 26.12.2013г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-277/2014 ) открытое акционерное общество "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" (ИНН 1902014500, место нахождения: 655600, респ. Хакасия, г. Саяногорск, Промплощадка) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2013 по делу № А56-53153/2013 (судья Рычагова О.А.), принятое
по иску ОАО "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый завод"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 5381613 руб.
установил:
ОАО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый завод» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее - ответчик) о взыскании 5 381 613 руб. неосновательного обогащения.
Решением суда от 18.11.2013г. в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый завод» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Возражая против отказа в удовлетворении требований, податель жалобы ссылается на необоснованное применение Дополнительных поправочных коэффициентов в размере 1,547 и полагает, что за перевозку грузов по маршруту Камышта Красноярской железной дороги - Новый порт Октябрьской железной дороги надлежало применить коэффициент в размере 1.19, установленный Прейскурантом № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими Железными Дорогами», утверждённым Постановлением ФЭКРоссии от 17.06.2003г. № 47-т/5, ред. от 05.06.2013 (далее - Прейскурант № 10-01).
По мнению подателя жалобы, провозная плата за перевозку грузов, а также размеры поправочных коэффициентов к ней, утверждены государством в лице Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, в связи с чем, ОАО «РЖД» не может устанавливать цены на перевозки, в том числе, и по соглашению сторон, отличные от утвержденных соответствующим государственным органом тарифов.
Гармонизированная номенклатура грузов (ГНГ) применяется для прямых международных грузовых сообщений, в то время как в рассматриваемом случае перевозка 36 спорных вагонов осуществлялась по территории Российской Федерации, в связи с чем, указанный в транспортной железнодорожной накладной код по Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (ЕТСНГ) 331478 (сплавы алюминиевые, первичные), является основанием для применения дополнительного поправочного коэффициента в размере 1,19.
Ссылаясь на позднее предоставление отзыва, истец полагает, что судом нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в переходе из предварительного в судебное заседание без предоставления сторонам возможности высказать мнение относительно готовности дела к судебному разбирательству.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда от 18.11.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец, с учетом ранее сделанных апелляционному суду пояснений, в том числе письменных, в настоящее заседание представителя не направил, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно статье 156 АПК РФ. В судебном заседании ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом, 09.01.2013г. ОАО «РУСАЛ» были предъявлены, а ОАО «РЖД» приняты к перевозке 36 вагонов с грузом «Сплав алюминиевый», с указанием в ЖД накладных кода ЕТСНГ 331478; кода ГНГ 76012000, кода ТН ВЭД 7601201009.
Указанные вагоны следовали, согласно данных ЖД накладных, дорожных ведомостей, представленных в суде первой и апелляционной инстанции, следовавших в непрямом международном сообщении со станции Камышта Красноярской железной дороги до станции Новый Порт Октябрьской железной дороги и далее морским путем в США.
В жд накладных имеется отметки об экспортом характере грузоперевозок.
За услуги по перевозке груза со счета ОАО «РУСАЛ» была списана провозная плата в сумме 8 968 325 руб., что подтверждается перечнями первичных документов и актами оказанных услуг от 20.01.2013г. № 1000009860/2013014, от 25.01.2013г. № 1000009860/2013015, от 31.01.2013г. № 1000009860/2013016.
Расчет провозной платы был произведен перевозчиком на основании Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами», утвержденного Постановлением ФЭК РФ №45-т/5 от 17.06.2003г. с учетом поправочного коэффициента 1,547, указанного в таблице № 4.
Полагая, что при расчете ответчик неправомерно применил повышающий коэффициент 1,547, завысив сумму провозной платы на 5 381 613 руб., истец направил в адрес ответчика претензию от 26.03.2013г. № 49-138/01, содержащую требование о восстановлении на лицевом счете суммы необоснованно списанной провозной платы.
Неисполнение перевозчиком требований истца в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 25 УЖТ РФ при предъявлении груза к перевозке грузоотправитель должен предоставить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов ж.д. транспортом, транспортную ж.д. накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что провозная плата была начислена на станции отправления, исходя их информации указной грузоотправителем за перевозку груза в накладных, а именно - «сплав алюминиевый», код ЕТСНГ 331478, который соответствует наименованию груза – сплавы алюминиевые, а также код ГНГ 76012000, который также соответствует наименованию груза – сплавы алюминиевые.
В соответствии со статьей 790 ГК РФ, статьей 25 УЖТ РФ и пунктом 3.5. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом провозная плата относится к существенным условиям договора перевозки.
В соответствии с п. 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов ЖД транспортом», утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.03 г. № 39 в графе «наименование груза» указывается как наименование груза, так и его код.
В соответствии с п. 2.25 этих же Правил за правильность указанных данных несет ответственность грузоотправитель.
Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ) представляет собой перечень кодов, указываемых в перевозочных документах, в которой сформулирован перечень позиция по наименованиям грузов с присвоением соответствующего года.
Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТСНГ) опубликована в сборнике N 407 Правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта (Москва, 1997), с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с п.п. 2.2.1 Раздела 2 Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" при перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ, а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ. (в ред. Приказов ФСТ России от 09.12.2006 N 355-т/6, от 27.11.2012 N 303-т/3).
В спорном случае, с учетом экспортного назначения груза, истец определил и указал в накладной наименование груза «Сплав алюминиевый» и указал его код в соответствии с перечнем ГНГ и код ЕТСНГ.
Ответчик, основываясь на имеющихся в перевозочных документах сведениях, отражающих сведения о грузе – соответствии с перечнем ГНГ, тарифицировал его по наименованию и коду как «сплав алюминиевый».
Доказательств того, что истец предъявил для перевозки груз иной, чем «Сплав алюминиевый» - нет.
В этой связи ответчик правильно применил коэффициенты платы.
Доводы подателя жалобы в этой связи о том, спорные перевозки не относятся к международным перевозкам, в связи с чем, коэффициент 1,547 применен необоснованно, подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 2 УЖТ РФ к перевозкам в непрямом международном сообщении относятся перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Спорные перевозки являются перевозками в непрямом международном сообщении, о чем свидетельствует наименование станции назначения Новый Порт Октябрьской железной дороги.
В квитанциях о приеме груза, предоставленных истцом имеется отметка «экспорт». В рассматриваемом случае по территории РФ грузы, следующие на экспорт, перевозятся по внутрироссийской накладной, т.к. и станция отправления и назначения находятся на территории РФ.
Поскольку спорный груз следовал в международном сообщении, то истец указал в ж.д. накладной код ГНГ76012000, указание которого обязательно в перевозочном документе.
Согласно Таблице № 4 приложения № 3 к разделу 2 части 1 Прейскуранта 10-01 определяющей условия тарификации металлов цветных и их сплавов к металлам цветным и их сплавам применяется коэффициент 1, 547, за исключением сплавов первичных алюминиевых код ГНГ 76012010. Исключения для сплавов алюминиевых с кодом ГНГ 76012000 (как в спорных отправках) Прейскурантом 10-01 не установлено. Коэффициент 1,19 может быть применен только к грузу, кодированному ЕТСНГ 331478 в совокупности с кодом ГНГ 76012010.
Среди грузов «Сплавы алюминиевые» в ГНГ (что по наименованию соответствует 331478 ЕТСНГ) имеются следующие грузы:
76012000 Сплавы алюминиевые
76012010 Сплавы алюминиевые, первичные
76012091 Сплавы алюминиевые, вторичные
76012091 Сплавы алюминиевые, вторичные, в слитках или в жидком состоянии
76012099 Сплавы алюминиевые, вторичные, прочие
Но только для одного из них кода ГНГ - 76012010 введен коэффициент 1,19.
Сплавы алюминия, кодированные иначе, тарифицируются Прейскурантом 10-01, с коэффициентом 1,547.
Таким образом, из применения общего коэффициента 1, 547, выделен более низкий коэффициент 1.19 только для одного вида груза «сплавы алюминиевые, первичные», код ЕТСН 331478, код ГНГ 76012010.
Довод подателя жалобы о нарушении судом норм процессуального права, подлежит отклонению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 134 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции после принятия заявления к производству выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает сторонам на возможность заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, а также на действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий. На подготовку дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии заявления к производству.
Подготовка дела к судебному разбирательству проводится в срок, определяемый судьей с учетом обстоятельств конкретного дела и необходимости совершения соответствующих процессуальных действий, и завершается проведением предварительного судебного заседания, если в соответствии с настоящим Кодексом не установлено иное (часть 2 статьи 134 АПК РФ).
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 26 постановления от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» дело может быть назначено к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции тогда, когда рассмотрены все вопросы, вынесенные в предварительное заседание, собраны необходимые доказательства и арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлеченных к участию в деле третьих лиц признал, что дело к судебному разбирательству подготовлено.
Явившись в предварительное судебное заседание 28.10.2013г., представитель истца имел возможность представить возражения, заявить ходатайства, в том числе против перехода в основное судебное заседание, а также высказать мнение относительно готовности дела к судебному разбирательству, как об этом указано в жалобе.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно завершил предварительное, открыл судебное заседание и рассмотрел спор по существу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2013 года по делу № А56-53153/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.А. Шестакова | |
Судьи | Т.А. Кашина Д.В. Бурденков |