ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-28163/2022 от 12.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 октября 2022 года

Дело № А56-107340/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Кротова С.М., Серебровой А.Ю.

при ведении протокола судебного заседания:  Воробьевой А.С.

при участии:  согласно протоколу судебного заседания от 12.10.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-28163/2022 )  индивидуального предпринимателя Лыкосовой Елены Алексеевны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2022 по делу № А56-107340/2021, принятое по заявлению: заявитель: индивидуальный предприниматель Лыкосова Елена Алексеевна заинтересованное лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области о признании

установил:

Индивидуальный предприниматель Лыкосова Елена Алексеевна (далее – Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области  (далее – Комитет) о признании недействительным распоряжения от 18.08.2021 № 1707 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов», отрицательного заключения № 29-Р государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленным ИП Лыкосовой Е.А. в аренду для осуществления рекреационной деятельности и обязании Комитета по природным ресурсам Ленинградской области выдать положительное заключение государственной экспертизы.

            Решением от 15.07.2022 в удовлетворении заявления отказано.

            Не согласившись с решением, Предприниматель обратилась с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на нарушения заинтересованным лицом процедуры проведения экспертизы проекта освоения лесов, установленной Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда (далее - Административный регламент N 57) и несоответствие действий Комитета Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержала, представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ИП Лыкосовой Е.А. заключен договор аренды лесного участка, площадью 6,2 га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Житковское участковое лесничество, квартал 22 (выделы 1,2,6).

Участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности.

В Комитет по природным ресурсам Ленинградской области предпринимателем был представлен Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.

Экспертной комиссией, утвержденной распоряжением Комитета от 26.12.2020 № 3565, Проект был рассмотрен и 18.08.2021 вынесено отрицательное заключение № 29 государственной экспертизы освоения лесов на лесном участке, предоставленным ИП Лыкосовой Е.А. для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды от 22.10.2008 № 49/Р-2008-10.

Отрицательное заключение государственной экспертизы утверждено распоряжением Комитета от 18.08.2021 года № 1707.

Не согласившись с распоряжением Комитета и заключением государственной экспертизы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

            Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ).

Порядок проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов установлен Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513 (далее - Приказ № 513).

Согласно пункту 7.1 Приказа № 513 экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: а) соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; б) соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; в) правильность заполнения табличных форм; г) наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; д) правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств, соответствие текста правилам русского языка.

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Приказа № 513).

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1 Приказа № 513).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Состав).

Из пункта 3 Состава следует, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно пункту 7 Состава раздел "Создание лесной инфраструктуры" содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (приложение N 9).

Рассмотрение проектов освоения лесов осуществляется Экспертной комиссией, в состав которой входят должностные лица органа исполнительной власти, независимые эксперты.

Как указано в отрицательном заключении государственной экспертизы, в проекте приведены недостоверные данные о неиспользовании объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, расположенных на арендованном лесном участке и необоснованно не заполнены столбцы 8, 9 Таблицы «Проектируемые мероприятия» и «Год их проведения» таблицы 4.1 Проекта в отношении части существующих объектов, что не соответствует требованиям предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений (Приказ Рослесхоза от 29.02.2012года№69).

Согласно информации, содержащейся в Проекте освоения лесов (далее - Проект), на арендованном лесном участке расположено 8 участков, общей площадью 32 320 кв. м., относящихся к землям населенных пунктов, собственником которых арендатор не является, а именно:

Земельный участок площадью 1200 +/- 12 кв. м., кадастровый номер 47:01:0000000:50877; Земельный участок площадью 1320+/- 13 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1611;

Земельный участок площадью 1200+/- 12 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1605;

Земельный участок площадью 1200+/- 12 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1604; Земельный участок площадью 1200+/- 24 кв.м., кадастровый номер 47:01:1122001:1130;

Земельный участок площадью 1200 +/- 24 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1129;

Земельный участок площадью 5000 +/- 24,7 кв. м., кадастровый номер 47:01:1122001:1128;

Земельный участок площадью 20000 +/- 99 кв.м., кадастровый номер 47:01:1122001:1127 (стр. 6-7 Проекта).

Как пояснил заявитель, указанные в Таблице 4.1 существующие объекты нелесной инфраструктуры расположены на участках, относящихся к землям населенных пунктов, собственником которых арендатор не является; указанные объекты арендатором не возводились и им не используются, в связи с чем, возможность подачи проекта освоения лесов и лесных деклараций, связанных с возведением указанных объектов, у арендатора отсутствовала.

По указанной причине заполнение столбцов 8, 9 Таблицы «Проектируемые мероприятия» и «Год их проведения» не представляется возможным. (стр. 15 Проекта) При сопоставлении информации о существующих объектах, указанных в таблице 4.1 Проекта, с данными публичной кадастровой карты, видно, что некоторые из этих объектов находится вне границ земельных участков, отнесенных к категории земель населенных пунктов.

Из тематической лесной карты (рис.3) Проекта следует, что заявителем планируется к созданию ряд объектов рекреационного значения (дома для временного пребывания отдыхающих), при этом данные объекты будут непосредственно примыкать к уже существующим на арендованном участке объектам (линия электропередачи и трубопровод).

Таким образом, примыкание линии электропередачи и трубопровода к планируемым к созданию домам необходимо для обеспечения функционирования последних.

Согласно пункту 8 Приказа № 69, раздел "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством и содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 10), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Приказ № 69 не содержит положений, устанавливающих, что при отсутствии эксплуатации существующих на арендованном лесном участке объектов, столбцы 8,9 приложения № 10 заполнению не подлежат.

При неиспользовании объектов, существующих на лесном участке, столбцы 8-9 таблицы 4.1 также подлежали заполнению, а именно указанию в них проектируемого мероприятия - эксплуатация не предусмотрена, год проведения - 2021-2028 (срок действия лесохозяйственного регламента).

Согласно пункту 7.1 Приказа № 513, в рамках экспертизы проекта освоения лесов проводится проверка оформления Проекта, в том числе, правильности заполнения табличных форм (пункт в).

Таким образом, Экспертной комиссией при проведении экспертизы были установлены факты, свидетельствующие о неправильности заполнения табличных форм (таблица 4.1.).

В п. 4.1 отрицательного заключения государственной экспертизы указано: в проекте приведены недостоверные данные о неиспользовании существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; информация, отображенная на тематической лесной карте (рис.8), противоречит сведениям таблиц 3.1, 5.2, 7.4.2 Проекта, что не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений (Приказ Рослесхоза от 29.02.2042 года №69).

В частности, на стр. 19, 22 Проекта указано, что пункт сосредоточения противопожарного инвентаря предусматривается в существующем объекте - пост охраны, который в соответствии со сведениями, приведенными в тексте Проекта (стр.15, 44, 47), арендатором не используется.

Кроме того, на тематической лесной карте (рис.8) щит и навес для размещения противопожарного инвентаря отмечены как существующие в объекте - пост охраны, в то время как в таблицах 3.1, 5.2, 7.4.2 Проекта объект «щит и навес для размещения противопожарного инвентаря» указан как проектируемый. Таким образом, имеются противоречия в проекте.

Согласно абзацу 10 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 года № 912 «Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов», профилактические мероприятия проводятся с целью предотвращения формирования очагов вредных лесных организмов и (или) с целью предотвращения нанесения ущерба лесам вредными лесными организмами и осуществляются как на постоянной основе в течение ряда лет, так и в течение одного - двух лет.

Абзац 11 Приказа № 912 устанавливает, что профилактические мероприятия планируются на основании прогноза развития вспышек массового размножения вредных лесных организмов в лесах, в которых прогнозируется формирование очагов, или в случае, когда применение иных мер защиты леса запрещено федеральными законами. Результаты планирования профилактических мероприятий отражаются в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов. Согласно абзацу 12, основанием для назначения профилактических мероприятий являются результаты лесопатологических обследований.

В п. 4.2 экспертизы комиссия указала, что сведений о действующих очагах вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на арендованном лесном участке согласно лесохозяйственному регламенту лесничества не имеется.

При этом арендатором в таблице 5.6.3 Проекта проектируется проведение профилактических биотехнических мероприятий на арендованной лесном участке в 2021-2026 годах.

Проектирование мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования, не соответствует лесохозяйственному регламенту Рощинского лесничества законодательству Российской Федерации (Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 912 "Об утверждении Правил осуществлении мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов").

На стр. 35 Проекта указано, что заявителем предусматривается использовании технологических процессов, исключающих образование загрязненных сточных вод - устройство локальных очистных сооружений (септики).

Из замечания 5 Отрицательного заключения следует, что Экспертной комиссией при проведении экспертизы Проекта выявлено, что использование септиков планируется непосредственно у объектов, как существующих на лесном участке, так и планируемых к созданию, в связи с чем Экспертная комиссия отметила, что информация, указанная на стр. 15,44,47 Проекта, является недостоверной, поскольку использование очистных сооружений имеет под собой смысл только при использовании объектов, создающих загрязнения сточных вод, то есть объектов, как существующих на лесном участке, так и планируемых к созданию.

Таким образом, заявителем при заполнении табличных форм 4.1, 7.4.2,7.4.3 допущены ошибки.

Согласно пункту 10 Приказа № 69, раздел "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит следующие данные: ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Так, в замечании 5 также содержится информацию о том, что согласно тематической лесной карте (рис. 5), которая представляет собой пространственное размещение мероприятий по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов, на лесном участке планируется размещение искусственного гнездовья и кормушек для птиц, тогда как в таблице 6.5 информация о данных мероприятиях отсутствует.

Тематическая лесная карта представляет собой пространственное размещение тех объектов, создание которых запланировано в ведомости, в связи с чем, данные структурные элементы должны соответствовать друг другу.

В нарушение данного пункта заявитель при разработке проекта освоения лесов не указал в ведомости лесотаксационных выделов мероприятия, связанные с размещением искусственных гнездовий и кормушек для птиц, которые отображены на рис. 5 проекта освоения лесов, что является нарушением порядка заполнения табличной формы, предусмотренной Приказом № 69.

Заявитель ошибочно указал на указанной тематической лесной карте (рис. 5) объекты, не предусмотренные ведомостью лесотаксационных выделов, что в таком случае является нарушением правильности оформления тематической лесной карты.

Комиссия, рассмотрев проект освоения лесов, сделала вывод о том, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, их объемы и содержание не соответствуют целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту Рощинского лесничества, лесному плану Ленинградской области, законодательству Российской Федерации, договору аренды лесного участка от 22.10.2008 года №49/Р-2008-10; проект освоения лесов не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений; в проекте освоения лесов приведены недостоверные сведения о неиспользовании объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, расположенных на арендованном лесном участке.

Экспертная комиссия предложила предпринимателю разработать проект освоения лесов в соответствии: с лесохозяйственным регламентом Рощинского лесничества законодательством Российской Федерации, договором аренды лесного участка от 22.10.2008 года №49/Р-2008-10; с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской Федерации к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений; представить проект освоения лесов на повторную государственную экспертизу.

Вместе с тем, по мнению апелляционного суда, расхождение в формулировках при заполнении табличных форм в отношении одних и тех же объектов могло быть устранено в порядке устранения замечаний в соответствии с пунктом 7.1. Приказа № 513 и пункта 3.20 Приказа № 57, так как допущенные неточности и несоответствия в формулировках в двух табличных формах не свидетельствуют о нарушениях, не соответствующих целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, и является основаниям для принятия отрицательного заключения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 15.07.2022  по делу №  А56-107340/2021   отменить.

Признать недействительным распоряжение Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 18.08.2021 № 1707 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов», отрицательного заключения № 29-Р государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленным ИП Лыкосовой Е.А. в аренду для осуществления рекреационной деятельности.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области повторно рассмотреть представленный индивидуальным предпринимателем Лыкосовой Еленой Алексеевной материалы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды от 22.10.2008 № 49/Р-2008-10.

Взыскать с Комитета по природным ресурсам Ленинградской области 300, 00 руб. расходов по государственной пошлине по иску, 150,00 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

С.М. Кротов

А.Ю. Сереброва