ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-28250/2014 от 21.01.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 февраля 2015 года

Дело № А21-6628/2014

Резолютивная часть постановления объявлена    января 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбик В.М.

судей  Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.,

при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен,

от ответчика (должника): представителя Галяс Н.Ю., доверенность от 17.01.2014,

от 3-х лиц: 1. представителя Антоновой М.А., доверенность от 30.12.2014,                       2. не явился, извещен,  3. представителя Черкаева Е.В., доверенность от 22.11.2014

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер АП-28250/2014, 13АП-28766/2014 ) Министерства социальной политики Калининградской области, Агентства по имуществу Калининградской области на решение Арбитражного суда   Калининградской области от 09.10.2014 по делу № А21-6628/2014 (судья Ковалев Е.В.), принятое

по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице Территориального управления по Калининградской области

к Агентству по имуществу Калининградской области

3-и лица: 1. Министерство социальной политики Калининградской области                         2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации                              3. ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области"

об обязании передать помещения в собственность Российской Федерации

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее – истец, ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Агентству по имуществу Калининградской области (далее – Агентство, ответчик) об обязании передать в собственность Российской Федерации нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, 63:  1 этаж - №4 - площадью 29,3 кв.м, № 22 - площадью 14,4 кв.м, №25 - площадью 32,3 кв.м, №26 - площадью 15,9 кв.м, №27 - площадью 15,0 кв.м; 4 этаж - №4 – площадью                 11,5 кв.м, №5 - площадью 11,3 кв.м, №6 -площадью 11,4 кв.м, №7 - площадью                 20,5 кв.м, №12 - площадью 10,7 кв.м, №12а - площадью 6,4 кв.м, №126 - площадью 4,8 кв.м, № 12в - площадью 14,3 кв.м, общей площадью 197,8 кв.м.

            Арбитражный суд Калининградской области определением от 06.08.2014 привлек к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области», Министерство социальной политики Калининградской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство).

            Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.10.2014 исковые требования удовлетворены.

            Министерство социальной политики Калининградской области и Агентство по имуществу Калининградской области обжаловали решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.  Податели жалоб сослались на то, что суд первой инстанции не принял во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П, которым установлено, что безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Доводы жалобы мотивированы ссылкой на на пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122). Согласно этому пункту передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, обязывающем учитывать наличие волеизъявления субъекта Российской Федерации на передачу имущества в федеральную собственность и наличие предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества в федеральную собственность. Дополнительно податели жалоб указали на постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, согласно подпункту «а» пункта 2 которого для принятия федеральным органом государственной власти решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность необходимо предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта Российской Федерации в федеральную собственность. Кроме того, податели апелляционных жалоб сослались на вступившие в законную силу судебные акты по делу №А21-9323/2011, которыми признано право собственности Калининградской области на административное здание по ул. Клинической, 63, в городе Калининграде.       Заявители жалоб полагали, что в настоящем случае отсутствует необходимое условие передачи имущества - воля передающей стороны, направленная на реализацию наиболее рационального использования имущества в общих (публичных) интересах.

            В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства социальной политики Калининградской области поддержал доводы своей жалобы и доводы жалобы Агентства по имуществу Калининградской области. Представитель Агентства по имуществу Калининградской области поддержал доводы своей жалобы и доводы жалобы Министерства социальной политики Калининградской области. Представитель          ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" против удовлетворения апелляционных жалоб возразил, считая решение законным и обоснованным.

            Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

            Рассмотрев дело, суд установил, что решением исполкома Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от 26.03.1970 №98 Областному отделу социального обеспечения был отведен земельный участок в Ленинградском районе г. Калининграда по ул. Клинической для строительства административного здания; решением исполкома Калининградского городского Совета депутатов трудящихся 04.01.1974 № 2б утвержден акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию административного здания по начислению и выплате пенсий и пособий по ул. Клинической, 63, полезной площадью 1592 кв.м.

Судом установлено, что приказом областного отдела социального обеспечения от 20.05.1987 № 34 административное здание закреплено с 01.04.1974 за Калининградским областным центром по начислению и выплате пенсий и пособий, который впоследствии был реорганизован в Областной центр пенсий и информатики, затем присоединен к Управлению труда и социального развития администрации области, которое в свою очередь с 27.11.2003 переименовано в Главное управление труда и социального развития администрации области, с 03.10.2005 переименовано в Министерство социальной политики и труда Калининградской области, с 27.02.2010 – в Министерство социальной политики Калининградской области.

            Суд также установил, что на основании договора от 18.08.1998 № 137, заключенного с Комитетом по управлению имуществом Калининградской области, здание передано в оперативное управление Главному управлению труда и социального развития администрации области на неопределенный срок; земельный участок под существующим зданием передан Управлению труда и социального развития администрации области на основании постановления мэра г. Калининграда от 03.12.1998 № 4039 сроком на 49 лет по договору от 11.06.1999 № 002383, зарегистрированному в установленном законом порядке.

На основании постановления главы администрации (губернатора) Калининградской области от 31.10.1997 № 890 «О государственной службе медико-санитарной экспертизы» была создана Государственная служба медико-социальной экспертизы, которой на основании договора безвозмездного пользования имуществом от 18.05.2002 № 385-БП в безвозмездное пользование передана часть здания площадью 169,7 кв.м (4 кабинета на первом этаже и 5 кабинетов на четвертом этаже); на основании постановления администрации Калининградской области от 30.12.2004 № 628 Государственная служба медико-социальной экспертизы ликвидирована, на основании пункта 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 №1646-р спорными помещениями безвозмездно стало пользоваться созданное Федеральное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» (Учреждение).

            Основанием для обращения истца в суд с настоящим иском явился отказ Агентства в передаче помещений, занимаемых Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области», в собственность Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

            Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

            Изложенные в обжалуемом решении выводы апелляционный суд полагает правомерными, соответственно, считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

            Как следует из статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

            Подведомственные Росздраву федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы – главные бюро медико-социальной экспертизы созданы, в том числе – Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области», на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 № 1646-р.

            Согласно пункту 5.1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 327 имущество Федерального бюро находится в федеральной собственности, принадлежит Федеральному бюро на праве оперативного управления и отражается на его самостоятельном балансе.

            Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» в настоящее время занимает помещения,  являющиеся собственностью Калининградской области: 1 этаж - кабинеты №№ 102, 103, 104, 106, 109, 116; 4 этаж - кабинеты 400-402, 409-412, расположенные по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, 63, общей площадью 197,8 кв.м. Факт использования данных помещений Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» для осуществления своих полномочий подтвержден решением Арбитражного суда Калининградской области по делу №А21-9323/2011 и материалами дела Калининградского Областного суда № 71-Г06-30.

            Доводы жалоб о наличии согласия собственника и воли передающей стороны как необходимых условий безвозмездной передачи имущества субъектом Российской Федерации в федеральную собственность подлежат отклонению.

            Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П, по смыслу статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть 2), 55 (часть 3), 71 (пункт «д»), 72 (пункт «г» части 1), 73 Конституции Российской Федерации право собственности субъектов Российской Федерации может быть ограничено, если такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и по своему характеру соразмерно тем конституционно значимым целям, ради которых оно вводится. Федеральным законом, разграничивающим государственную собственность и устанавливающим порядок передачи имущества в результате разграничения публично-властных полномочий, должен быть обеспечен баланс интересов Российской Федерации и ее субъектов.

            Суд первой инстанции исходил из того, что по смыслу правовой позиции процесс безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов органов государственной власти Российской Федерации и их фактическую заинтересованность в соответствующем объекте для решения вопросов государственного значения, включая возможность финансовой поддержки на содержание передаваемого имущества.

            Согласно нормам Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ нахождение спорного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

            В настоящем случае полномочия разграничены, что подтверждено постановлением администрации Калининградской области от 30.12.2004 № 628, которым ликвидирована Государственная служба медико-социальной экспертизы,                и распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 № 1646-р о создании подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

              Как следует из фактических обстоятельств, спорное имущество использует Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы» в пределах его компетенции, что в силу  положений Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003                  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также свидетельствует о том, что спорные помещения подлежат отнесению к федеральной собственности.

            Таким образом, апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что спорные помещения подлежат передаче в собственность Российской Федерации.

            Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нормы процессуального права не нарушены.

            При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемого решения отсутствуют, соответственно, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области от 09 октября                   2014 года по делу № А21-6628/2014   оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Горбик

Судьи

Т.А. Кашина

 О.Р. Старовойтова