ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-28500/2014 от 18.02.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 февраля 2015 года

Дело № А56-42600/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      февраля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Шамовой Г.А.

при участии: 

от заявителя: Василенко Л.П. по доверенности от 06.08.2014, Голубев В.В. по доверенности от 18.02.2015;

от заинтересованного лица: Луценко Н.М. по доверенности от 15.01.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-28500/2014 )  Открытого акционерного общества по переработке пластмасс "АЭЛИТА" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2014 по делу № А56-42600/2014 (судья Галкина Т.В.), принятое

по заявлению Открытого акционерного общества по переработке пластмасс "АЭЛИТА"

к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе

об оспаривании предписания

установил:

Открытое акционерное общество по переработке пластмасс "АЭЛИТА" (ОГРН 1024701648157, адрес: 188730, Ленинградская область, Приозерский район, пос.  Сосново, ул. Озерная, 2, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе (адрес: 188760, Ленинградская область, г. Приозерск, ул. Калинина, д. 31, далее Отдел) №27 от 10.04.2014.

            Решением суда от 13.10.2014 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с результатами проведенных лабораторных испытаний, отраженных в протоколах  исследований № 2020 от 10.04.2014, № 3777/1 от 25.06.2014, ввиду отсутствия утвержденной методики измерения уровня звука.

            В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель Отдела возражал против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из  материалов дела, 10.04.2014 Отделом проведена внеплановая проверка деятельности ОАО «АЭЛИТА» по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, п. Сосново, ул. Озерная, д. 2.

            В ходе проверки на производстве отобраны пробы игрушки музыкальный «Рожок» в целях проведения лабораторного исследования на предмет ее соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза (далее – ТР ТС) 008/2011 «О безопасности игрушек» по уровням эквивалентного и максимального шума (протокол взятия проб и образцов от 31.03.2014).

Согласно протоколу лабораторных исследований от 10.04.2014 № 2020 игрушка музыкальный «Рожок» не соответствует требованиям пункта 3.1 TP ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», а именно, уровень эквивалентного шума превышен в 1,2 раза (76 дБа, при норме не более 65 дБа), уровень максимального шума превышен в 1,4 раза (103 дБа, при норме не более 75 дБа).

        По результатам проверки Обществу выдано предписание от 10.04.2014 №27 о приостановлении производства и реализации данной игрушки. Обществу предписано отозвать игрушку из торговой сети, и в срок до 21.04.2014 представить в Отдел сведения об исполнении предписания.

Впоследствии на основании результатов лабораторных исследований ФБУЗ «ЦГиЭ в Ленинградской области» составлено экспертное заключение от 15.08.2014 № 31, согласно которому образец игрушки (протокол исследований № 2020 от 10.04.2014), был исследован на соответствие требованиям ГОСТа 257790-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» с изменениями и TP ТС «О безопасности игрушек» 008/2011 (пункт  3.2 статьи 4), на уровень звука в игрушке, установленным в приложении 2 к ТР ТС.

Согласно заключению эквивалентный уровень звука игрушки составил 76 дБА при допустимом уровне - для детей до 3 лет не более 6ОдБА, для детей от 3 до 6 лет не более 65 дБА, для детей старше 6 лет не более 70 дБ А; максимальный уровень звука игрушки составил 103 дБА при допустимом уровне - для детей до 3 лет не более 70дБА, для детей от 3 до 6 лет не более 75 дБА, для детей старше 6 лет не более 80дБА.

Общество исполнило предписание, однако, не согласилось с ним и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный орган правомерно выдал Обществу предписание, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что  игрушка музыкальная «Рожок», производимая ОАО «АЭЛИТА», не соответствует требованиям  гигиенической безопасности по уровню звука согласно ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля», ТО 9630-001-03174870-2012 «Игрушки из пластмасс», TP ТС «О безопасности игрушек» (TP ТС 008/2011).

          Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.

          Согласно статье  11 № 52-ФЗ Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. 
   Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 утвержден Технический регламент Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), который распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.

          Согласно части 1 статьи 4 ТР ТС 008/2011 игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, и обеспечивала отсутствие риска:

    - обусловленного конструкцией игрушки;

    - обусловленного применяемыми материалами;

    - связанного с использованием игрушки, который невозможно исключить при изменении конструкции игрушки без изменения ее функции и основных характеристик, замене материала.

     Риск при использовании игрушек должен соотноситься с возрастными особенностями детей.

     Игрушки по органолептическим показателям гигиенической безопасности должны соответствовать требованиям, установленным в приложении 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.

     Пунктом 3.1 Приложения 2 к Техническому регламенту установлено, что эквивалентный уровень звука игрушек, кроме игрушек-моделей для спортивных игр, должен быть:

     для детей до 3 лет - не более 60 дБА;

     для детей от 3 до 6 лет - не более 65 дБА;

     для детей старше 6 лет - не более 70 дБА.

           Производимая Обществом игрушка музыкальная «Рожок» в соответствии с ГОСТом 25779-90 относится к разряду музыкальных духовых игрушек, громкость звука которых определяется силой вдувания воздуха ребенком.

          Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что игрушка музыкальная «Рожок», производимая ОАО «АЭЛИТА», не соответствует требованиям  гигиенической безопасности по уровню звука согласно ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля», ТО 9630-001-03174870-2012 «Игрушки из пластмасс», TP ТС 008/2011. Данный вывод суда основан на представленном в материалы дела экспертном заключении  от 15.08.2014 № 31, составленном на основании результатов лабораторных исследований ФБУЗ «ЦГиЭ в Ленинградской области», изложенных в протоколе испытаний № 2020 от 10.04.2014.

          Однако,  указанные доказательства оцениваются апелляционным судом критически в связи со следующим.

Согласно пункту 2 статьи  ТР ТС 008/2011 методы исследований (испытаний) игрушек устанавливаются в стандартах, включенных в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Согласно Перечню стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований ТР ТС 008/2011 и осуществления оценки подтверждения, соответствия продукции, утвержденному Решением Комиссии таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798, к озвученным игрушкам применяются следующие Стандарты:

┌────┬────────────┬───────────────┬───────────────────────────┬

│ N  │  Элементы  │  Обозначение  │  Наименование стандарта   │

│п/п │технического│  стандарта.   │                           │

│    │ регламента │ Информация об │                           │  

│    │            │   изменении   │                           │

├────┼────────────┼───────────────┼───────────────────────────┼

│ 1  │     2      │       3       │             4             │

├────┼────────────┼───────────────┼───────────────────────────┼

│ 12 │Статья 4,   │ГОСТ 25779-90, │Игрушки. Общие требования  │          

│    │пункты 2,   │изменение N 1  │безопасности и методы      │          

│    │3.1, 3.2    │от 01.06.1992, │контроля                   │          

│    │(абзацы 1 - │изменение N 2  │                           │         

│    │24), 4 и 5  │от 01.06.2002  │                           │          

│    │            ├───────────────┼───────────────────────────┼

│    │            │ГОСТ Р         │Игрушки. Общие требования  │          

│    │            │53906-2010     │безопасности и методы      │          

│    │            │               │испытаний. Механические и  │          

│    │            │               │физические свойства        │          

├────┼────────────┼───────────────┼───────────────────────────┼

│    │Приложение 2│               │                           │                     

│23. │            │Санитарные     │Игрушки и игры.            │          

│    │            │правила и      │Гигиенические требования   │          

│    │            │нормы          │безопасности. Методы       │          

│    │            │2.4.7.14-34-   │контроля. Требования к     │          

│    │            │2003 <*>       │производству и реализации  │          

├────┼────────────┼───────────────┼───────────────────────────┼

│    │Приложение 2│               │                           │          

│47. │            │МУК            │Санитарно-                 │          

│    │            │4.1/4.3.2038-  │эпидемиологическая оценка  │          

│    │            │05 <*>         │игрушек                    │          

├────┼────────────┼───────────────┼───────────────────────────┼

Согласно пункту 2.26 ГОСТа 25779-90 уровень звука издаваемого игрушками (за исключением игрушек-моделей для спортивных соревнований, настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов) должен быть не более 65 дБ.

В силу пункта 2.26.2  ГОСТа 25779-90 уровень звука, издаваемого игрушками, предназначенными для игры на открытом воздухе, должен быть не более 75 дБ. Уровень звука для игрушек, издающих импульсный звук в качестве игрового момента (одиночный выстрел и т.п.), должен быть не более 95 дБ (пункт 2.26.3 ГОСТа 25779-90).

Согласно подразделу 4.21 «Требования к акустическим характеристикам» ГОСТа Р 53906-2010  «Требования к акустическим характеристикам» «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства» (далее ГОСТ Р 53906-2010) требования настоящего подраздела не распространяются в том числе  на игрушки, громкость звука которых определяется силой вдувания воздуха ребенком (свистки, игрушечные духовые инструменты - трубы, флейты и т.п.).  
       В экспертном заключении № 31 от 15.08.2014 и протоколе лабораторных исследований № 2020 от 10.04.2014 в качестве метода исследования, которым руководствовались эксперты при проведении лабораторных испытаний, указаны Методические указания, утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя 19.12.2005. «МУК 4.1/4.3.2038-05. 4.1/4.3. Методы контроля. Химические факторы/физические факторы. Санитарно-эпидемиологическая оценка игрушек. Методические указания» (далее -Методические указания).

 Однако, в данных Методических указаниях отсутствует методика определения уровня звука, извлекаемого из игрушки посредством вдувания воздуха.

Свидетель – эксперт Колесникова Т.А. (протокол от 10.04.2014 № 2020), опрошенная в судебном заседании суда апелляционной инстанции, показала, что  испытание игрушки проводилось по правилам пункта 10.1.1 Методических указаний – в соответствии с предусмотренным назначением, а конкретно - путем вдувания воздуха лицом, проводившим исследование.  

Вместе с тем, результат испытания, проводимого путем вдувания воздуха взрослым человеком, не может быть признан адекватным результату вдувания воздуха ребенком в возрасте от 1 года до 6 лет.

Эксперт Трунова В.Т., составившая экспертное заключение от 15.08.2014 № 31, пояснила, что игрушку не видела и не исследовала.

Согласно подпункту 10.1.2. МУК 4.1/4.3.2038-05 полученные уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука должны соответствовать требованиям, установленным в МСанПиН 001-96 "Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях" (Приложение 6). В Приложении 6 и в МСанПиН 001-96 указаны допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в игрушках для детей, кроме игрушек, издающих импульсный шум, настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов.

Как следует из материалов дела, 21.04.2014 ОАО «АЭЛИТА» направило в адрес Управления технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) запросы исх.№84, 85 с просьбой дать разъяснения, подлежит ли проверке на акустические характеристики игрушки – имитации музыкальных инструментов (такие, как рожок, саксофон, кларнет), если звук издается при вдувании воздуха играющим в мундштук игрушки, если подлежит, то какому типу проверки и с каким ограничением по уровню звука.

Согласно ответу Росстрандарта  от 25.04.2014 исх. № 130-47/1383  в соответствии с пунктом 2.26.1 ГОСТа 25779-90 уровень звука для настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов не определяется. Аналогичным образом пунктом 4.21  ГОСТа Р 53906-2010 требования к акустическим характеристикам не распространяются на игрушки, громкость звука которых определяется силой вдувания воздуха ребенком (свистки, игрушечные духовые инструменты).  Однако в  настоящее время обязательные требования по уровню звука игрушек содержатся в Приложении 2 к ТР ТС 008/2011. При этом  в Перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 008/2011, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 798 в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от  12 декабря 2012 г. № 276, и в Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований ТР ТС 008/2011 от 23 сентября 2011 года  № 798 нет стандартов, которые содержат  нормы и методы определения акустических свойств игрушек.

Таким образом, методики определения уровня звука игрушек, относящихся к разряду музыкальных духовых игрушек, громкость звука которых определяется силой вдувания воздуха ребенком (свистки, игрушечные духовые инструменты и т.д.) на настоящий момент отсутствуют.

По заявке Общества 25.06.2014г. ФБУ здравоохранения Центра гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области проведено исследование игрушки. В соответствии с протоколом лабораторных исследований №3777 от 25.06.2014 эквивалентные уровни звука и максимальные уровни звука не нормируются в соответствии с пунктом  4.21 ГОСТа Р 53906-2010 «Требования к акустическим характеристикам» в отношении игрушек, громкость которых определяется силой вдувания воздуха ребенком (свистки, игрушечные духовые инструменты - трубы, флейты и т.п.).

Впоследствии означенный протокол был отозван и выдан протокол №3777/1, содержащий данные, аналогичные тем, которые отражены в протоколе от 10.04.2014 № 2020. При этом повторное исследование игрушки не проводилось, что вызывает сомнения в обоснованности отраженных в протоколе данных.

В протоколе лабораторных исследований от 10.04.2014 №2020, отсутствуют сведения о средствах измерений, не указаны условия проведения измерений, отсутствует содержание исследований с указанием примененных методов. Ссылка в протоколе на применение Методических указаний не позволяет установить, каким образом эксперт проводил исследование, так как, в Методических указаниях отсутствует методика извлечения звука из игрушки посредством вдувания воздуха, а фактически примененная методика (вдувание воздуха взрослым человеком) не предусмотрена Методическими указаниями и  не адекватна вдуванию воздуха ребенком.

В основу оспариваемого предписания от 10.04.2014 № 27 о приостановлении производства и реализации игрушки положен лишь протокол лабораторных исследований от 10.04.2014 № 2020, который, по изложенным выше основаниям, не признан судом доказательством, подтверждающим превышение уровня издаваемого игрушкой звука.

Поскольку иных доказательств, подтверждающих нарушение Обществом требований ТР ТС 008/2011, в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к  выводу об отсутствии у Отдела оснований для выдачи заявителю оспариваемого предписания.

С учетом изложенного, представленные в материалы дела протоколы  и экспертное заключение не могут являться надлежащими доказательствами несоответствия производимой Обществом музыкальной игрушки «Рожок» требованиям ГОСТ 25779-90, ТО 9630-001-03174870-2012, TP ТС 008/2011.

В соответствии частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене с вынесением нового судебного акта о признании недействительным предписания Отдела.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 13.10.214 по делу №  А56-42600/2014   отменить.

Признать недействительным предписание Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе от 10.04.2014 № 27.

Взыскать с Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе в пользу  открытого акционерного общества по переработке пластмасс "АЭЛИТА" 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

А.Б. Семенова

 Е.А. Сомова