ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-28721/2014 от 09.02.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 февраля 2015 года

Дело № А42-5846/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      февраля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Сомовой Е.А.

судей  Борисовой Г.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Мак Ю.В. (до перерыва), Шамовой Г.А. (после перерыва)

при участии: 

от заявителя: Полина А.В. по доверенности от 27.01.2015

от ответчика: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-28721/2014 )  Северо-Европейского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора на решение  Арбитражного суда   Мурманской области от 27.10.2014 по делу № А42-5846/2014 (судья Зыкина Е.А.), принятое

по заявлению Северо-Европейского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора

к ООО "Север-Проммонтаж"

о привлечении к административной ответственности

установил:

Северо-Европейское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Северо-Европейское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора) в лице Мурманского отдела инспекций за радиационно опасными объектами (далее – Мурманский отдел инспекций, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Север-Проммонтаж» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 27.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Представитель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие его представителя.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в адрес Северо-Европейского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора открытым акционерным обществом «Центр судоремонта «Звездочка» 16.04.2012 было направлено извещение № 872-43/2-32 о начале реконструкции объекта капитального строительства «Площадка для временного хранения твердых радиоактивных отходов» по адресу: г. Снежногорск-2 Мурманской области, являющегося объектом использования атомной энергии.

В соответствии с программой проведения проверок реконструкции объекта капитального строительства «Площадка для временного хранения твердых радиоактивных отходов», на основании распоряжения руководителя от 25.06.2014 № 175-рп, в период с 07.07.2014 по 11.07.2014 сотрудниками Северо-Европейского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора проведена комплексная выездная проверка в отношении:

заказчика (застройщика) ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», филиала «Судоремонтный завод «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка»,

генерального подрядчика ОАО «Кольское предприятие «ЭлектроРадиоАвтоматика» (ОАО «Кольское предприятие ЭРА»),

иных лиц, осуществляющих строительство (подрядных организаций, выполняющих работы, подлежащие проверке) и подготовку проектной (рабочей) документации (генерального проектировщика и иных проектных организаций, осуществляющих подготовку проектной (рабочей) документации).

В ходе проверки было установлено, что на объекте капитального строительства «Площадка для временного хранения твердых радиоактивных отходов» проводятся работы по капитальному строительству (общестроительные, механомонтажные и электромонтажные). На момент проверки были выполнены наружные сети хозяйственно-питьевого и противопожарного водопровода (сети испытаны, не промыты); сети электроснабжения до трансформаторной подстанции 2-КТПНУ-1600 №2, которая к началу проверки завершена строительством с получением разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки; возведен фундамент технологического корпуса – монолитные столбчатые ж/б фундаменты под колонны; возводился металлический каркас производственного одноэтажного 2-пролетного корпуса (технологический и складской пролеты); выполнялся фундамент бытовой пристройки – буронабивные сваи; велся монтаж ограждающих конструкций из стеновых и кровельных сэндвич - панелей.

К выполнению работ на площадке на основании договора подряда от 01.10.2013 №37/10 привлечено ООО «Север – Проммонтаж», имеющее свидетельство СРО №0597.03-2010-5193411885-С-003 от 12.12.2013, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, - Некоммерческим партнерством «Объединение строителей Санкт-Петербурга», с допуском к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложны объекты, кроме объектов использования атомной энергии. ООО «Север – Проммонтаж» осуществляло работы по монтажу металлического каркаса и ограждающих конструкций производственного корпуса пункта временного хранения твердых радиоактивных отходов, что подтверждается записями в общем журнале работ № 872-43/2-9, в общем журнале работ №б/н, начатого 10.01.2014, в журнале сварочных работ № 103.

Лицензия Ростехнадзора на сооружение объекта использования атомной энергии (хранилища радиоактивных отходов) ООО «Север – Проммонтаж» не представлена.

Результаты проверки оформлены актом от 11.07.2014 № 11-67/242.

Установив, что при проведении работ в области использования атомной энергии ООО «Север – Проммонтаж» осуществляло деятельность по сооружению пункта временного хранения твердых радиоактивных отходов в отсутствие лицензии Ростехнадзора на сооружение хранилищ радиоактивных отходов, государственный инспектор Мурманского отдела инспекций 31.07.2014 составил в отношении Общества протокол № СЕ-03.5-01/2014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ Мурманский отдел инспекций обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.

Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом.

Согласно статье 26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее – Закон №170-ФЗ) в указанном Федеральном законе под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ.

Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

Порядок лицензирования, в том числе порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий), устанавливается Правительством Российской Федерации.

При принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или об изменении условий действия разрешения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (далее - экспертиза). Экспертиза организуется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности и проводится за счет средств соискателя лицензии или лицензиата.

Таким образом, обязанность иметь лицензию на право ведения работ в области использования атомной энергии возложена только на эксплуатирующие организации, а также организации, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии, перечень которых указан в статье 26 Закона №170-ФЗ.

Согласно статье 34 Закона №170-ФЗ под эксплуатирующей организацией понимается организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

Согласно статье 37 Закона №170-ФЗ под организацией, выполняющей работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации понимается организация, осуществляющие научные исследования и изыскания, проектирование, сооружение и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, конструирование и изготовление для них оборудования, проведение иных работ и предоставление иных услуг в области использования атомной энергии, обеспечивают выполнение работ и предоставление услуг в таком объеме и такого качества, которые отвечают нормам и правилам в области использования атомной энергии, и несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг в течение всего проектного срока службы ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения или изготовления для них оборудования.

При прекращении деятельности организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии для эксплуатирующей организации, ответственность, предусмотренная по всем видам деятельности таких организаций, возлагается на другую организацию, признанную соответствующим органом управления использованием атомной энергии.

Как установлено судом, ООО «Север-Проммонтаж» на основании договора подряда №37/10, заключенного с ОАО «Кольское предприятие» ЭлектроРадиоАвтоматика» от 01.10.2013 приняло на себя обязательства по монтажу металлического каркаса и ограждающих конструкций производственного корпуса ТРО. Гарантийный срок качества работ составляет 12 месяцев (пункт 9.2 договора). Качество выполняемых подрядчиком работ должно соответствовать требованиям СНиП, ГОСТ, территориальным строительным нормам, технической документации и условиям настоящего договора и приложений к нему (пункт 9.1 договора).

Согласно представленному в материалы дела свидетельству о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства включая опасные и особо опасные и технически сложные объекты от 12.12.2013 ООО «Север-Проммонтаж» имеет допуск к осуществлению следующих видов работ: 10 монтаж металлических конструкций, 10.1 монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, 10.5 монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций.

В силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ в числе прочих выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, с которым закон связывает возникновение правоотношений.

Обязанность доказывания законности оснований привлечения юридического лица к административной ответственности в силу требований части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложена на административный орган.

Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, материалами дела подтверждается лишь выполнение Обществом общестроительных работ, доказательств того, что ООО «Север-Проммонтаж» относится к эксплуатирующим организациям, к организациям, выполняющим работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации в том смысле, который им придается статьями 26, 34 и 37 Закона №170-ФЗ – не представлено.

Данное лицо применительно к объекту капитального строительства «Площадка для временного хранения твердых радиоактивных отходов» не осуществляет ни одного из видов деятельности, указанного как в статье 26, так и в статье 37 Закона №170-ФЗ, в том числе таких видов как сооружение пунктов хранения их конструирование как объектов использования атомной энергии в целом либо проведение иных работ в области использования атомной энергии, качество которых отвечало бы нормам и правилам в области использования атомной энергии. Кроме того, административным органом не учтено, что лицензию на сооружение объекта капитального строительства «Площадка для временного хранения твердых радиоактивных отходов» по адресу: г. Снежногорск-2 Мурманской области, то есть объекта использования атомной энергии объекта имеет ОАО «Кольское предприятие «ЭлектроРадиоАвтоматика» (лицензия от 28.03.2012 на сооружение комплексов, имеющих региональное значение, предназначенных для хранения радиоактивных отходов, в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующим организациям), которое является генеральным подрядчиком.

Доказательств того, что при производстве Обществом осуществляемых им работ, необходимо обеспечить какие-то специальные условия безопасного осуществления деятельности, а также качества выполняемых работ и предоставляемых услуг, отвечающих федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, условия безопасного прекращения деятельности, то есть соблюдать требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соответствующие требования в области использования атомной энергии к материалам и технологиям монтажа конструкций, суду не представлено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Мурманской области   от 27.10.2014 по делу          №  А42-5846/2014   оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Сомова

Судьи

Г.В. Борисова

 И.Б. Лопато