ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-29106/2021 от 19.10.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 декабря 2021 года

Дело № А56-18071/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   октября 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии: 

от заявителя: предст. ФИО2 – доверенность от 13.01.2021

от заинтересованного лица: предст. ФИО3 – доверенность от 20.10.2020

от третьего лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-29106/2021 ) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2021 по делу № А56-18071/2021 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по заявлению Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Гавань авто»

об оспаривании решения и предписания

установил:

Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – заявитель, Заказчик, Главное управление Росгвардии по СПб и ЛО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, Санкт-Петербургское УФАС) решения и предписания от 16.02.2021 по делу № 44-661/21.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Гавань авто» (далее – Общество, ООО «Гавань авто»).

Решением суда первой инстанции от 09.07.2021 заявленные Главным управлением Росгвардии по СПб и ЛО требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Санкт-Петербургское УФАС направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 09.07.2021 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Податель жалобы указывает на то, что 01.01.2020 вступили в силу изменения в часть 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), исходя из которых заказчики при проведении закупки работ и услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, и указание на товарный знак, если товар не передается заказчику по товарной накладной или акту, товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п, используемые при выполнении работ (оказании услуг), без которых невозможно выполнить такую работу (услугу). Податель жалобы указывает на то, что перечень товаров, приведенный в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации об аукционе, на которые ссылается Заказчик, определяя данные товары как «поставляемые», может полностью не применяться при исполнении контракта по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, так и применяться в полном объеме или частично, что зависит от проведения тех или иных работ в случае возникновения необходимости. Как указывает податель жалобы, из совокупности положений проекта государственного контракта следует, что запасные части и материалы не подлежат отдельной передаче, а учитываются по приемо-сдаточным листам одновременно с предоставлением акта выполненных работ, оплата таких товаров вне рамок оплаты выполненных работ также не предусмотрена. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не исследован довод Управления о необходимости применения положений законодательства о соблюдении национального режима в порядке, установленном статьей 14 Закона № 44-ФЗ; извещение о проведении аукциона не содержит сведений об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 в отношении товаров «Аккумуляторная батарея», обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупки в Документации об аукционе также отсутствует, что свидетельствует, по мнению подателя жалобы, о том, что в рамках рассматриваемой закупки не предусмотрена поставка товара. Таким образом, по мнению подателя жалобы, Заказчиком в Документации об аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении сведений о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ, в составе первой части заявки, что свидетельствует о нарушении части 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

ООО «Гавань авто» извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Главное управление Росгвардии по СПб и ЛО (Заказчик) 04.02.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru разместило извещение № 0172400000221000002 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту в период гарантийного и после гарантийного сроков эксплуатации специальных автобусов, легковых и грузовых автомобилей Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

ООО «Гавань авто» направило в Санкт-Петербургское УФАС жалобу (вх. №4592-ЭП/21 от 10.02.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона по извещению № 0172400000221000002, в которой Общество ссылалось на неправомерное установление Заказчиком требований об указании в первой части заявки конкретных показателей товаров, поскольку объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту.

Решением Санкт-Петербургского УФАС от 16.02.2021 по делу № 44-661/21 жалоба ООО «Гавань авто» признана обоснованной; в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

Управлением также выдано предписание от 16.02.2021 по делу № 44-661/21 об устранении нарушений законодательства о закупках, которым Заказчику предписано устранить нарушения части 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и с этой целью: отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0172400000221000002;  вернуть заявки участникам аукциона с номером извещения 0172400000221000002; внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания; продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ; провести процедуры закупки с номером извещения 0172400000221000002 в соответствии с законодательством о контрактной системе

Не согласившись с указанными решением и предписанием Санкт-Петербургского УФАС, Главное управление Росгвардии по СПб и ЛО  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 09.07.2021 в связи со следующим.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе

В силу части 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2020) предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Как следует из материалов дела, объектом закупки по извещению №0172400000221000002 является заключение договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту в период гарантийного и после гарантийного сроков эксплуатации специальных автобусов, легковых и грузовых автомобилей Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Частью I «Общие условия проведения аукциона в электронной форме» Документации об аукционе предусмотрены следующие положения:

Пункт 6.2.8. Предложение участника в отношении объекта закупки, указанного в части III (Техническое задание) документации и приложении к части III (Техническое задание) документации должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара.

Пункт 6.2.10. Конкретные показатели товара должны соответствовать значениям, установленным в части III (Техническое задание) документации и приложении к части III (Техническое задание) документации.

Пункт 6.3. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям документации».

Частью III «Техническое задание» Документации об аукционе установлены аналогичные требования: «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении № 1 и указание на товарный знак (при наличии), а также наименование страны происхождения товара».

Описание объекта закупки установлено Заказчиком в Приложении № 1 «Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, количество товара. Расчет начальной суммы цен единиц запасных частей и единиц работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту» к Техническому заданию Документации об аукционе. Данный раздел документации содержит сведения о каталожных номерах запасных частей и расходных материалов для автотранспортных средств определенных производителей («КАМАЗ», «УАЗ», «ПАЗ» и др.), а также описание показателей таких товаров как «Аккумуляторная батарея» и «Автомобильная шина».

Управление пришло к выводу о том, что Заказчиком в Документации об аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении в составе первой части заявки сведений о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ, что свидетельствует о нарушении Заказчиком части 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает правомерным установление Заказчиком в Документации об аукционе требования об указании в первой части заявки конкретных показателей в отношении поименованных в Приложении № 1 к Техническому заданию товаров в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, предметом спорной закупки является выполнение работ не только по техническому обслуживанию, но и ремонту в период гарантийного и после гарантийного сроков эксплуатации специальных автобусов, легковых и грузовых автомобилей.

Как следует из пунктов 2.3 и 2.4 части III «Техническое задание» работы по ремонту транспортных средств выполняются в случае необходимости с заменой вышедших из строя запасных частей.

В пункте 5 части II «Информационная карта электронного аукциона», пункте 1.6 части III «Техническое задание» отдельно указана начальная сумма цен единиц запасных частей. В Приложении № 1 к Техническому заданию также указана конкретная цена товаров (запасных частей).

При этом в пункте 2.4 Контракта предусмотрено, что цена основных запасных частей, используемых при выполнении работ, определяется в соответствии с Приложением № 1 к Контракту, является твердой и не может изменяться в сторону увеличения в ходе исполнения Контракта.

Пунктом 7.10 Контракта предусмотрено, что в случае необходимости замены узлов и агрегатов, Исполнитель по согласованию с Заказчиком устанавливает новые запасные части и агрегаты по ценам, указанным в Приложении № 1 к Контракту с учетом понижающего коэффициента победителя, установленного по результатам проведения аукциона.

Исходя из пункта 8.2 Контракта, наименование и количество использованных при выполнении работ запасных частей и их стоимость указываются отдельно в акте приема-сдачи выполненных работ (Приложение № 4 к Контракту) и в приемо-сдаточных листах (Приложение № 5 к Контракту) по каждому транспортному средству. 

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, положения Документации об аукционе, включая Техническое задание и Проект государственного контракта предусматривают фактически смешанную закупку работ по ремонту автотранспорта с поставкой запасных частей.

Позиции запасных частей «Аккумуляторная батарея» и «Автомобильная шина», подлежат принятию к бухгалтерскому учету (пункт 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Кроме того, отсутствие конкретных показателей и товарных знаков на товары по позициям «Аккумуляторная батарея» и «Автомобильная шина» повлечет за собой нарушение их приемки и отражения в соответствующих Карточках учета по забалансовому счету 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных», в нарушении приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н и учетной политики заявителя, утвержденной приказом Главного управления Росгвардии по СПб и ЛО от 18.07.2018 № 264.

При этом пунктом 2.4 части III «Техническое задание» и пунктом 7.11 Контракта установлен перечень расходных и вспомогательных материалов не поставляемых, а именно используемых при выполнении работ - фильтры, воронки, салфетки, укрывочный материал, преобразователь ржавчины, изолента, обезжириватели, технические смазки, отрезные круги, электроды, сварочная проволока и другие материалы, средства индивидуальной защиты, которые не подлежат бухгалтерскому учёту, не передаются заказчику по акту приема-сдачи выполненных работ. В отношении указанных расходных и вспомогательных материалов не требуется указание их конкретных характеристик в первой части заявки и участники закупки в соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ предоставляют только согласие на выполнение работ на условиях Документации об аукционе.

При таких обстоятельствах в Документации об аукционе Заказчиком правомерно в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона установлено требование об указании в первой части заявки конкретных показателей в отношении поименованных в Приложении № 1 к Техническому заданию поставляемых при выполнении ремонтных работ товаров (запасных частей).

Тот факт, что не все поименованные в Приложении № 1 к Техническому заданию поставляемые товары (запасные части) будут применяться при исполнении контракта по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, а также неприменение Заказчиком положений статьи 14 Закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства в отношении товаров «Аккумуляторная батарея» не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований частей 3 и 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и не подтверждает, что поименованные в Приложении № 1 к Техническому заданию товары (запасные части) не являются поставляемыми.

Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Документации об аукцион требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников в материалы дела не представлено.

Установление Заказчиком требований к конкретным показателям товаров, поставляемых при выполнении работ, не противоречит Закону № 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Заказчик исполнил требования части 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, установив предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ требования к составу первых частей заявок, в связи с чем признал недействительными решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС от 16.02.2021 по делу № 44-661/21.

Нарушения норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 09.07.2021 не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 июля 2021 года по делу №  А56-18071/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

 Н.И. Протас