ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-29192/2021 от 14.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 декабря 2021 года

Дело № А56-125873/2019

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баженовой Ю.С.

судей  Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Вороной Б.И.

при участии: 

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

от третьего лица: представитель ФИО1 по доверенности от 14.12.2020;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-29192/2021 ) общества с ограниченной ответственностью «Порт Высоцкий» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2021 по делу № А56-125873/2019, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Порт Высоцкий» (188909, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (188800, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

третье лицо:  общество с ограниченной ответственностью «Технотранс»

о признании незаконным отказа, об обязании завершить процедуру предоставления земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Порт Высоцкий» (далее – Заявитель, Порт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (далее – Ответчик, Комитет) о признании незаконным отказа Комитета в проведении аукциона по предоставлению земельного участка площадью 21 579 кв.м., кадастровый номер 47:01:0301002:108, выраженного в письме от 20.11.2019 №А-10623, об обязании Комитета завершить процедуру предоставления земельного участка площадью 21 579 кв.м. с кадастровым номером 47:01:0301002:108 на торгах в порядке, предусмотренном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 11.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Технотранс» (далее –Третье лицо, Общество).

Решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2021 отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с решением суда, Порт обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении дела были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу и осуществлено неправильное истолкование закона, что привело к принятию неправильного решения.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Порт и Комитет, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.

04.03.2019 Порт обратился в Администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении сформированного участка Порту для расширения территории угольного терминала и строительства объектов.

Постановлением от 20.05.2019 №1661 Администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложила на Комитет обязанность по выполнению в отношении участка кадастровых работ и осуществлению государственного кадастрового учета.

Постановлением Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 05.09.2019 № 3545 было принято решение провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка Лот-5, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Высоцк, площадью 21 579 кв.м., кадастровый номер 47:01:0301002:108, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенный вид использования – склады (извещение № 200919/0138258/01 от 20.09.2019) (далее – Лот-5).

На официальном сайте для размещения информации www.torgi.gov.ru 20.09.2019 Комитетом опубликовано извещение № 200919/0138258/01 о проведении открытого аукциона. Дата окончания приема заявок: 20.09.2019, дата проведения аукциона: 23.10.2019.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба на действия организатора торгов – Комитета при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка Лот-5.

Распоряжением Комитета от 10.10.2019 № 591-Р аукцион на право заключения договора аренды земельного участка Лот-5 был приостановлен.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17.10.2019 № Р/03/01-53 жалоба ООО «ГосТендер» признана обоснованной, Комитету 17.10.2019 выдано предписание № П/03/01-07 в срок до 31.10.2019 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно:

- отменить открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка Лот-5,

- в случае повторного проведения аукциона разработать извещение, документацию об аукционе в соответствии с действующим законодательством, а также с учетом принятого Управлением решения.

Распоряжением Комитета от 17.10.2019 №622-р проведение аукциона было отменено. При этом в письме от 20.11.2019 №А-10623 Комитет разъяснил Обществу, что спорный участок не может быть предметом аукциона ввиду наличия обстоятельств, предусмотренных подпунктом 15 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Полагая отказ в проведении аукциона, изложенный в письме Комитета от 20.11.2019  №А-10623, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал оспариваемый отказ законным и обоснованным, исходя из того, что в силу прямого указания закона спорный участок не может быть предметом аукциона.

Проверив  законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 15 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок не может быть предметом аукциона, если он предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 18.10.2019 № 475 утвержден проект по строительству «Высоцкого зернового терминала», реализуемого Третьим лицом. Указанный проект включен в Постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 №394 «Об утверждении государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» (далее - Государственная программа).

Государственная программа содержит описание границ землеотвода под проект по строительству «Высоцкого зернового терминала», которое было согласовано письмом Администрации от 25.04.2018 № 3344. Согласно этому документу «Территория «Высоцкого зернового терминала» граничит:

- с севера с земельными участками с кадастровыми номерами 47:01:0301002:20, 47:01:0301002:25 (территория ООО «Порт Высоцкий»);

- с северо-востока с земельным участком с кадастровым номером 47:01:0301002:4 (территория ж.-д. станции Высоцк);

- с востока с земельным участком с кадастровым номером 47:01:0000000:4 (полоса отвода ОАО «РЖД»);

- с юга с земельными участками с кадастровыми номерами 47:01:0301005:41 (территория ООО «Криогаз-Высоцк»), 47:01:0301005:27 (территория ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-И»), 47:01:0301005:34 (территория АО «ЛОЭСК»);

- с запада с акваторией бухты Большая Пихтовая».

Как следует из материалов дела, землеотвод под реализацию программы включает в свои границы земельный участок площадью 21 579 кв.м. с кадастровым номером 47:01:0301002:108.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2021 по делу №А56-118325/2019 отказано в удовлетворении заявления ООО «Порт Высоцкий» к Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании недействительным Постановления Администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 25.10.2019 №4194 об отмене постановления от 05.09.2019 № 3545 МО «Выборгский район» Ленинградской области о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 21579 кв.м., кадастровый номер 47:01:0301002:108 и обязании Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области завершить процедуру предоставления земельного участка площадью 21 579 кв.м., кадастровый номер №47:01:0301002:108 на торгах в порядке, предусмотренном ст.39.11 ЗК РФ.

В рамках указанного дела судами установлены следующие обстоятельства:

- постановлением Правительства Ленинградской области от 18.10.2019 № 475 инвестиционный проект общества с ограниченной ответственностью «Технотранс» «Высоцкий зерновой терминал» (далее - Проект) включен в государственную программу «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» (далее – Государственная программа), а распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 979-р данный проект также включен в схему территориального планирования в области федерального транспорта, утвержденную распоряжением от 19.03.2013 № 384-р;

- территория земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:108 предназначена для размещения зернового терминала;

- включение проекта в схему территориального планирования в области федерального транспорта и Государственную программу являются обстоятельствами, которые в силу норм императивного характера (под.14 и 15 п.8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ) исключают проведение торгов в отношении всех участков, входящих в согласованные Администрацией муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области границы землеотвода под Проект, включая земельный участок с кадастровым номером 47:01:0301002:108.

Согласно ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в силу прямого указания закона спорный участок не мог быть предметом аукциона.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 23.07.2021 по делу №  А56-125873/2019  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

С.А. Нестеров

 Н.С. Полубехина