ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-29379/2014 от 04.02.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 февраля 2015 года

Дело № А56-13041/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      февраля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Жиляевой Е.В.

судей  Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2, доверенность от 22.12.2014, ФИО3, доверенность от 03.03.2014,

от заинтересованного лица: 1. ФИО4, доверенность от 12.01.2015, ФИО5, доверенность от 12.01.2015, 2. ФИО5, доверенность от 12.01.2015,

после перерыва: 1. ФИО6 .В.С., доверенность от 12.01.2015, ФИО4, доверенность от 12.01.2015;

от 3-го лица: ФИО7, доверенность от 12.01.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-29379/2014 )  Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербургана решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2014 по делу № А56-13041/2014 (судья Савина Е.В.), принятое

по заявлению ООО "МастерСтройКомпания"

заинтересованные лица: 1) Правительство Санкт-Петербурга, 2) Комитет по строительству Санкт-Петербурга

3-е лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга

о признании незаконным бездействия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «МастерСтройКомпания» (адрес:  Россия 196620, Санкт-Петербург, <...>, литера А, пом. 4-Н, ОГРН: <***>; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (адрес:  Россия 191060, Санкт-Петербург, тер. Смольный; далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: <...> участок 1 (восточнее дома 9-15 литера В по Елизаветинской улице), площадью 6893 кв.м с кадастровым номером 78:42:162208:13, для строительства гостиницы (гостиничного комплекса); об обязании Правительства принять решение о предоставлении ООО «МСК» земельного участка, расположенного по адресу: <...> участок 1 (восточнее дома 9-15 литера В по Елизаветинской улице), площадью 6 893 кв.м с кадастровым номером 78:42:162208:13, для строительства гостиницы (гостиничного комплекса), путём издания соответствующего постановления в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 26.06.2014 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга (адрес: Россия 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (адрес:  Россия 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, 2; далее - КГА).

Решением от 21.10.2014 признано незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «МастерСтройКомпания» земельного участка площадью 6893 кв.м с кадастровым номером 78:42:162208:13, расположенного по адресу: <...> участок 1 (восточнее дома 9-15 литера В по Елизаветинской улице),  для строительства гостиницы (гостиничного комплекса). Суд обязал Правительство Санкт-Петербурга  принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «МастерСтройКомпания» земельного участка площадью 6893 кв.м с кадастровым номером 78:42:162208:13, расположенного по адресу: <...> участок 1 (восточнее дома 9-15 литера В по Елизаветинской улице), для строительства гостиницы (гостиничного комплекса), путём издания соответствующего постановления в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, Правительство и Комитет по строительству обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податели ссылаются на то обстоятельство, что на момент обращения Общества с заявлением градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу №3-311/10. В связи с изложенным, у органов власти отсутствовала возможность определить вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Также податели жалобы указывают, что Обществом не было получено в установленном статёй 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка.  Кроме того, Комитет по строительству и Правительство полагают принятое судом решение неисполнимым, поскольку для принятия решения о предоставлении земельного участка необходимо получение актуальной информации о плате за подключение.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители Правительства и Комитета по строительству поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Представитель третьего лица поддержал позицию Правительства и Комитета по строительству.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 21.01.2008  ООО «МастерСтройКомпания» обратилось в Санкт-Петербургское государственное учреждение «Управление инвестиций» с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...> участок 1 (восточнее дома 9-15, литера В, по Елизаветинской улице) для строительства предполагаемого результата инвестирования - гостиницы (гостиничного комплекса) с потребностью в земельных ресурсах 6 890 кв.м и сроком реализации проекта - 24 месяца, с предварительным согласованием места размещения объекта.

16.07.2008 в отношении земельного участка площадью 6906 кв.м  проведён кадастровый учёт с присвоением кадастрового № 78:42:16208:9, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 16.07.2008  № 5699. В пункте 16 кадастрового плана указаны особые отметки: площадь ориентировочная подлежит уточнению при межевании.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 № 1297 «О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: <...> участок 1 (восточнее дома 9-15 литера В по Елизаветинской улице)» ООО «МастерСтройКомпания» предоставлен земельный участок площадью 6 906 кв.м, кадастровый номер 78:42:16208:9 для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства гостиницы (гостиничного комплекса).

В соответствии с указанным Постановлением от 21.10.2008 между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключён договор от 27.11.2008                           № 24/ЗКИ-02101 аренды указанного земельного участка, предоставляемого для проведения изыскательских работ, в целях определения возможности проектирования и строительства гостиницы (гостиничного комплекса). Пунктом 3.1. договора установлен срок его действия с 27.11.2008  по 26.10.2009.

В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006  № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка рассмотрен Комиссией по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга (протокол от 11.11.2009 № 20).

С учётом результатов публичных слушаний по вопросу предоставления, разрешения на условно разрешённый вид использования, Комиссией подготовлены рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования «для размещения гостиниц» (код 11800), для земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, <...> участок 1 (восточнее дома 9-15 литера В по Елизаветинской улице).

Распоряжением КГА от 21.12.2009 № 3991 утверждён условно разрешённый вид использования земельного участка «для размещения гостиниц» (код 11800).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2010 № 469 «О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: <...> участок 1 (восточнее дома 9-15 литера В по Елизаветинской улице)» ООО «МастерСтройКомпания»  предоставлен земельный участок площадью 6 906 кв.м., кадастровый номер 78:42:16208:9, для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства гостиницы (гостиничного комплекса). Ранее принятое Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008  № 1297 признано утратившим силу.

На основании названного Постановления Правительства Санкт-Петербурга указанный участок предоставлен Обществу по договору аренды от 18.05.2010                      № 24/ЗКИ-02204 для проведения изыскательских работ.

Во исполнение указанного договора Общество провело изыскательские работы на земельном участке с целью определения возможности проектирования и строительства указанного объекта.

По результатам проведения землеустроительных работ уточнена площадь земельного участка, которая уменьшилась и составила 6893 кв.м.

Распоряжением КГА от 07.07.2010 № 134-пр  «Об утверждении проекта границ земельного участка» утверждён проект границ вышеуказанного земельного участка для предоставления на инвестиционных условиях.

Распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 28.12.2010             № 2541 утверждён акт выбора названного земельного участка площадью 6893 кв.м для строительства гостиницы (гостиничного комплекса), выполненный на основании комплекта инженерно-градостроительной документации.

Утверждённым распоряжением от 28.12.2010 № 2541 актом о выборе земельного участка для строительства в качестве функционального назначения объекта недвижимости в отношении земельного участка определено размещение гостиницы (гостиничного комплекса).

21.02.2011 на основании заявления Управления (агентства) недвижимого имущества Колпинского и Пушкинского районов Санкт-Петербурга от 31.01.2011               № 7842/101,11-38 земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...> (восточнее дома 9-15 литера В по Елизаветинской улице), с кадастровым номером 78:42:162208:9, сформированный для заключения договора аренды без проведения кадастровых работ, снят с кадастрового учёта.

25.02.2011 на основании заявления ФИО2 от 31.01.2011  №7842/101/11-37 и в соответствии с прилагаемым к нему комплектом документов проведён государственный кадастровый учёт земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...> (восточнее дома 9-15 литера В по Елизаветенской улице), с кадастровым номером 78:42:162208:13, образованного из земель, находящихся в государственной собственности, разрешённый вид использования - для размещения гостиниц.

Распоряжением КГА от 14.10.2011 № 2791 внесены изменения в распоряжение Комитета от 21.12.2009 № 3991 «О предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка» в связи с уточнением характеристик земельного участка, заменены в пункте 1 распоряжения - кадастровый номер земельного участка «78:42:162208:9» на кадастровый номер «78:42:162208:13» и площадь земельного участка с «6906 кв.м» на площадь                     «6893  кв.м».

С учётом принятого постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1813 Общество в соответствии с пунктом 3.15 Положения 10.12.2013  направило в адрес Комитета по строительству Санкт-Петербурга заявление о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.13 Положения.

Письмом от 13.12.2013 Комитет по строительству Санкт-Петербурга возвратил документы Обществу на доработку в связи с отсутствием в представленном комплекте документации документов, подтверждающих внесение изменений в Распоряжение КГА от 21.12.2009 № 3991 в части замены одного земельного участка на другой земельный участок, а также документов, подтверждающих соблюдение порядка предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка.

Общество, полагая, что  предоставило все документы, которые согласно части 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ необходимы для принятия исполнительным органом государственной власти субъекта РФ решения о предоставлении земельного участка для строительства, а Правительство в нарушение требований законодательства не приняло решение о предоставлении указанного земельного участка для строительства; отказ нарушает права ООО «МастерСтройКомпания» в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.

Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, полагает решение суда подлежащим отмене.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В обоснование законности принятого решения о возврате Обществу документов Правительство и Комитет по строительству ссылаются, в том числе, на то обстоятельство, что на момент обращения Общества с заявлением градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими решением Санкт-петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу №3-311/10.

Проверив указанный довод апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает правомерными оспариваемые действия Комитета ввиду следующего.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга № 820-7 от 24.12.2008 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» (далее - Закон № 820-7) испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 1-4 Пушкинского района Санкт-Петербурга, что подтверждается письмом КГИОП от 03.10.2012 № 2-11006-1.

На момент обращения Общества с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства (вх. от 11.12.2013 № 14-26293/13-0-0) решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу № 3-311/10 признаны недействующими и, следовательно, не подлежащими применению отдельные положения Закона № 820-7, а также положения Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» в части установления градостроительных регламентов, в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, на момент обращения Общества с заявлением градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими.

Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами.

Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений, а в соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Поскольку решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу № 3-311/10, признаны недействующими градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия, определить вид разрешенного использования Земельного участка на момент обращения Общества с заявлением от 10.12.2013 и возврата Комитетом заявления 13.12.2013 не представлялось возможным.

Подготовка Комитетом проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка и, соответственно, его принятие Правительством без определения вида разрешенного использования земельного участка, без учета требований градостроительного регламента не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

У Правительства отсутствует возможность определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, предельных параметров разрешенного строительства, а также ограничений использования земельного участка и планируемого к размещению объекта капитального строительства, в связи с этим Обществу правомерно отказано в подготовке решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.09.2014 по делу N А56-42679/2013.

Апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу № 3-311/10, признаны недействующими градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия, определить вид разрешенного использования Земельного участка на момент обращения Общества с заявлением от 10.12.2013 и возврата Комитетом заявления 13.12.2013 не представлялось возможным. Без учета требований градостроительного регламента отсутствовала возможность определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, предельных параметров разрешенного строительства, а также ограничений использования земельного участка и планируемого к размещению объекта капитального строительства, в связи с чем письмом от 13.12.2013 Обществу правомерно отказано в подготовке решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

С учётом вышеизложенного решение суда подлежит отмене, в удовлетворении заявления Общества следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 21.10.2014 по делу №  А56-13041/2014 отменить.

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «МастерСтройКомпания» отказать.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Жиляева

Судьи

Я.В. Барканова

 И.А. Тимухина