ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-29645/2021 от 24.11.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

01 декабря 2021 года

Дело № А56-34181/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      ноября 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Галенкиной К.В., Нестерова С.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца: не явился, извещено.

от ответчика: ФИО2 (доверенность от 09.06.2021)

от 3-го лица: не явился, извещено.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-29645/2021 )  СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2021 по делу № А56-34181/2021 (судья Бугорская Н.А.), принятое по иску СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" к Региональной общественной организации "Центр поддержки искусств Санкт-Петербурга" о взыскании, 3-е лицо: Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга

установил:

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Региональной общественной организации «Центр поддержки искусств Санкт-Петербурга» (далее – Организация, ответчик) о взыскании 603 666, 95 руб. штрафа за нарушение условий договора аренды от 09.10.2014 №03/ЗК-23533, обязании привести использование земельного участка в соответствие с условиями договора, путем демонтажа торговых модулей для реализации сувенирной продукции в количестве 64 шт. общей площадью 300 кв.м.

            Решением от 07.07.2021 в иске отказано.

            Не согласившись с решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что проверка по использованию земельного участка проведена Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - ККИ) без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости в соответствии с принятым им распоряжением от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" (далее - Распоряжение N 11- р), согласно пункту 3.1 которого обследование земельного участка может проводиться должностными лицами Комитета по контролю без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости; действия Комитета по контролю осуществлялись в рамках предоставленных ему полномочий и возникших с Обществом гражданских правоотношений и были фактически направлены на выявление реального состояния имущества Санкт-Петербурга, а также соблюдение условий заключенного в отношении такого имущества договора; по результатам обследования ККИ выявлены ряд допущенных Обществом нарушений условий договора, что отражено в представленных актах; при таком положении у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в иске.

            В судебном заседании представитель Организации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Истец и третье лицо, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.

            Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) и Организацией (арендатор) заключен договор аренды от 09.10.2014 №03/ЗК-23533 (далее – договор аренды), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок Зона 3, кадастровый номер 78:31:0000000:3097, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала ФИО3, участок 38 (южнее дома 2б, литера А по набережной канала ФИО3), площадью 1100 кв.м.

Пунктом 1.2 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения от 18.02.2015 №1) определено, что участок предоставляется для размещения культурно-выставочного центра «Вернисаж» в целях реализации деятельности в сфере культуры, искусства, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (код – 4.1).

Согласно пункту 1.3 договора аренды вид разрешенного использования земельного участка – для размещения объектов культуры и искусства, не связанных с проживанием населения, кроме специальных парков (зоопарков, ботанических садов).

Пунктом 3.1 договора аренды определен срок действия договора по 08.10.2019.

Как установлено пунктом 4.3.1 договора аренды, арендатор обязан использовать участок исключительно в соответствии с целями, указанными в пункте 1.2 договора аренды; с условием пользования участком, установленным пунктом 1.4 договора аренды (в отношении договора, заключенного с собственником здания).

В соответствии с пунктом 5.5 договора аренды в случае нарушения условий договора арендатор обязан уплатить штраф в размере 80% от квартальной арендной платы.

Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 24.09.2020 проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, вблизи дома 2, литера А по набережной канала ФИО3, по результатам которого составлен акт от 24.09.2020, из которого следует, что  обследование проводилось сотрудниками Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга: главным специалистом отдела земельного контроля Управления контроля использования имущества центральных районов Санкт-Петербурга ФИО4, специалистом 1-й категории отдела земельного контроля Управления контроля использования имущества центральных районов Санкт-Петербурга ФИО5

В акте от 24.09.2020 указано, что кадастровый номер участка отсутствует, вид разрешенного использования отсутствует, площадь участка отсутствует, основания использования отсутствуют. В результате обследования установлено, что с западной стороны дома по адресу: Санкт-Петербург, Инженерная ул. д. 2-4, литера А вдоль набережной канала ФИО3 размещены торговые модули для реализации сувенирной продукции (далее - объекты) в количестве 64 шт. общей площадью 300 кв.м.;  выявлены признаки самовольного размещения части объектов на земельном участке площадью 4,5 кв.м из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, не обремененным договорными отношениями с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга; выявлены признаки нарушения пункта 1.2 договора аренды и нецелевого использования участка.

К акту от 24.09.2020 приложена фототаблица.

Учреждение направило в адрес Организации претензию от 03.12.2020 № ПР-40495/20-0-0 с требованием об оплате штрафа в связи с выявленным нарушением договора аренды.

Письмом от 27.12.2020 №194 Организация указала, что не была уведомлена о проведении обследования 24.09.2020.

Также в материалы дела представлен Акт от 14.01.2021 обследования земельного участка с кадастровым номером 78:31:0000000:3097, согласно которому выявлены признаки самовольного размещения части объектов на земельном участке площадью 1,8 кв.м из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, не обремененном договорными отношениями с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга. Сведений о нарушении Договора аренды данный акт не содержит.

Ссылаясь на установленные в акте от 24.09.2020 нарушения договора аренды и оставление претензии без удовлетворения, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в иске, суд исходил из недоказанности истцом обстоятельств, положенных в обоснование требований.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга создан от имени субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" и является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

В соответствии со ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга распределяет полномочия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, утверждает положения о соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.

Пунктом 1.2 положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", установлено, что Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проводит государственную политику в сфере контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением объектов жилищного фонда), обеспечения проведения инвентаризации объектов нежилого фонда, а также в сфере земельных отношений в части, касающейся обеспечения проведения инвентаризации земель и инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования в Санкт-Петербурге, осуществления земельного контроля в Санкт-Петербурге, выявления и предотвращения деятельности по самовольному строительству на территории Санкт-Петербурга, а также демонтажа самовольных построек на территории Санкт-Петербурга, и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанных сферах.

Согласно п. 1.2 и п. 1.4 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование объектов нежилого фонда и земельных участков - это визуальный осмотр должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга объектов нежилого фонда, земельных участков с целью проверки соблюдения условий договоров, заключенных в отношении объектов недвижимости.

На основании п. 3.1 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование может проводится должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости.

В данном случае обследование объекта произведено в рамках полномочий, установленных указанными нормативно-правовыми актами, а также в рамках гражданско-правовых отношений.

Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга осуществлял проверку фактического пользования, находящегося в государственной собственности объекта недвижимого имущества - земельного участка, являясь лицом, уполномоченным на совершение данных действий. Его действия по обследованию объекта направлены на выявление фактического состояния имущества Санкт-Петербурга, соблюдение условий договора.

Акт обследования от 24.09.2020, составленный ККИ в одностороннем порядке, без участия представителя Общества отвечает признакам допустимого доказательства и подлежит оценке наряду с остальными доказательствами.

Согласно пункту 4.2 договора аренды арендодатель не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность арендатора, если она не противоречит условиям договора и законодательству, а арендатор, в свою очередь, обязан обеспечить арендодателю и органам государственного контроля и надзора свободный доступ на участок для осмотра участка и проверки соблюдения условий договора.

При этом акт от 24.09.2020 составлен в отношении участка, кадастровый номер которого отсутствует, также отсутствуют вид разрешенного использования, площадь и сведения об основаниях использования. Данные обстоятельства не позволяют принять акт в качестве надлежащего доказательства обследования участка, предоставленного ответчику по договору аренды, в котором определены названные характеристики участка.

Суд также принял во внимание, что в акте от 14.01.2021 указано на осуществление обследования в отношении участка, предоставленного Организации по договору аренды от 09.10.2014 №03/ЗК-23533. В акте содержатся характеристики обследуемого участка, соответствующие определенным в Договоре аренды. Данным актом установлено, что на момент обследования предпринимательская деятельность на объектах не осуществлялась.

Иных доказательств, свидетельствующих о нарушении Организацией условий договора в части использования участка не в соответствии с его целевым назначением (например, протоколы об административном правонарушении, постановления о привлечении к административной ответственности), не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 07.07.2021 по делу №  А56-34181/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

К.В. Галенкина

С.А. Нестеров