ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-30020/2014 от 02.02.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 февраля 2015 года

Дело № А21-2747/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      февраля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Сомовой Е.А.

судей  Борисовой Г.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-30020/2014 )  ООО "ГазСервис ТК" на решение  Арбитражного суда   Калининградской области от 29.09.2014 по делу № А21-2747/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое

по заявлению ООО "ГазСервис ТК"

к Службе ГАСН Калининградской области

3-е лицо: ГКУ Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства"

об оспаривании постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ГазСервис ТК» (ОГРН 1033902826231, место нахождения: 236029, г. Калининград, ул.Горького,113) (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением признании незаконными и отмене постановления Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора Калининградской области (далее Служба ГАСН, заинтересованное лицо) от 24.03.2014г. №073 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное казенное учреждение «Региональное управление заказчика капитального строительства».

Решением суда первой инстанции от 29.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №120 от 31.01.14г. Службой ГАСН в отношении Общества проведена плановая выездная и документарная проверка на предмет соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации при строительстве объекта капитального строительства «Перевод на природный газ 2-ой очереди потребителей г.Славска Калининградской области», расположенного по адресу: Калининградская область, г.Славск. Срок проведения проверки установлен в с 07 февраля 2014г. по 06 марта 2014г.

В ходе проверки установлено, что по муниципальному контракту №8/2013 от 16.07.13г. муниципальным заказчиком строительства – Администрацией МО «Славский муниципальный район» Обществу были переданы функции генподрядчика по строительству объекта.

В результате непосредственного выезда на объект капитального строительства, ГАСН выявлены нарушения требований технических регламентов, проектной документации, статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации:

1.В нарушение требований раздела II РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и требования предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженерно-технического обеспечения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128; зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 № 9050); пункта 6.13 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781); раздела 10 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.12.2002 № 163) отсутствуют исполнительные схемы сварных стыков газопровода, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

2.В нарушение требований раздела II РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и требования предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженерно-технического обеспечения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128; Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 № 9050); пункта 6.13 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781); раздела 10 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.12.2002 №163) отсутствуют: исполнительная документация на переходы №1, 3, 4, 5, 6, 37, 38, 39, 43 газопроводом автодорог закрытым способом методом наклонно-направленного бурения (акты скрытых работ, профиль бурения, протокол бурения, карта бурения, акт на протаскивание газопровода по буровому каналу, акт на протаскивание футляра).

3.В нарушение требований раздела II РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженерно-технического обеспечения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128; Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 № 9050); пункта 6.13. «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781); раздела 10.2 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 26.06.2003 № 112); пункта 3.2.2, 3.2.6. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9; Зарегистрировано в Минюсте РФ от 04.04.2003 № 4376) не проводится визуальный и измерительный контроль сварных соединений. Подтверждающие документы не представлены: протоколы, акты проверки визуально-измерительного контроля, схемы сварных стыков газопровода.

4.В нарушение требований СП 126.13330.2012. «Свод правил. Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/1) раздела II РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и требования предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженерно-технического обеспечения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128; зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 № 9050); пункта 6.13. СП 48.13330.2011г. «Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 №781); раздела 10 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.12.2002 № 163) отсутствуют исполнительные геодезические съемки построенного подземного газопровода с указанием: технических характеристик построенного газопровода, фактическое положение относительно ориентиров, подписанные исполнителем, ответственным производителем работ по объекту и руководителем строительной (монтажной) организации. Исполнительная геодезическая съемка подземных инженерных сетей проводится до засыпки траншей, отражающую фактическое исполнение проектных решений.

5.В нарушение требований раздела II РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженерно-технического обеспечения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128; Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 № 9050); пункта 6.13. «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781); раздела 10 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.12.2002 № 163); проектной документации лист 3 350-2011 ППО отсутствуют акты освидетельствования скрытых работ: обеспечение глубины траншеи, устройство основания под газопровод и обратная засыпка; укладка сигнальной ленты; устройство защитных футляров на газопроводе.

6.В нарушение требований раздела II РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженерно-технического обеспечения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128; Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 № 9050); пункта 6.13. «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781); раздела 10 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.12.2002 № 163) отсутствуют документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий). Не представлены документы подтверждающие выполнение входного контроля (протоколы входного контроля; журнал входного контроля) примененных материалов труб и примененных материалов.

7.В нарушение требований раздела II РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженерно-технического обеспечения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128; Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 № 9050); РД-11-04-2006 Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129; Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 № 9053) в ходе проведения проверки не представлены: Общий журнал работ; Журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования; Журнал сварочных работ.

8.В нарушение требований части 3 статьи 52 Градостроительного кодекс Российской Федерации; проектной документации лист 8 4-2012-ПЗ Раздел 5 Проект организации строительства; пункта 6.2.9. СНиП 12-03-2001 «Строительные нормы и правила Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (постановление Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80; Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2001 № 2862); пункта 5.2.2. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» (принят Постановлением Госстроя РФ от 17.09.2002 № 123; Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.10.2002 № 3880) выемки, разрабатываемые на улицах, проездах, во дворах в местах возможного нахождения людей и движения транспорта не ограждены защитными ограждениями с учетом требований государственных стандартов в месте производства работ (на ограждении необходимо устанавливать предупредительные надписи, а в ночное время - сигнальное освещение).

9.В нарушение требований части 3 статьи 52 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ; проектной документации лист 9 4-2012-ПЗ, лист 7 4-2012 ПОС Раздел 5 Проект организации строительства; пункта 10.13. СП 42-101-2003. «Свод правил по проектированию и строительству. Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб» (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 26.06.2003 № 112) допущена укладка грунта вынутого из траншеи у края бровки траншеи (грунт вынутый из траншеи, следует укладывать в отвал с одной стороны на расстоянии от бровки траншеи не ближе 0.5м, оставляя другую строну свободной для производства монтажно-укладочных работ).

10.В нарушение требований пункта 6.27. СП 42-103-2003. «Проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и реконструкция изношенных газопроводов» (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 26.11.2003 № 195); «ГОСТ Р 50838-2009 (ИСО 4437:2007). Национальный стандарт Российской Федерации. Трубы из полиэтилена для газопроводов. Технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 №1016-ст) не обеспечено складирование и хранение на объекте полиэтиленовых труб в соответствии с требованиями стандартов и ТУ на эти материалы и изделия. Так, полиэтиленовые трубы на объекте хранятся без заглушек, которые предотвращают попадание грязи в трубы.

Указанные нарушения зафиксированы актом за №2/136 от 06 марта 2014г.

По факту перечисленных нарушений 06.03.14г. в отношении Общества в присутствии законного представителя был составлен протокол №073 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя руководителя Службы ГАСН №073 от 24.03.2014г. ООО «ГазСервис ТК» признано виновным по вышеуказанной статье Кодекса и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в осуществлении строительства с нарушением требований нормативных документов в области строительства.

Требования в области строительства устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации, техническими регламентами и иными нормативными документами.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию,капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладка, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования, пожарной безопасности, установлены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ).

Частью 2 статьи 5 Закона № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладка, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований названного Закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 названного Закона перечни, или требований специальных технических условий.

Частью 2 статьи 42 Закона № 384-ФЗ предусмотрено, что в целях названного Закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу названного Закона, признаются сводами правил.

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 384-ФЗ, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р.

В названный перечень под п.72 включен СНиП 12-03-2001, под п.78 СНиП 42-01-2002, под п.90 СНиП 12-01-2004, под п.30. СНиП 3.01.03-84, нарушения положений которых вменено в вину Обществу. Факт проведения Обществом работ с нарушением положений строительных норм и правил, а также сводов правил и РД подтверждается представленными в материалы дела актом проверки проверяемого объекта.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Общество частично согласно с нарушениями, однако указывает, что они произошли по вине заказчика-застройщика строительства - Государственного казенного учреждения Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства», которым ему своевременно не были переданы необходимые документы.

В соответствии с требованием раздела II РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве и требования предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженерно-технического обеспечения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128; Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 № 9050); пункта 6.13 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781) лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию:

акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;

акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности;

акты освидетельствования скрытых работ;

акты освидетельствования ответственных конструкций;

акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения;

комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;

исполнительные геодезические схемы и чертежи;

исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;

акты испытания и опробования технических устройств;

результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;

документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);

иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

Таким образом, указанные документы должны находиться непосредственно у Общества, осуществляющего строительство объекта. В момент проверки названные документы у Общества отсутствовали.

Доводы подателя апелляционной жалобы о передаче указанных документов третьему лицу (заказчику) допустимыми доказательствами не подтверждены, в связи с чем указанные доводы апелляционным судом отклонены.

Нельзя признать обоснованными и доводы заявителя об отсутствии его вины по пункту 7 постановления в связи с тем, что специальные журналы не были ему переданы заказчиком.

Согласно положениям статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявителем не представлено доказательств обращения к заказчику по поводу отсутствия специальных журналов. Доказательств приостановки работ в порядке статьи 716 ГК РФ в связи с отсутствием журналов также не представлено.

Таким образом, доказательств принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил в области строительства, материалы дела не содержат. Общество ни в рамках административного производства, ни в ходе судебного разбирательства не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

По мнению суда апелляционной инстанции, административным органом не было допущено существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание объем допущенных заявителем нарушений и тот факт, что наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в связи с чем не находит оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.

При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 29.09.2014 по делу №  А21-2747/2014   оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Сомова

Судьи

Г.В. Борисова

 И.Б. Лопато