ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
17 февраля 2015 года | Дело № А56-38055/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамовой Г.А.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 01.07.2014;
от заинтересованного лица: ФИО2 – по доверенности от 02.06.2014, ФИО3 – по доверенности от 29.12.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-30530/2014 ) Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2014 по делу № А56-38055/2014 (судья Королёва Т.В.), принятое
по заявлению ООО «Жилкомсервис №1 Красногвардейского района», место нахождения: 195176, <...>, ОГРН <***>,
к Отделу надзорной деятельности Красногвардейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Красногвардейского района» (далее – ЖКС, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (далее – Отдел, ОНД) от 28.04.2014 г. №2-14-316/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда от 30.10.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Отдел, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает, что факт нарушения Обществом требований пожарной безопасности подтвержден материалами дела, а выдача предписания не поставлена в зависимость от того, привлекалось ли Общество к административной ответственности за нарушения или нет.
В судебном заседании представитель Отдела поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда от 31.10.2014 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения; письменного отзыва не представила. Пояснила суду, что поступившее в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд заявление об отказе от требований является ошибочно направленным и просит его не рассматривать.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника ОНД Красногвардейского района УНД ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу от 17.03.2014 № 2-14-316 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности объекта защиты – здание многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, пр.Энергетиков, дом 25, корпус 5.
В ходе проведения проверки в период с 22.04.2014 по 28.04.2014 ООО «Жилкомсервис №1 Красногвардейского района», осуществляющим управление указанным жилым домом, не была представлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающая возможность применения материалов для отделки стен на путях эвакуации в подъездах №№ 1,2,3,4,5; а также не было подтверждено, что выход на кровлю из лестничных клеток осуществляется через противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м, что отражено в акте проверки № 2-14-316 от 28.04.2014.
Полагая, что отсутствие документации с показателями пожарной опасности, подтверждающей возможность применения материалов для отделки стен на путях эвакуации является нарушением требований части 1 статьи 1, части 1 статьи 6, части 1 статьи 134, части 4 статьи 145, часть 7 статьи 146, части 11 статьи 13 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закона № 123-ФЗ), а выход на кровлю из лестничных клеток осуществляется не через противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 - нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ, пунктов 7.5 и 77 Свода Правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным решениям» (далее – СП 4.13130), уполномоченным должностным лицом Отдела выдано предписание №2-14-316/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Выявленные нарушения должны быть устранены в срок до 01.04.2015.
Не согласившись с законностью предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявление Общества, суд исходил из того, что Отделом не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении Обществом требований пожарной безопасности, соответственно, не имелось правовых оснований для выдачи спорного Предписания.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ под федеральным государственным пожарным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Согласно абзацу 1 статьи 6.1 Закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закона № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС РФ от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент).
В силу статьи 6 Закона N 69-ФЗ и пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом по результатам проведенной проверки.
Согласно части 3 статьи 145 Закона N 123-ФЗ обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.
Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности в силу части 4 статьи 145 Закона N 123-ФЗ подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции.
Частью 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ установлено, что для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности строительных материалов, применяемых для отделки путей эвакуации людей непосредственно наружу или в безопасную зону, а также конструкций заполнений проемов в противопожарных преградах предусмотрена сертификация по схемам 2с, 3с, 4с, 5с и 6с, установленным частью 2 статьи 146 указанного Закона.
Согласно пунктам 7.5, 7.7 СП 4.13130.2013 выход на кровлю из лестничных клеток осуществляется через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 x 0,8 м.
Указанными схемами для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности строительных материалов, конструкций заполнения проемов предусмотрено наличие декларации соответствия или сертификата соответствия на продукцию.
В силу указанных норм строительные материалы для отделки стен, потолков и полов, конструкции заполнений проемов в противопожарных преградах подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а потому именно заявитель в ходе проверки должен подтвердить, что использованный им отделочный материал, конструкция соответствуют требованиям пожарной безопасности.
В ходе проверки не были представлены сертификаты пожарной безопасности на отделочные материалы, противопожарный люк выхода на кровлю что не позволяет достоверно установить степень их пожарной опасности, в связи с чем суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод ОНД о нарушении заявителем названных норм права.
Перечень обязательных к предоставлению Обществом документов указан в пункте 11 распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 17.03.2014 № 2-14-316 (л.д.55), среди которых - документация, наличие которой предусмотрено техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами и др.
Факт непредставления Обществом документации, отражающей показатели пожарной опасности, подтверждающей возможность применения материалов для отделки стен на путях эвакуации в подъездах №№ 1,2,3,4,5; а также соответствие противопожарного люка выхода на кровлю из лестничных клеток второму типу огнестойкости зафиксирован в акте проверки и Обществом не опровергнут.
Общество не смогло представить суду апелляционной инстанции доказательств обратного.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Поскольку нарушение требований части 1 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 1 статьи 6, части 1 статьи 134, части 4 статьи 145, часть 7 статьи 146, части 11 статьи 13 Закона № 123-ФЗ, пунктов 7.5 и 77 Свода Правил СП 4.13130 было выявлено в ходе проведения плановой выездной проверки, что отражено в акте проверки № 2-14-316 от 28.04.2014, отдел надзорной деятельности обязан был выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией подателя жалобы, что выдача предписания об устранении нарушений не может быть поставлена в зависимость от того, привлекалось ли Общество к административной ответственности за нарушения или нет.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит обоснованными, а решение суда – подлежащим отмене как вынесенное с нарушением норм материального права.
Поскольку предписание вынесено Отделом в пределах его компетенции, соответствует требованиям действующего законодательства, не содержит неустранимых неясностей и противоречий, не возлагает на Общество обязанность, не предусмотренную законодательством, и не является для заявителя неисполнимым, оснований для признания его недействительным суд апелляционной инстанции не усматривает.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в признании недействительным оспариваемого предписания.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 октября 2014 года по делу № А56-38055/2014 отменить.
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №1 Красногвардейского района» (195176, <...>, ОГРН <***>) в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 28.04.2014 №2-14-316/1/1.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О. И. Есипова | |
Судьи | Л. В. Зотеева Н. И. Протас |