ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 декабря 2021 года | Дело № А56-34045/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 04.12.2020;
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 02.06.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-30690/2021 ) акционерного общества «Невская Мануфактура» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2021 по делу № А56-34045/2021, принятое
по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (191023, Санкт-Петербург, площадь Ломоносова, дом 1, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к акционерному обществу «Невская Мануфактура» (193230, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 50, литер А, помещение 100-Н, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
об обязании выполнить комплекс противоаварийных работ, а также работы по реставрации,
установил:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее – Истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Невская Мануфактура» (далее – Ответчик, Общество), в котором просил:
- обязать Общество в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Главный производственный корпус с водонапорной башней», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 50, литера А, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс построек фабрики товарищества шерстяных изделий «Торнтон», в установленном законом порядке, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в целях предотвращения ухудшения состояния, выполнить комплекс противоаварийных работ, в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выполнить работы по реставрации;
- установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Общества в пользу Комитета, как 100 000 рублей с каждого требования за неисполнения решения суда в установленный решением суда срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 200 000 рублей в месяц по каждому требованию до месяца фактического исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2021 на акционерное общество «Невская Мануфактура» возложена обязанность в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Главный производственный корпус с водонапорной башней», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 50, литера А, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс построек фабрики товарищества шерстяных изделий «Торнтон», в установленном законом порядке, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в целях предотвращения ухудшения состояния, выполнить комплекс противоаварийных работ, в течение 50 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по реставрации; установлен размер денежных средств, подлежащих взысканию с акционерного общества «Невская Мануфактура» в пользу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, как 50 000 рублей с каждого требования указанного в пункте 2 за неисполнение решения суда в установленный решением суда срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда 100 000 рублей в месяц по каждому требованию, указанному в пункте 2, до месяца фактического исполнения решения суда; взыскано с акционерного общества «Невская Мануфактура» в доход федерального бюджета 6 000 руб. пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение в части установления срока для проведения противоаварийных работ и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает на невозможность проведения противоаварийных работ в срок, установленный решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, ходатайствовал о приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе дополнительных доказательств (копии информационных писем №000243/П-С от 20.07.2021, №457-и от 22.07.2021, №813 от 22.07.2021 о сроках проведения противоаварийных работ).
Указанные письма не принимаются судом апелляционной инстанции на основании ч.2 ст. 268 АПК РФ, поскольку Общество не обосновало невозможность их получения и представления в период рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, для обоснования своих возражений относительно апелляционной жалобы представил копию утвержденного им задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 02.06.2021 №01-52-1540/21, которая приобщена судом апелляционной инстанции на основании абзаца 2 ч.2 ст. 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с распоряжением Комитета от 23.01.2015 № 10-41 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 50, литера А, является объектом культурного наследия регионального значения «Главный производственный корпус с водонапорной башней» (далее — Объект), входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс построек фабрики товарищества шерстяных изделий «Торнтон».
Распоряжением Комитета от 29.05.2015 № 10-227 определен предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс построек фабрики товарищества шерстяных изделий «Торнтон».
Распоряжением Комитета от 19.09.2018 № 07-19-418/18 утверждено охранное обязательство на Объект.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН от 13.04.2021 в 2005, 2006 годах на расположенные в указанном здании нежилые помещения 1-Н площадью 521,7 кв.м. с кадастровым номером 78:12:0633501:2176 и 100-Н площадью 104 092 кв.м. с кадастровым номером 78:12:0633501:2360, зарегистрировано право собственности Общества.
На основании статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) и задания Комитета от 12.04.2021 № 01-59-147/21-0-0, в отношении Объекта 12.04.2021 проведено мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия, в ходе которого зафиксировано возгорание объекта, обрушение кровли и перекрытия, утрата оконных заполнений западного лицевого фасада.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Комитета, снизив размер заявленной судебной неустойки.
Решение суда обжалуется Обществом только в части установленного судом срока для проведения противоаварийных работ. В остальной части решение не обжаловано, в отзыве Комитета на апелляционную жалобу возражения на решение суда в остальной части также не содержатся.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).
В преамбуле Закона № 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, в связи с чем, в Российской Федерации гарантируется их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, а также выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона № 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Закона (юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом № 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Факт неудовлетворительного состояния указанного объекта культурного наследия регионального значения подтверждается представленными в материалы дела Актами от 12.04.2021 и от 20.04.2021.
В частности, согласно Акту от 20.04.2021 Главный корпус Объекта находится в неудовлетворительном состоянии вследствие пожара, произошедшего 12.04.2021, - обрушена кровля, перекрытия и частично лицевой фасад западного корпуса; на участке, примыкающем к центральной части западного лицевого фасада, складирован кирпич, оставшийся от обрушения центральной части лицевого фасада; на участке внутри центральной части западного корпуса складированы обгоревшие обрушенные элементы конструкций здания; фундамент и цоколь недоступны для осмотра, частично скрыты культурным слоем, завалами кирпича, оставшегося от обрушения части фасада; несущие конструкции: кирпичные стены – в неудовлетворительном техническом состоянии (следы копоти, имеются участки обрушения), элементы каркаса (металлические колонны) – недоступны для осмотра ввиду аварийного состояния здания; перекрытия и кровля – обрушены, частично обрушены; осмотр лестницы невозможен ввиду аварийного состояния здания; оконные заполнения в центральной части западного корпуса, лицевой и дворовый фасады – отсутствуют.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных положений закона Общество обязано принять меры к сохранению объекта культурного наследия, помещения которого принадлежат ему на праве собственности, и привести его в надлежащее состояние.
Согласно п.1 с. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия – это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статьей 41 Закона № 73-ФЗ консервация объекта культурного наследия включает, в том числе, комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимых в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Абзацем седьмым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч.1 ст. 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
При определении срока исполнения решения суд должен учитывать принцип разумности, т.е. устанавливать такой срок, в который ответчик или иное обязанное по решению суда лицо имеют реальную возможность исполнить решение.
Суд первой инстанции обязал Общество в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в целях предотвращения ухудшения состояния, выполнить комплекс противоаварийных работ.
Податель жалобы полагает, что срок на выполнение мероприятий, которые предшествуют комплексу противоаварийных работ и включают в себя, помимо прочего, инженерно-техническое обследование с подготовкой технического заключения, разработку проекта противоаварийных работ, получение разрешения Комитета на изыскательские работы и непосредственно противоаварийные работы, а также подготовку научного отчета и приемку работ, составляет от 9 до 12 месяцев.
Вместе с тем, согласно приказу Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» комплекс противоаварийных работ, реализуются без выполнения процедуры согласования проектной документации и проведения государственной историко-культурной экспертизы.
Для выполнения данных работ Обществу необходимо обратиться в Комитет за получением задания на их проведение, срок выдачи которого составляет не более 30 рабочих дней, а затем подготовить документацию на проведение противоаварийных работ и представить вместе с заявлением на выдачу разрешения, срок выдачи которого не превышает 30 рабочих дней.
Таким образом, согласовательные процедуры для выполнения работ составляют не более 60 рабочих дней, т.е. около 2,5 месяцев.
В данном случае задание на проведение аварийных работ уже выдано Комитетом.
На основании статьи 11 Закона 73-ФЗ Комитетом проведено мероприятие по контролю за состоянием Объекта (акты Комитета от 12.04.2021, от 20.04.2021), которыми зафиксировано возгорание Объекта, обрушение кровли и перекрытий, лицевого фасада западного корпуса т.е. техническое состояние Объекта, свидетельствующее об аварийном состоянии Объекта
Согласно письму Минкультуры РФ от 27.05.2014 № 106-01-39/12-ГП, аварийным признается состояние, угрожающее физической сохранности памятника или отдельных его частей, при котором непрерывно идут процессы разрушения, видоизменения и потери материальных компонентов памятника, в том числе аварийное состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и несущую способность. При этом без принятых мер по укреплению дальнейшая эксплуатация памятника должна быть незамедлительно прекращена из-за невозможности обеспечения безопасного пребывания в нем.
Учитывая обстоятельства дела, в том числе, связанные с состоянием в настоящее время Объекта охраны, принимая во внимание срочный характер выполнения противоаварийных работ, суд апелляционный инстанции считает, что установленный судом первой инстанции срок выполнения указанных работ соответствует принципу разумности и обеспечивает реальную возможность исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2021 по делу № А56-34045/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.С. Баженова | |
Судьи | С.А. Нестеров Н.С. Полубехина |