939/2021-17828(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Реди»
Гладун Е.Ю. (доверенность от 05.11.2020),
рассмотрев 05.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Реди» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 11.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу № А56-29204/2020,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «Реди», адрес: 197198, Санкт-Петербург, Рыбацкая ул., д. 5, лит. А, пом. 4-Н, ОГРН 1027810346959,
ИНН 7826065325 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323
(далее - ГАТИ, Инспекция), Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Центр комплексного благоустройства», адрес: 192019,
Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 14, ОГРН 1027809002660, ИНН 7820016674 (далее - Учреждение), о признании незаконными действий Учреждения по отказу в согласовании закрытия ордеров на производство работ от 26.09.2018
№ У-10788, от 02.10.2018 № У-10950, от 05.10.2018 № У-11072 по заявлениям Общества; о признании незаконными отказов ГАТИ в закрытии названных ордеров по заявлению Общества; об обязании ГАТИ совершить действия по закрытию названных ордеров по заявлению Общества.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9, лит. А, ОГРН 1099847031570, ИНН 7840424142
(далее – Комитет).
Решением суда первой инстанции от 11.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что, отказывая в закрытии ордеров, ГАТИ не указала, какие неправомерные действия Общества, противоречащие строительным и иным нормам, привели к нарушению объектов и элементов благоустройства территории, попадающей в зону действия ордеров, какие мероприятия по восстановлению асфальтобетонного покрытия должно
было осуществить Общество; у Учреждения отсутствовали правовые основания для отказа в согласовании закрытия ордеров, а у ГАТИ - для отказа в закрытии ордеров, поскольку при закрытии ордеров Обществом получены все согласования организаций, указанных в пункте 12.2 Правил № 875, что подтверждается сведениями с официального сайта ГАТИ, в том числе получено согласование Комитета.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ГАТИ, Учреждение и Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем
не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество являлось заказчиком строительства объекта капитального строительства - торгового центра по адресу: Санкт-Петербург, Петроградский район, пересечение Малого проспекта П.С., Рыбацкой ул. и Ижорской ул. на основании договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 19.11.2003
№ 00/3К-03141(15).
В связи со строительством здания торгового центра Инспекцией Обществу были выданы ордеры:
- от 26.09.2018 № У-10788 на производство работ по установке временного ограждения и размещению временного сооружения (пешеходная галерея площадью 148 кв. м вдоль проезжей части) по адресу: Рыбацкая ул., д. 5, сроком действия до 30.07.2019;
- от 02.10.2018 № У-10950 на производство работ по установке временного ограждения (площадью 150 кв. м вдоль проезжей части) по адресу: Рыбацкая ул., д. 5 со стороны Ижорской ул., сроком действия до 19.06.2019;
- от 05.10.2018 № У-11072 на производство работ по установке временного сооружения (пешеходная галерея площадью 682 кв. м), установке временного ограждения, установке строительных лесов по адресу: пересечение
Малого пр. П.С., Рыбацкой ул. и Ижорской ул., сроком действия до 19.06.2019.
В связи с окончанием строительных работ по строительству торгового центра и демонтажом временных ограждений, пешеходных галерей и строительных лесов Общество обратилось в ГАТИ за закрытием ордеров в порядке, предусмотренном разделом 12 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории
Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875 (далее - Правила № 875).
Согласно пункту 12.1 Правил № 875 закрытие ордера производится ГАТИ после истечения срока действия ордера при установлении факта восстановления объектов и элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ.
По запросу ГАТИ согласование от Учреждения не получено. В связи с неполучением согласования ГАТИ 11.02.2020 (по ордерам
от 26.09.2018 № У-10788, от 02.10.2018 № У-10950) и 25.02.2020 (по ордеру от 05.10.2018 № У-11072) отказала в закрытии ордеров.
Не согласившись с отказом ГАТИ в закрытии ордеров, а также считая отказ Учреждения в согласовании их закрытия незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях ГАТИ и Учреждения нарушений действующего законодательства, оставил требования Общества без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании пункта 3.2.18 Правил № 875 производитель работ после завершения работ с временным нарушением объектов и элементов благоустройства в пределах срока действия ордера обязан выполнить восстановление объектов и элементов благоустройства, в том числе демонтировать временное ограждение. Подтверждением восстановления объектов и элементов благоустройства является получение согласований организаций, установленных в разделе 12 Правил.
Закрытие ордера производится ГАТИ после истечения срока действия ордера при установлении факта восстановления элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ (пункт 12.1 Правил).
Закрытие ордера и подтверждение выполнения требований по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в результате производства аварийных работ, подлежит согласованию с согласующими организациями на предмет соблюдения требований по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ.
Согласно пункту 12.2 Правил № 875 закрытие ордера подлежит согласованию с согласующими организациями на предмет соблюдения требований по восстановлению объектов и элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ, в том числе, Комитетом (при работах на территории зеленых насаждений, при вскрытии асфальтовых и плиточных покрытий в границах красных линий улиц в случае, если в зоне производства работ находится территория объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с обращением отходов производства и потребления).
Решение о закрытии ордера оформляется по форме согласно приложению № 9 к Правилам и размещается на сайте ГАТИ в сети Интернет по адресу
www.gati-online.ru в открытом доступе.
Решение о закрытии ордера не принимается в случаях:
- выявления ГАТИ факта незавершения работ и(или) невосстановления элементов благоустройства,
- получения отказа в согласовании закрытия ордера от органов (организаций), указанных в пункте 12.3 Правил, в рамках межведомственного взаимодействия, за исключением случаев установления факта восстановления благоустройства вступившим в законную силу решением суда, а также постановлением по делу об административном правонарушении (пункт 12.6 Правил).
Вопрос о качестве восстановления благоустройства после завершения работ решается при исполнении порядка закрытия ордера в процессе получения согласований уполномоченных органов и организаций.
Распоряжением ГАТИ от 18.04.2017 № 5 утвержден Порядок по исполнению государственной функции по закрытию ордеров на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории
Санкт-Петербурга, и подтверждению выполнения требований по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в результате производства аварийных
работ (далее – Порядок ГАТИ).
Критерием принятия решения о согласовании закрытия ордера и подтверждении выполнения требований по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ, является соблюдение требований нормативных правовых актов Санкт-Петербурга по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ на территориях зеленых насаждений, при вскрытии асфальтовых и плиточных покрытий в границах красных линий улиц, если в зоне производства работ находится территория объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с обращением отходов производства и потребления (пункт 3.2.2.4 Порядка ГАТИ).
Результатом административной процедуры является получение Инспекцией информации о согласовании (отказе в согласовании) Комитетом закрытия ордера и подтверждении выполнения требований по восстановлению элементов благоустройства, нарушенных в результате производства аварийных работ, приобщение согласования (отказа в согласовании) к сформированному электронному делу, передача электронного дела в отдел оформления и выдачи ордеров Инспекции (пункт 3.2.2.5 Порядка ГАТИ).
Способом фиксации результата является заполнение ответственным должностным лицом Комитета в Кабинете согласований электронной формы о согласовании либо об отказе в согласовании сроков производства работ, подписание формы с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного лица (пункт 3.2.2.6 Порядка ГАТИ).
Судами установлено, что в рамках указанной административной функции ГАТИ подведомственному Комитету Учреждением в пределах предоставленных полномочий были выданы отказы в согласовании заявок в связи с невосстановлением благоустройства.
Комитетом переданы Учреждению полномочия по согласованию (отказу в согласовании) заявок на открытие и закрытие ордеров ГАТИ в части дорожных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации, государственным заданием и уставом, для достижения целей которых в Учреждении создан отдел согласований и технической инспекции.
Согласно пункту 3.3 Положения об отделе согласований и технической инспекции Учреждения отдел осуществляет межведомственное взаимодействие в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части согласования заявок для получения и закрытия ордеров согласно государственному заданию Комитета.
Судами двух инстанций установлено, что Комитет передал подведомственному Учреждению полномочия по согласованию (отказе в согласовании) заявок на открытие и закрытие ордеров ГАТИ на дорожные работы.
Таким образом, довод Общества о том, что у Учреждения отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в согласовании закрытия ордеров, правомерно отклонен судами.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что спорные ордеры были выданы для установки временного ограждения и пешеходной галереи у д. 5 по Рыбацкой ул. и со стороны Малого пр. П.С. и Ижорской ул., согласованы при условии обеспечения прохода пешеходов, маломобильных групп населения и уборки прилегающей территории. Перед началом работ необходимо было оформить сохранный акт с эксплуатирующей организацией, а по окончании работ - акт, подтверждающий восстановление нарушенного
благоустройства. Также необходимо было предусмотреть восстановление тротуара и проезжей части, попадающих в зону установки временного ограждения и пешеходной галереи, в случае их нарушения.
После демонтажа ограждения, в частности, выявлено:
- по ордеру с видом работ «Установка временного ограждения. Размещение временного сооружения (пешеходная галерея)» повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части (штроба), что подтверждается фотографиями, на основании чего выдан отказ в закрытии ордера 10.02.2020. По состоянию на 08.06.2020 дефекты не устранены. К ранее выявленным нарушениям добавилось выкрашивание и разрушение шва сопряжения;
- по ордеру с видом работ «Установка временного ограждения» выполнены работы по замене покрытия тротуара и бортового камня. Восстановление выполнено некачественно. Выявлены нарушения высотных отметок бортового камня и покрытия тротуара, нарушение профиля проезжей части в штробе, некачественное примыкание штробы к существующему асфальтобетонному покрытию проезжей части - неровные кромки, выкрашивание, разрушение шва сопряжения штробы, застой воды в проезжей части, что подтверждается фотографиями. Необходимо обеспечить безопасный проход пешеходов и маломобильных групп населения. Отказ 10.02.2020;
- по ордеру с видом работ «Установка временного сооружения (пешеходная галерея). Установка временного ограждения. Установка строительных лесов» выполнены работы по замене покрытия тротуара и бортового камня. Восстановление выполнено некачественно. Выявлены нарушение высотных отметок бортового камня и покрытия тротуара, нарушение профиля проезжей части в штробе, некачественное примыкание штробы к существующему асфальтобетонному покрытию проезжей части - неровные кромки, выкрашивание, разрушение шва сопряжения штробы, механические повреждения, что подтверждается фотографиями. Необходимо обеспечить безопасный проход пешеходов и маломобильных групп населения. Отказ 19.02.2020. Добавились также нарушения: полка нового 18 см на
примыкании - 15 см; полка 18 см у ГП-2 высота камня – 40 см, оголение
до 35 см. Бортовой камень не закреплен.
Таким образом, судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Обществу отказано в закрытии ордеров ГАТИ в связи с неудовлетворительным восстановлением элементов нарушенного благоустройства. В случае обнаружения нарушения (невосстановления) элементов благоустройства в сфере производства земляных работ по их завершении закрытие ордера не согласовывается.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, представленное Обществом экспертное заключение от 23.06.2020 об отсутствии дефектов при выполнении Обществом работ не является надлежащим доказательством, поскольку выполнено позднее оспариваемых в настоящем деле решений об отказе в согласовании закрытия ордеров и не лишает сторону возможности в связи с устранением недостатков обратиться повторно с заявлением о закрытии ордеров.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Вопреки мнению подателя жалобы получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9,
от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2020 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу № А56-29204/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Реди» – без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Толкунов
Судьи О.А. Алешкевич
И.Г. Савицкая