ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-30821/2021 от 31.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

31 мая 2022 года

Дело № А56-77081/2020

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баженовой Ю.С.

судей  Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.

при участии:

от истца: представитель Сологубов В.В. по доверенности от 31.08.2021;

от ответчика: представитель Ерохов Л.И. по доверенности от 10.01.2022;

от третьих лиц: 1 – 3 – не явились, извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании 19.05.2022 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело №А56-77081/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СПК Пригородный» (188653, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Животноводческий комплекс КРС территория, строение 1, ОГРН: 1177847286176, ИНН: 7802630747)

к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, ул.Новгородская, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН: 1027809244561, ИНН: 7832000076)

третьи лица: 1) Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области; 2) Комитет по градостроительству и архитектуре; 3) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу

о признании незаконным решения,  

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СПК Пригородный» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к  Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Ответчик, Комитет):

1) о признании незаконными оформленных письмами от 18.08.2020 №05-26-61731/20-0-2, №05-26-61731/20-1-2, №05-26-61731/20-2-2, №05-26-61731/20-3-2, № 05-26-61731/20-4-4, № 05-26-61731/20-5-2 решений Комитета об отказе в выкупе Обществом:

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1175, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 48, площадью 830 кв.м.;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1177, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 31, площадью 1 068 кв.м.;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1178, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 30, площадью 3 075 кв.м.;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1181, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 44, площадью 2 563 кв.м.;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1182, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 45, площадью 1 118 кв.м.;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1183, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 52, площадью 813 кв.м.;

2) об обязании Комитета заключить с ООО «СПК Пригородный» без проведения торгов договоров купли-продажи указанных земельных участков по цене, равной кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, Комитет по градостроительству и архитектуре; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу.

Решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2021 признаны незаконными оформленные письмами от 18.08.2020 за №№ 05-26- 61731/20-1-2, 05-26-61731/20-2-2, 05-26-61731/20-3-2, 05-26-61731/20-4-4, 05-26-61731/20- 5-2 отказы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в выкупе обществом с ограниченной ответственностью «СПК Пригородный» земельных участков:

- с кадастровым номером: 78:34:0004284:1177, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 31, площадью 1 068 кв.м.;

- с кадастровым номером: 78:34:0004284:1178, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 30, площадью 3 075 кв.м.;

- с кадастровым номером: 78:34:0004284:1181, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 44, площадью 2 563 кв.м.;

- с кадастровым номером: 78:34:0004284:1182, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 45, площадью 1 118 кв.м.;

- с кадастровым номером: 78:34:0004284:1183, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 52, площадью 813 кв.м.;

на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга возложена обязанность в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда направить обществу с ограниченной ответственностью «СПК Пригородный» проекта договора купли-продажи:

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1177, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 31, площадью 1 068 кв.м. по цене 53 536 руб. 49 коп.;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1178, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 30, площадью 3 075 кв.м. по цене 54 182 руб. 12 коп.;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1181, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 44, площадью 2 563 кв.м. по цене 53 154 руб. 06 коп;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1182, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 45, площадью 1 118 кв.м. по цене 53 886 руб. 71 коп.;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1183, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 52, площадью 813 кв.м. по цене 52 307 руб. 61 коп.;

- в остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части отказа в признании незаконным отказа Комитета в выкупе земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004284:1175, оформленного письмом от 18.08.2020 за №05-26-61731/20-0-2, и обязании Комитета заключить с Обществом без проведения торгов договор купли-продажи указанного земельного участка по цене, равной его кадастровой стоимости; признать незаконным оформленный письмом от 18.08.2020 за №05-26-61731/20-0-2 отказ Комитета в выкупе Обществом земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004284:1175, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 48, площадью 830 кв.м.; обязать Комитет в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004284:1175, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 48, площадью 830 кв.м., по цене 52174 руб. 96 коп. В обоснование жалобы Общество указало, что земельный участок 78:34:0004284:1175 размещается вне территории, ограниченной красными линиями.

Комитет также обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить в части признания незаконными отказов Комитета в выкупе Обществом земельных участков №№30, 31, 44, 45, 52 и  обязания Комитета направить Обществу договоры купли-продажи указанных земельных участков №№30, 31, 44, 45, 52, по цене равной кадастровой стоимости земельных участков, принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях Общества в полном объеме. В обоснование жалобы ее Комитет указал, в том числе, на то, что резолютивная часть решения, объявленная судом в судебном заседании, не соответствует резолютивной части составленного мотивированного судебного акта, что не допускается процессуальным законодательством и является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ.

В ходе судебного разбирательства апелляционный суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для безусловной отмены определения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 176 АПК РФ в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения. В этом случае арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме, и разъясняет порядок доведения его до сведения лиц, участвующих в деле.

При этом резолютивная часть составленного мотивированного судебного акта должна дословно соответствовать его резолютивной части, объявленной в день окончания разбирательства дела.

При объявлении резолютивной части решения судом первой инстанции не была указана выкупная стоимость земельных участков, тогда как в резолютивной части решения и полном тексте решения, содержащихся в материалах дела, выкупная стоимость земельных участков указана.

С момента объявления в судебном заседании резолютивной части судебного акта суд не вправе изменять резолютивную часть.

Таким образом, в данном случае подписанное судьей решение, резолютивная часть которого дословно соответствует резолютивной части, объявленной в день окончания судебного разбирательства, в материалах дела отсутствует.

Применительно к пункту 5 части 4 статьи 270 АПК РФ данное нарушение является безусловным основанием для отмены судебного акта.

На основании части 6.1. статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» (далее – Постановление № 12), определением от 23.12.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.

Информация о времени и месте судебного разбирательства опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Представитель Комитета возражал против удовлетворения заявленных требований.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей Общества и Комитета, апелляционный суд установил следующее.

Общество создано и зарегистрировано 25.08.2017 в порядке реорганизации в форме разделения сельскохозяйственного производственного кооператива «Пригородный» и является правопреемником СПК «Пригородный» в части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением правительства Российской Федерации «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 04.09.1992 г. № 708, на основании постановления администрации Всеволожского района 25.03.1993 г. № 907 «О реорганизации совхоза «Пригородный» в акционерное общество закрытого типа «Пригородное» совхоз «Пригородный» реорганизовано в акционерное общество закрытого типа «Пригородное».

05 октября 2000 года в результате реорганизации в форме преобразования акционерного общества закрытого типа «Пригородное» зарегистрирован сельскохозяйственный производственный кооператив «Пригородный».

27 февраля 2001 года Комитетом по сельскому хозяйству Правительства Ленинградской области принято решение исключить акционерное общество закрытого типа «Пригородное» из перечня сельскохозяйственных организаций Ленинградской области в связи с реорганизацией в форме преобразования в сельскохозяйственный произведенный кооператив «Пригородный», что подтверждается Уведомлением Комитета по сельскому хозяйству от 05.03.2001 г. № 05-17/56 «Об исключении из перечня сельскохозяйственных организаций Ленинградской области».

25 августа 2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица – сельскохозяйственного производственного кооператива «Пригородный» путем реорганизации в форме разделения на ООО «Парголово-Строй» (ОГРН 1177847249690), ООО «Пригородный Приморский» (ОГРН1177847286165), ООО «Пригородный Выборгский» (ОГРН 1177847286671) и ООО «СПК Пригородный» (ОГРН 1177847286176).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-94180/2017 установлено, что ООО «СПК Пригородный» является правопреемником СПК «Пригородный», который в свою очередь является правопреемником АОЗТ «Пригородное», являющегося в свою очередь правопреемником совхоза «Пригородный».

За совхозом «Пригородный» на основании Государственного акта на право пользования землей от 10.10.1991 года серии А-I № 331067 на праве постоянного бессрочного пользования был закреплен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 5923 гектаров.

17.07.2020 Общество обратилось в Комитет с заявлениями о предоставлении в собственность для сельскохозяйственного использования следующих земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1175, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 48, площадью 830 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1177, расположенного по адресу: Российская Федерация, СанктПетербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 31, площадью 1 068 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1178, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 30, площадью 3 075 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1181, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 44, площадью 2 563 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1182, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 45, площадью 1 118 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;

- земельного участка с кадастровым номером: 78:34:0004284:1183, расположенного по адресу: Российская Федерация, СанктПетербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 52, площадью 813 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.

Основанием для такого обращения послужило намерение Общества реализовать свое право по оформлению земельных участков в собственность согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, в соответствии с которым земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридического лица, подлежат продаже указанному юридическому лицу без проведения торгов.

В ответах от 18.08.2020 за №№ 05-26-61731/20-0-2, 05-26-61731/20-1-2, 05-26-61731/20-2-2, 05-26-61731/20-3-2, 05-26-61731/20-4-4, 05-26-61731/20-5-2 Комитет сообщил Обществу, о том, что вопрос о выкупе спорных земельных участков рассматривался ранее и 02.04.2020 Комитетом были направлены ответы Обществу. Информации об изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решений об отказе в выкупе, в Комитете отсутствует.

В ранее направленных ответах Комитета от 02.04.2020 было отказано в выкупе земельных участков с указанием на то, что в соответствии с заключением Комитета по градостроительству и архитектуре № 01-20-5-2860/20 от 23.03.2020 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2016 № 795 в редакции постановления от 27.01.2020 № 22 разрабатывается проект по внесению изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга в срок до 29.01.2021, участки необходимы для организации улично-дорожной сети и в связи с этим относятся к территориям общего пользования, в состав участков с кадастровыми номерами 78:34:0004284:1181, 78:34:0004284:1178 входят береговая полоса.

Полагая, что отказы Комитета от 18.08.2020 являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспаривая отказы в выкупе земельных участков, Общество ссылается на то, что спорные участки принадлежат ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое по его усмотрению может быть переоформлено на право аренды либо на право собственности, а отказы Комитета оформленные письмами от 18.08.2020 за №№ 05-26-61731/20-0-2, 05-26-61731/20-1-2, 05-26-61731/20-2-2, 05-26-61731/20-3-2, 05-26-61731/20-4-4, 05-26-61731/20-5-2, в нарушение положений подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, не содержат указаний на основания отказа, предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ.

Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд 08.09.2020, в связи с чем, срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, им не пропущен.

В пункте 2 статьи 3 Федерального Закона от 25.10.2001г. №137- Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (далее – Закон №137-ФЗ) установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п.п. 7 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.

В ст. 39.17 ЗК РФ установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов, порядок их рассмотрения уполномоченным органом.

Заявления Общества от 17.07.2020 соответствуют требованиям к его содержанию, установленным пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлениям приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ и Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 (в редакции от 24.06.2019) «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36258), действовавшим на дату обращения Обществом с заявлениями в Комитет о выкупе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, либо принимает решение об отказе.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В рассматриваемом случае решения Комитета об отказе в предоставлении Обществу испрашиваемых земельных участков, оформленные письмами от 18.08.2020 за №№ 05-26-61731/20-0-2, 05-26-61731/20-1-2, 05-26-61731/20-2-2, 05-26-61731/20-3-2, 05-26-61731/20-4-4, 05-26-61731/20-5-2 не содержат ни одного из оснований отказа, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.

Возможность не указания оснований для отказа в выкупе земельного участка, в том числе, в связи с рассмотрением ранее аналогичных заявлений законом не предусмотрена.

Кроме того,  указанные в решениях Комитета от 02.04.2020 основания для отказа в выкупе земельных участков об отнесении испрашиваемых участков к землям общего пользования и нахождения их в границах береговой полосы не подтверждаются материалами дела.

Пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ границы территорий общего пользования, обозначают красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Как следует из письма Комитета по градостроительству и архитектуре № 01-21-5-1071/21 от 19.01.2021,  в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Гнеральном плане Санкт-Петербурга» и постановлением Правительства Санкт-Петербурга»испрашиваемые земельные участки расположены вне границ функциональной зоны У (зона городских скоростных дорог, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения и территориальной зоны ТУ (зона улично-дорожной сети Санкт-Петербурга – скоростных дорог, магистральных улиц городского значения, магистральных улиц районного значения с включением объектов инженерной и транспортной ифраструктуры).

В границы красных линий, утвержденных проектом планировки и межевания территории для размещения линейного объекта «Комендантский пр. от Глухарской ул. до Парашютной ул.» (Постановление Правительства СПб от 12.11.2019 № 785), испрашиваемые земельные участи и их части не попадают и не пересекают установленные красные линии.

Расположение испрашиваемых земельных участков в границах береговой полосы также не подтверждено материалами дела.

В подтверждение нахождения испрашиваемых земельных участков в границах участка, ранее предоставленного правопредшественнику Общества в постоянное бессрочное пользование, заявителем представлено заключение кадастрового инженера, которое Комитетом не оспаривается.

При таких обстоятельствах оспариваемые Обществом отказы Комитета в предоставлении в собственность земельных участков не соответствует статьи 39.16, пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в связи с чем, имеются предусмотренные статьей 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в частности, указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов Общества, последнее просит обязать Комитет заключить с ним договоры купли-продажи земельных участков по цене равной их кадастровой стоимости.

Поскольку суд рассматривает спор в порядке главы 24 АПК РФ, а не в порядке разрешения преддоговорного спора на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, а преддоговорный спор между сторонами отсутствует ввиду того, что оферта Обществу до настоящего времени не направлена, требование Общества об обязании Комитета заключить договоры купли-продажи на определенных условиях (в данном случае по цене равной их кадастровой стоимости), не могут быть удовлетворены в порядке устранения нарушения его прав при рассмотрении настоящего спора.

В целях восстановления нарушенного оспариваемыми отказами права на Комитет следует возложить обязанность в срок не позднее 30 дней со дня принятия настоящего постановления суда осуществить подготовку, подписание, а также направление Обществу для подписания проектов договоров купли-продажи земельных участков.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции выносит определение, а по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем предусмотрено главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь частью 6.1 статьи 268, статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 10.08.2021 по делу №  А56-77081/2020 отменить.

Признать незаконными решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.08.2020 №05-26-61731/20-0-2, №05-26-61731/20-1-2, №05-26-61731/20-2-2, №05-26-61731/20-3-2, №05-26-61731/20-4-4, №05-26-61731/20-5-2.

Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в течение 30 дней со дня принятия настоящего постановления суда осуществить подготовку, подписание, а также направление обществу с ограниченной ответственностью «СПК-Пригородный» для подписания проектов договоров купли-продажи земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004284:1175, площадью 830 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 48;

- земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004284:1177, площадью  1 068 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 31;

- земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004284:1178, площадью  3 075 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 30;

- земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004284:1181, площадью  2 563 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 44;

- земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004284:1182, площадью  1 118 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 45;

- земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004284:1183, площадью 813 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, дорога в Каменку, участок 52.

В остальной части заявления отказать.

Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью «СПК-Пригородный» 18 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению, 1 500 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СПК-Пригородный» из федерального бюджета 36 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению, 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

С.А. Нестеров

 Н.С. Полубехина