ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
11 февраля 2015 года | Дело № А56-38279/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца: ФИО2, доверенность от 05.09.2014;
от ответчика: ФИО3, доверенность от 12.01.2015;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-30879/2014 ) Комитета по транспортуна решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2014 по делу № А56-38279/2014 (судья Галкина Т.В.), принятое
по иску открытого акционерного общества «Третий парк»
к Комитету по транспорту
3-е лицо: открытое акционерное общество «5 парк»
о признании недействительным договора в части открытого конкурса
установил:
открытое акционерное общество «Третий парк» (далее – ОАО «Третий парк») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными результатов открытого конкурса на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в Санкт-Петербурге, извещение о котором опубликовано 15.04.2014, в части лотов № 1 и № 5, а также обязании Комитета по транспорту заключить с ОАО «Третий парк» договоры на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок № К-1 МЕГА и № 109б.
Заявлением от 16.10.2014 ОАО «Третий парк» уточнило требования и просит признать недействительным в части лота №5 открытый конкурс на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в Санкт-Петербурге, извещение о котором опубликовано 15.04.2014. ОАО «Третий парк» заявило отказа от требования, указанного в пункте 2 искового заявления, об обязании Комитета по транспорту заключить с ОАО «Третий парк» договоры на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок № К-1 МЕГА и №109б. Уточнение требований и отказ от одного требования приняты судом.
Решением от 05.11.2014 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительным открытый конкурс на право заключения договора на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в Санкт-Петербурге, извещение о котором опубликовано 15.04.2014, в части лота № 5. Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части обязания Комитета по транспорту заключить с ОАО «Третий парк» договоры на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок №К-1 МЕГА и №109б.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на правомерную оценку комиссией заявок участника конкурса по критериям, установленной конкурсной документацией, просит решение суда от 05.11.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2014 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Комитетом по транспорту проведен открытый конкурс на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам № К-1 МЕГА (лот № 1), К-2 МЕГА (лот № 2), К-3 МЕГА (лот № 3), К-4 МЕГА (лот № 4), 109 б (лот № 5), в соответствии с протоколом от 16.05.2014 № 34 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе победителем конкурса по лоту № 5 признано ООО «5 парк», набравшему 70 баллов по всем критериям оценки, второе место присвоено ОАО «Третий парк», которому начислено 25 баллов.
Полагая, что конкурсной комиссией был нарушен порядок начисления баллов и определения победителя конкурса, ОАО «Третий парк» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из доказанности факта незаконного включения Комитетом по транспорту в конкурсную документацию дополнительных, не предусмотренных законом требований.
Исследовав представленные по делу доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукционов и конкурсов.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №17359/09 от 06.04.2010).
Отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге, регулирует Закон Санкт-Петербурга от 08.02.2000 № 19-4 "О наземном пассажирским маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" (далее - Закон № 19-4).
В силу статьи 2 Закона № 19-4 под перевозчиками понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования.
Статьей 5 Закона № 19-4 установлено, что порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок, заключенными между уполномоченным органом и перевозчиком.
Статьей 6 этого же Закона предусмотрено, что уполномоченный орган организует для перевозчиков конкурс, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга маршруту регулярных перевозок. Порядок организации и проведения конкурсов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 № 683 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" установлено, что Комитет по транспорту является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по осуществлению организации и проведения для перевозчиков конкурса, по результатам которого им предоставляется право осуществления перевозок по каждому установленному маршруту регулярных перевозок.
Распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2010 № 112-р утверждено Положение «О порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок» (далее - Распоряжение 112-р), согласно которому проведение конкурса направлено на выявление перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия исполнения договора, в полном объеме отвечающих квалификационным требованиям, представивших подвижной состав, в наибольшей степени соответствующий техническим требованиям к подвижному составу, установленным конкурсной документацией, (п. 1.4 Распоряжения 112-р).
Требования к перевозчикам, претендующим на организацию и выполнение перевозок на маршрутах, определяются в соответствии с настоящим Положением и конкурсной документацией (п. 1.8 Распоряжения 112-р). Пунктом 2.2 Положения предусмотрен закрытый перечень требований, которые должна содержать конкурсная документация. В частности, конкурсная документация должна содержать квалификационные требования к перевозчикам, к порядку организации маршрутных пассажирских перевозок; технические требования к подвижному составу.
Согласно пунктам 1.2.7, 1.2.8 Распоряжения 112-р, квалификационные требования к перевозчикам - это технические, санитарные, кадровые и иные требования, предъявляемые в соответствии с действующим законодательством к перевозчикам в целях обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов, а технические требования к подвижному составу - это требования к конструкции, параметрам и оснащению подвижного состава.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении конкурсов запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
При проверке требований ОАО «Третий парк», суд первой инстанции отметил, что согласно статье 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств. В силу статьи 15 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автобусы подлежат техническому осмотру каждые шесть месяцев, независимо от года выпуска
Транспортные средства, независимо от срока их выпуска, прошедшие в установленном действующим законодательством порядке технический осмотр, техническое обслуживание (ремонт), могут использоваться для перевозки пассажиров наравне с новыми транспортными средствами, если по своим техническим характеристикам отвечают требованиям, нормам и правилам, предъявляемым к автотранспортным средствам действующим законодательством.
Ни федеральное законодательство, ни законодательство Санкт-Петербурга не содержит норм, в соответствии с которыми технически исправные транспортные средства со сроком эксплуатации свыше того или иного периода времени предпочтительны в эксплуатации и не могут быть использованы при пассажирских перевозках. Сам по себе срок эксплуатации не свидетельствует об исправности транспортных средств и, соответственно, о качестве оказываемой с их помощью услуги перевозки.
Кроме того, согласно положениям конкурсной документации по рассматриваемому критерию большее количество баллов присваивается той организации, которая по сравнению с другими организациями, участвующими в конкурсе, обладает более новыми транспортными средствами, что не соответствует объективной характеристике качества услуг по перевозке данными транспортными средствами.
При начислении баллов учитывались не все имеющиеся в автопарке участника конкурса автобусы, и не те, которые должны были быть использованы на маршруте, являвшимся предметом конкурса, а только те, которые посчитал необходимым указать в своей заявке участник. Конкурсная документация не содержит требований о том, что маршрут должен будет обслуживаться исключительно транспортными средствами, указанными в заявке.
ООО «5 парк» в конкурсном предложении по лоту № 5 (листы 139-146 тома 2 конкурсной документации) заявил автобус 2014 года выпуска, представив договор поставки от 05.05.2014 трех автобусов марки МАЗ 203068, заключенный с ООО «Глобал БАС». Договором предусматривался срок поставки - не позднее 15.05.2014.
Конкурсной комиссией по критерию №1 ООО «5 парк» было начислено 70 баллов.
Однако, договор от 16.05.2014, заключенный с Комитетом по транспорту по результатам конкурса, ООО «5 парк» исполняет с использованием автобуса марки МАЗ 203076 (год выпуска - 2012; государственный номер <***>).
Письмом от 17.10.2014 ООО «5 Парк» указало, что договор с ООО «Глобал БАС» не был исполнен и поставка автобусов не состоялась, в связи с чем на конкурс был заявлен автобус МАЗ 203068 (год выпуска - 2012; государственный номер <***>). Таким образом, ООО «5 Парк» необоснованно начислены 30 баллов за год выпуска автобусов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в части признания незаконным включения в конкурсную документацию предложений участника по изменению подлежащих возмещению затрат либо недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров и багажа, как противоречащее действующему бюджетному законодательству.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Согласно абзацу второму пункта 1, пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Конкурсной документацией предусмотрены критерий № 6 - оценка соблюдения участником лицензионных условий и критерий № 7 - оценка количества дорожно-транспортных происшествий участника, что не соответствует действующему законодательству.
Контроль соблюдения лицензиатами лицензионных требований установлен федеральным законодательством не относится к компетенции Комитета по транспорту.
Ввиду наличия вышеизложенных нарушений действующего законодательства при организации и проведении оспариваемых торгов, суд первой инстанции правомерно признал недействительным открытый конкурс на право заключения договора на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в Санкт-Петербурге, извещение о котором опубликовано 15.04.2014, в части лота № 5.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2014 по делу № А56-38279/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | С.И. Несмиян | |
Судьи | Т.В. Жукова Н.М. Попова |