ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
01 июля 2022 года | Дело № А56-29441/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
от ООО «Хонка-Парк»: не явился, извещен;
от ООО «ЛОЭСК»: ФИО3 по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3093/2021) АО «Ленинградская областная энергетическая компания» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2020 по делу № А56-29441/2020, принятое по заявлению публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области 3-и лица: общество с ограниченной ответственностью «Хонка-Парк»; акционерное общество «Ленинградская областная энергетическая компания»
об оспаривании постановления,
установил:
публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №047/04/9.21-280/2020, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Хонка-Парк», акционерное общество «Ленинградская областная электросетевая компания».
Решением суда от 14.12.2020 оспариваемое постановлении признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, АО «ЛОЭСК» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что Ленинградским УФАС России должны были применяться положения пункта 58 Правил технологического присоединения № 861. Кроме того, выводы суда о не предоставлении Обществом правоустанавливающих документов на все 8 кабельных линий 0,4кВ от ТП-8257 также не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Также Обществом указывается, что о наличии претензий к представленным документам было заявлено только в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении, при подаче заявления таких замечаний в адрес АО «ЛОЭСК» от ПАО «Ленэнерго» не поступало.
Определением апелляционного суда от 08.04.2021 производство по делу было приостановлено; определением от 31.05.2022 в отсутствие возражений сторон производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель АО «ЛОЭСК» жалобу поддержал; представитель заявителя выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в ранее представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление АО «ЛОЭСК» (вх. № 1875 от 19.02.2020) с жалобой на действия (бездействие) ПАО «Ленэнерго» о нарушении положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 30.10.2019 АО «ЛОЭСК» направило заявку № 00-02/3093 в ПАО «Ленэнерго» на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении, а именно акта об осуществлении технологического присоединения в отношении четырех линий КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-8257, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, д. Медный завод.
По состоянию на 11.02.2020 переоформленный акт об осуществлении технологического присоединения по заявке № 00-02/3093 от 30.10.2019 в адрес АО «ЛОЭСК» не поступил, в установленные сроки ПАО «Ленэнерго» не произвело восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении ПАО «Ленэнерго» требований пункта 69 Правил № 861, в связи с чем определением от 26.02.2020 в отношении ПАО «Ленэнерго» возбуждено дело об административном правонарушении №047/04/9.21-280/2020, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 11.03.2020 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № ПР/05/48, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 23.03.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №047/04/9.21-280/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу пункта 57 Правил № 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с соответствующим заявлением, к которому прилагаются документы, предусмотренные пунктом 62 Правил № 861.
В соответствии с пунктом 58 Правил № 861 по общему правилу права и обязанности двух смежных сетевых организаций, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
В связи с тем, что не установлен факт урегулирования соглашением прав и обязанностей ПАО «Россети Ленэнерго» (бывшая организация - ПАО «Ленэнерго») и АО «ЛОЭСК», возникающих в связи с восстановлением (переоформлением) документов сетевых организаций, указанные отношения регулируются разделом VIII Правил № 861.
Согласно пункту 59 Правил № 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов при необходимости восстановления утраченных документов о технологическом присоединении, переоформления документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств, переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а также наступлении иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
Таким образом, перечень оснований для переоформления (восстановления) документов о технологическом присоединении является открытым.
Согласно пункту 69 Правил № 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах «в» и «г» или «е» пункта 62 Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил № 861), сетевая организация не позднее 7-и дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 Правил № 861.
Как следует из материалов дела, 30.10.2019 АО «ЛОЭСК» направило в ПАО «Ленэнерго» заявку на переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой владельца ЭПУ.
Поводом для обращения АО «ЛОЭСК» в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении послужила передача ООО «Хонка-парк» построенных и присоединенных в 2010 году КЛ 0,4 кВ, отходящих от ТП-8257. С указанным заявлением АО «ЛОЭСК» представлен необходимый пакет документов: Справка о балансовой принадлежности; акт №20/11-15 приемки законченного строительством объекта от 16.11.2015; акт о технологическом присоединении №62508 от 21.10.2009; акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей №183-14 от 28.03.2014; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон №1836-14 от 28.03.2014.
Указанные документы подтверждают наличие у АО «ЛОЭСК» предусмотренного законом основания на ЭПУ, при этом нового технологического присоединения не осуществлялось, категория надежности электроснабжения, точки присоединения, схема внешнего электроснабжения в отношении ранее присоединенных ЭПУ не изменялись.
Соответственно, с учетом положений статьи 69 Правил № 861 сетевая организация (ПАО «Ленэнерго») обязана была рассмотреть заявление АО «ЛОЭСК» и не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдать переоформленный акт об осуществлении технологического присоединения по заявке № 00-02/3093 от 30.10.2019.
Исходя из установленного пунктом 69 Правил № 861 срока выдачи переоформленных документов (7 дней) следует, что решение по заявлению о переоформлении документов (в том числе запрос дополнительных документов) должно быть принято сетевой организацией в 7- дневный срок.
Установленный Правилами № 861 порядок рассмотрения заявлений потребителей о переоформлении документов о технологическом присоединении действует и в отношении сетевых организаций.
Пункт 58 Правил № 861, на который ссылается заявитель, предусматривает, что права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Между тем пункт 58 Правил № 861 не изменяет срок, предусмотренный пунктом 69 Правил № 861 (соглашением сторон определяются права и обязанности сторон, возникающие в связи с переоформлением документов таких сетевых организаций).
При таких обстоятельствах, вопреки ошибочным выводам суда первой инстанции, следует признать обоснованным вывод Управления о нарушении заявителем пункта 69 Правил № 861 в части нарушения срока и уклонения от переоформления документов о технологическом присоединении по заявке АО «ЛОЭСК», что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ (учитывая повторное совершение Обществом правонарушения его действия квалифицированы Управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Также следует признать ошибочными выводы суда о нарушении АО «ЛОЭСК» положений подпункта «а» пункта 62 Правил ТП в связи с не подтверждением перехода права собственности на заявленные объекты электросетевого хозяйства, поскольку не представлены документы на 9 линий, что в свою очередь является основанием для отказа в переоформлении документов о технологическом присоединении.
Между тем, указанные выводы являются ошибочными, поскольку в соответствии с фактической схемой присоединения от РУ-0,4 кВ БКТП-8257 ПАО «Россети Ленэнерго» отходят 8 кабельных линий 0,4 кВ, принадлежащих АО «ЛОЭСК». Указанные линии приобретены АО «ЛОЭСК» на основании договоров купли-продажи, заключенных с ООО «УСК» и ООО «ЭлектроСтрой» либо приняты по результатам приемки законченного строительством объекта, выполненным ООО «Хонка-Парк».
При этом, указанной в акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей линии КЛ-0.4 кВ с диспетчерским наименованием Л-8 фактически не существует, что подтверждается отсутствием на однолинейной схеме в акте информации о сечении и длины кабеля. Таким образом, информация в направленном заявлении о данном объекте (Л-8) объективно отсутствовала.
В данном случае АО «ЛОЭСК» были представлены все необходимые документы, позволяющие идентифицировать КЛ-0.4 кВ, отходящие от РУ-0,4 кВ БКТП-8257. Кроме того, информация о данных объектах электросетевого хозяйства содержится и в ранее оформленных документах об осуществлении технологического присоединения, составленных между ПАО «Россети Ленэнерго» и ООО «Хонка-Парк».
Более того, претензии к представленным документам были заявлены ПАО «Россети Ленэнерго» лишь в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении, в 7-дневный срок, установленный Правилами № 861, информация не запрашивалась, что в данном случае не опровергает выводов Управления о нарушении ПАО «Россети Ленэнерго» пункта 69 Правил №861.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем вышеуказанных требований Правил № 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Между тем, апелляционная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Таким образом, категория малозначительности совершенного правонарушения является оценочной и определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценив обстоятельства настоящего дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, принимая во внимание, что акт об осуществлении технологического присоединения по заявке № 00-02/3093 от 30.10.2019 подписан Обществом 30.12.2020, документы переоформлены и на сегодняшний день какие-либо разногласия между заявителем и третьим лицом по применению пункта 69 Правил № 861 отсутствуют, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава административного правонарушения допущенное Обществом нарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, не привело к возникновению каких-либо вредных последствий, в связи с чем может быть признано малозначительным.
По мнению апелляционной коллегии, в данном случае рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2020 года по делу № А56-29441/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Л.В. Зотеева | |
Судьи | М.И. Денисюк Н.И. Протас |